Нам должно искать то, чего земля не может дать

Нам должно искать то, чего земля не может дать

Прот. Герасим Павский († 1863 г.) Притча о талантах (Матф. 25, 14-30).

В притче о талантах иносказательно говорится о добром и худом употреблении даров Божиих, и о тех следствиях, какия произойдут из того в свое время. В одежду простой и понятной притчи облек Иисус Христос высокую, глубокую и многообъемлющую истину, т.е. что всякой дар Божий надобно употреблять на пользу. Разскроем смысл сей притчи в надлежащей полноте его.

Притча говорит, что некоторый человек, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих, и поручил им имение свое. Подобным образом Божественный Иисус многое или, лучше сказать, все вверил человекам. Действительно, что ни имеем мы, все сие принадлежит Ему, как Господу нашему, Который теперь отшел от нас, но по долгом времени опять возвратится, и потребует отчета от рабов своих. Здесь Он говорит о себе, как о Властителе вселенной, Которому все предано Отцем Его, и Который раздает блага свои всем людям, даже и тем, которые не знают имени Его, но в свое время узнают Его. Итак все, что ты имеешь, человек, есть дар Божий, данный тебе Иисусом Христом. Это наследство, которым ты пользуешься; это уважение, в каком ты находишься между людьми; этот великий ум, его предусмотрительность и прозорливость, которыми ты отличаешься от тысячи подобных тебе людей; это нежное сердце, которым ты любишь других, и за которое другие любят тебя; это благородство души; которое делает тебя почтенным; эта твердость воли, с какою ты побеждаешь препятствия на пути к добру и истине: все это есть свободный дар Божий, который вверил тебе Иисус. Посему в полном смысле верно слово Апостола: что имаши, егоже неси приял (1Кор. 4, 7)?

Поистине, нет ни одного человека, который бы не получил какого либо дара от руки Божией. Укажите мне в целом мире хоть одного, который бы вовсе не имел возможности действовать на других и помогать им, чем бы то ни было. У каждаго есть известная мера разсудка, у каждаго есть сердце; каждый от природы получил чувство добра, истины и правоты. Бывают случаи, что беднейший из людей иногда может нечто дать, слабейший может помочь, тупоумнейший подать совет. Все имеют таланты, данные им Богом!

Нет сомнения, что таланты сии не одинаковы; одному дано пять талантов, другому дватретьему один: каждому по его силе, какую видел в нем господин. Причина, почему один получил от Бога более даров, другой менее, сокрыта от недальновиднаго взора нашего: но она действительно есть. Премудрый всегда действует премудро: Он раздает каждому таланты, смотряпо силе его. По предопределению сего-то премудраго Промысла Божия, у одного много имущества, у другаго менее, а у третьяго весьма мало. Один имеет ум быстрый, светлый и проницательный; он легко все обнимает, и во все прозирает: а другой и с большим усилием и напряжением не может столько видеть, сколько одним взглядом видит первый. Один стоит высоко, и с высоты своей может благотворить тысячам, и напротив есть тысячи людей, которые не могут доставить счастия ни одному. Не только в частности между людьми примечается такое разнообразие даров; даже целым народам Промысл даровал не одинаковую меру ума, богатства, мужества и земнаго счастия. И о народах и о веках можно сказать, что одному народу и веку дано пять талантов, другому два, третьему один.

Кажется, что рабы, получившие таланты, наперед знали, на что даны им оные. Впрочем, хотя бы им и не сказано было о сем, само собою разумелось, что они должны были торговать, и приобретать прибыль для себя, или для господина своего. Тоже должно сказать и о всяком человеке, получающем дары от Бога. Он очень хорошо знает, на что дает ему Бог дарования и силы, и как должно употреблять их. А есть ли бы кто не ясно знал, или забыл это, то у него есть напоминатели. Собственное внутреннее чувство говорит богачу, чтоб он богатством своим делился с людьми неимущими. Если ж это чувство в нем подавлено, и говорит не довольно громко; то Писание напоминает ему: у кого две одежды, тот дай не имущему (Лук. 3, 11). Собственное внутреннее чувство говорит вельможе, стоящему на высокой степени земнаго счастия, чтоб он с высоты своей изливал благодеяния на других. Есть ли же это чувство заглушено в нем; то напоминает ему слово Спасителя: больший из вас да будет всем слуга (Матф. 23, 11). Собственное внутреннее чувство внушает человеку умному и образованному, чтоб он добрыми советами и наставлениями помогал людям, не имеющим опытности и прозорливости; тоже самое говорит ему и Священное Писание: служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил (1 Петр. 4, 10). Мы сами чувствуем, что наилучшее совершаем служение Богу, когда делаем добро людям. После добраго дела, предпринятаго для пользы других, веселее и свободнее подъемлешь взор свой к небу, и как бы слышишь в сердце своем внятно говорящий голос Спасителя:что сделали вы одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали (Матф. 25, 40).

