Не все спасутся: и это не по воле Божией, а по воле самих людей...

Не все спасутся: и это не по воле Божией, а по воле самих людей...

Архиеп. Николай Зиоров (†1915 г.) Беседа в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

Вныне чтенной притче, братие, раскрывается история домостроительства Божия о спасении людей, а точно также и история отношений человечества к этому «смотрению Божию»... Таким образом, притча эта имеет прежде всего историческое значение; но далее, при внимательном разсмотрении ея содержания, нельзя не видеть, что она имеет значение и для настоящаго времени, для всех людей, уже призванных в Царство Христово,— уясняя нам и будущую судьбу этих людей... Вникнем же глубже в ея содержание...

Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему...

Уподобися... Христос Спаситель любит употреблять в своих беседах приточную речь, т.е. братьподобия,сравнения,образыизвидимойприроды,— особенно из сельской жизни. Это Он делал для того, чтобы простой человек, не всегда способный к отвлеченному мышлению, мог с большею легкостьюзапоминатьЕго учение, яснее себе представлять дело...Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему..., т.е., другими словами: царство небесное, по своему характеру,— как высшее блаженство, как духовный пир в невечернем свете славы Божией,— и его устроение подобны тому брачному пиру, который устрояет один царь по случаю бракосочетания своего сына... Царство Божие— на земле в св. Церкви, а на небе, в месте вечнаго блаженнаго состояния душ, состоящее в вечных духовных благах, как, например, мире и радости о Дусе Святе, — еще прежде век было уготовано для людей; но, к сожалению, люди чрез грехопадение прародителей своих утратили было права свои на это царство Божие; Сын Божий, Второе Лице Св. Троицы, Своими искупительными заслугами стяжал для нас сноваэто наследие... Но получить его мы можем не иначе, как доказавши свои права на это наследие — первее всего крещением, а затем и чрез жизнь по вере в Иисуса Христа... Кто веру имет и крестится, и кто затем содержит ризу крещения чистою, неоскверненною от грехов,— тот спасен будет, т.е. получит уготованное ему царство от сложения мира...

И посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити... В этих словах раскрывается нам история промыслительнаго действия Божия о народе израильском... Этот народ был избран из числа всех прочих быть носителем идеи о Спасителе мира,— ему даны были закон и пророки, его сам Господь уготовлял к принятию Мессии... Для сей цели Господь воздвигал в разное время нарочитых мужей, которые, являясь к народу Божию, возвещали ему Его волю: это были пророки Божии по преимуществу. Но что ж? как принимали этих глашатаев воли Божией те, к кому они посылались?— Увы! очень не хорошо: инии убиени быша, другие же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 35-37)...

Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидпте на браки.— Вторично,— и уже во время пришествия самого Спасителя мира, были посланы Иоанн Креститель и св. Апостолы... Они возвещали, что Царствие Божие уже приблизилось, что настало время покаяния, а вместе с тем и спасения... — Они же, т.е. Иудеи, небрегше отыдоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя, т.е., остались глухи к этой проповеди, отдавшись каждый своим земным интересам, своим личным делам, не думая о высших, духовных интересах;— прочии же поступили еще хуже: емше рабов его, досадиша им и убиша их. Так это было с апостолами: их сажали в темницу и били, а Иоанна Предтечу и св. Апостола Иакова Праведнаго— тех и просто убили...

Итак, народ Божий, для котораго были посланы рабы с приглашением на брак,— этот народ в нравственной слепоте своей отверг это предложение, нанесши еще великое оскорбление Тому, Кто его звал на пир духовный.

И слышав царь той, разгневася: и послав воя своя, погубити убийцы оны и град их зажже... Это и сбылось над Иудеей и Иерусалимом во времена императоров Веспасиана и Тита, когда совершились судьбы Божии над сим градом и сим народом... Нельзя без содрогания читать описания всех тех бедствий и ужасов, какия постигли народ Божий за совершенное им преступление; довольно сказать, что от величественнаго града и великолепнейшаго храма, которому удивлялись все современники, воистину не осталоськамня на камне,— а вся Иудея, некогда цветущая страна, обратилась после того в пустыню и с тех пор никогда уже не поправлялась, хотя со стороны людей и были попытки возстановить ее из развалин... Таким образом, то, что предвещал еще пророк Моѵсей своему народу за уклонение от стезей Божиих (см. XXVIII гл. Второзакония),— сбылось с буквальною точностию.