Притом, когда со вниманием посмотрим на видимую природу; то найдем, что Бог постоянно являет ей свои благодеяния, и что Он всегда хочет видеть плоды, возращаемые Его благотворением. Он не станет собирать там где не сеял; но никогда и нигде не сеет напрасно. Бог влагает в земныя растения питательный сок, и хочет, чтобы растение от того росло и употребляло в свою пользу падающий на него дождь и росу, и согревающий его солнечный луч. Если роса, дождь и солнце не станут оживлять растения, то оно неминуемо пропадет. Бог всякой день доставляет пищу и дыхание телам нашим, посредством различных яств, пития и воздуха; и хочет, чтобы тела от того росли и поддерживали свою жизнь. Тело, которое не станет питаться пищею и питием, и дышать свежим воздухом, сделается больным. Итак для жизни всего растущаго и зреющаго в окружающей нас природе потребны две, равно необходимыя вещи — дар Божий, и надлежащее употребление сего дара. Но что усматриваем во внешней природе, тоже самое происходит и внутри нас, в духе нашем. И здесь Бог сеял и сеет для того, дабы пожинать; и здесь Он хочет, чтобы посеянное Им не было сеяно напрасно. Он дал и дает нам силы, способности, и все потребное для сохранения и совершенства духовной жизни нашей, и вместе хочет, чтобы дарованное Им употреблено нами было в пользу. Кто не пользуется своею способностию и данною ему силою; тот ее потеряет. Кто не пользуется светом ума своего; у того он затмится. От добраго и Богоугоднаго употребления прежде сообщенных нам даров Божиих зависит то, будем ли получать их впредь, или останемся вовсе лишенными даров.

Так воспользовались полученными талантами двое из тех рабов, о коих сказано в притче. Они начали торговать, приобрели прибыль, и сделались богатее;деньги их, употребленныя на то, на что оне обыкновенно употребляются, приумножились.Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело, и приобрел другие пять талантов. Так же точно и получивший два таланта,приобрел другие два. Это же самое случится и с тобою, кто бы ты ни был, если свои дарования ты будешь употреблять по воле Божией. Чем более будешь давать, тем более у тебя останется. Чем более будешь служить другим, тем больше услужишь себе. Чем более будешь просвещать других и преподавать им добрые уроки, советы и наставления; тем более научишь, наставишь и просветишь самаго себя. Чем более будешь радовать других; тем более будешь радоваться сам. Это по видимому странно, но совершенно справедливо. Бог так устроил нашу природу, что, действуя для блага других, мы всегда действуем в свою пользу, и что всякой подвиг чистаго человеколюбия есть вместе подвиг истинной любви к самому себе.Кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва (2Кор. 9, 6).

Но не все рабы, получившие таланты, сделали из них доброе употребление.Получивший один талант, или озлобившись на то, что получил мало, или поленившись употребить деньги по воле господина своего,пошел,закопал талант в землю, и скрыл сребро господина своего. Вот живое изображение столь многих тысяч людей, которые получают от Бога дарования и способности, и оставляют их без употребления. Оне у них зарыты в землю; оне столь же мало доставляют им и другим пользы, как зарытыя в землю деньги. Что дал им Бог, то у них есть, а более ничего. Они не пользуются своим умом, дабы научить мудрости и благоразумию себя и других. Ни одного алчущаго они не накормят, ни одного плачущаго не утешат, хотя сами живут в полном изобилии, среди всех утех и радостей. Бог дал им чувство, дабы восхищаться красотами и великолепием природы, вложил в них любовь к благам небесным, и однакож они не пользуются сими дарами, чтобы лучше познать и пламеннее возлюбить Творца своего и Господа. То природное мягкосердие, которое могло бы сделать их благотворителями рода человеческаго, остается у них втуне. Они не хотят доставить счастия ни одному человеку, хотя бы могли сделать счастливыми многих. Во всю жизнь свою они не подвигаются вперед на пути добра. Дарованный им талант зарыт у них в землю.