Тогда глагола рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни: идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки... Званный народ оказался недостойным призвания, и Сам Господь, отвергая его, призывает других... Это, по изъяснению св. Апостола Павла, былиязычники... Язычники, до сего времени предоставленные самим себе, действительно блуждали по распутиям мира сего, и ко времени Христа Спасителя чуть не дошли до совершеннаго отчаяния... Разложение, умственное и нравственное, в греко-римском мире было полное... И вот, в это самое время, Господь, не хотящий никому погибели, но хотящий всем спастися и в разум истины приити, призывает и их ко спасению...И исшедша рабы оны, т.е. апостолы, пастыри и учители церкви,—на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых, и исполнися брак возлежащих... В Церковь Христову обращались излыеидобрые. Злых влекли туда свои расчеты, например: жить на чужой счет, без труда,— так как первые христиане имели все общее, разнаго рода привилегии для христиан, особенно со времени Константина Великаго, объявившаго христианскую религию господствующею в империи и предоставившаго христианам разнаго рода гражданския привилегии... Таким образом, Церковь Христова наполнилась не только добрым, но излыми,— людьми своекорыстными и расчетливыми...Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное. И глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна; он же умолча. В этом вхождении царя в пиршественную залу можно видетьсуд Божий, который постигнет всех людей—во первых, при кончине каждаго непосредственно, аво вторых, во время всеобщаго и Страшнаго Суда... Когда Христос явится каждому из нас при кончине нашей, а затем всем при кончине мира, тогда объявятся не только все дела наши, но даже и все помышления наши,— тогда каждый предстанет пред Него, своего Судью и Мздовоздаятеля, со всем, яже соделал в жизни своей; тогда будет видно,кто в какой одежде... Каждому, входящему в царство Божие на земле, или— в церковь, даетсясветлая одеждапо выходе из купели крещения, как сѵмвол очищения от грехов, подобно тому, как по восточному обычаю, всякому гостю царскому, приглашенному на пир, выдавалась, если он не имел своей собственной праздничной одежды,парадная одежда царскаяиз царских хранилищ, и всякий, кто не имел своей приличной одежды, если бы не взял царской, считался бы оскорбителем царскаго величества; так точно будет и в царстве Христове: кто явится не в брачной одежде, т.е., без добрых дел, без чистой веры, а в скверне греховной, тот будет считаться оскорбителем чистоты и святости места, оскорбителем величества Божия,— словом, недостойным того наследия, на какое он предявляет свои притязания...

Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом.— Лишение света полагается великим наказанием человеку грешнику; почему?— а потому, что при отсутствии света, человек не может получать впечатления из видимаго мира чрез зрение,— для него закрывается целая область жизни духовной: это тоже, что голод телесный... Как без пищи тело мучится, страдает, так без света душа страдает, истаявает, ибо лишается притока свежих впечатлений. Как в природе растение без света блекнет и погибает, а животное растет болезненно и бывает худосочно и недолговечно,— так точно гибельно и для человека лишение духовнаго света в царстве славы...Тогда будетдействительноплач и скрежет зубом!

Мнози бо суть звани, мало же избранных! — Так заключил Господь Свою притчу, т.е., хотя искупительныя заслуги Христа Спасителя простираются на весь мир, на все человечество в прошедшем, настоящем и будущем, тем не менее не все спасутся, — и это не по воле Божией, а по воле самих же людей... Значит, может случиться, братие, что в число малоизбранных можем мы с вами и не попасть, — значит, может случиться, что и нас ввергнут во тьму кромешнюю... Когда и при каких обстоятельствах это может случиться?— Это может случиться со всяким из нас, кто нося имя христианина, да притом еще и православнаго, живет, однако же, не по христиански, не по православному, кто, дав обеты крещения, не старается их соблюдать, — кто, отрекшись от диавола и ангелов его и сочетавшись Христу, следует, однако же, не по заповедям Христа, а по влечению своей греховной плоти, по внушениям диавола... О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, — говорит Христос Спаситель; больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя,— любяй заповеди Его соблюдает...

Нев укоризну, а только в напоминание скажу вам, что я, как вестник Божий, глашал неоднократно вас сюда в храм, призывал к таинству покаяния и приобщения св. Таин в посты Петровский и Спасов, — умножал для сего число служб недельных и пр. Что ж?! все ли послушали моего гласа?— Увы! из многих званных немного, однако же, явилось избранных: вероятно, всякаго рода «злобы дня» удержали от этого... А между тем, кто поручится и в одном дне своей жизни... Не откладывайте же, братие, никогда надолго того, что можно сейчас сделать, ибо не весте ни дне, ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет... Имеяй уши слышати, да слышит. — Аминь.

1893 года, 24-го Августа. г.Чикаго.

Источник: Проповеди Преосвященнаго Николая, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго.— Нью-Иорк: Типография «Православнаго А.Вестника», 1897. — С. 262-269.

 

Написать комментарий