Праведен и суд, произнесенный на рабов, принявших таланты. Долго живут они, не зная точно, кто из них угождает Господу, и кто нет. Нопо долгом времени, — заметьте это выражение, —возвращается господин рабов тех, и требует у них отчета. Хотя поздное, однако же верное произносится суждение об их поведении, и делается праведное решение судьбы их.

Во первых, выступает тот, который получил пять талантов. Принесши другие пять талантов, говорит он коротко и спокойно, как только может говорить спокойная совесть. Он знал, что сделал все для него возможное.Господин, говорит он,ты дал мне пять талантов; вот, я приобрел на них другие пять талантов. Сказав сие, он молчит и ожидает ответа из уст господина своего. Ответ был следующий:хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего. О, как приятно было слышать такую похвалу из уст господина! О, как приятно будет услышать такое слово из уст Судии всех, Господа нашего Иисуса Христа! Если добрые люди хвалят нас за честность и верность; то они еще не знают, что у нас в сердце, и похвалы их не много приносят нам радости, когда глас собственной совести осуждает нас. Но если будет хвалить Тот, Кто знает глубины сердца нашего, ине имеет нужды, чтобы кто свидетельствовал Ему о человеке; ибо Сам знает, что в человеке (Иоан. 2, 25): то похвалу Его примет сердце с полною радостию. Его суждение есть суждение непорочной совести.

При сем не оставим без внимания отзыв Божественнаго Учителя о достоинстве земных даров. Смотрите, даже тому, кто получил пять талантов, то есть, больше всех, сказано:в малом ты был верен. Все, что мы ни имеем на земле, даже самое отличное и блистательное, маловажно. Правда, большое имущество, образованный ум, знатность, мужество, добродушие суть важные для людей дары Божии: но в сравнении с будущими благами и радостями, здешний богач беден, величайший мудрец недальновиден, могущественнейший человек маломощен, чувствительнейший и добродушнейший не далек в добре. Войти в радость господина, то есть, участвовать в радостях Господа нашего Иисуса Христа, и наслаждаться с Ним славою, какую Он имел искони у Бога, и какую приобрел на земле подвигами любви и страдания, есть конечно верх блаженства. Ничто земное, как бы оно ни было велико и славно, не может сравняться с сим блаженством, ни по своему величию, ни по своей продолжительности, ни по своей питательности для безсмертной души нашей.

Вслед за первым выступает и другой раб, получивший два таланта, и говорит господину своему:господин! ты дал мне два таланта; вот я приобрел на них другие два таланта. И он получает такую же похвалу, какую получил имевший, и хорошо употребивший пять талантов. Итак не в том дело, кто получил более или менее даров, а в том, чтобы полученное было хорошо употреблено. Если бы и тот раб, которому дан один талант, был верен и рачителен в употреблении полученнаго им дара, то он без сомнения получил бы такую же похвалу, какую и прочие. Напротив, если бы получивший пять талантов был также нерадив и неверен, то и он был быброшен во тьму внешнюю. И потому никто не хвались полученным от Бога даром: дар по тому самому, что он есть дар, не поставится тебе в заслугу; в заслугу поставится тебе одно только верное употребление сего дара. Равно никто не смущайся и тем, что получил от Бога не много даров, и не думай подпасть ответственности за то, что не делаешь столько, сколько делают другие. Будь только верен в своем малом; и придет время, когда ты поставлен будешь над многим.

Наконец, подошел к господину и третий раб,получившийот негоодин талант, и сказал ему:господин! я знал тебя, что ты человек жестокой; жнешь, где не сеял, и собираешь, где не расточал; и убоясь, пошел, и скрыл талант твой в землю. Вот тебе твое. Всякой чувствует, что сими словами обнаруживается дерзость и наглостьа не боязнь, о которой говорит раб. Он хочет извиняться, но сам знает, что извинить себя не чем. В таком случае обыкновенно подавляет человек собственное свое чувство, и для оправдания своего прибегает к дерзости. Лукавый раб конечно знал, что талант дан ему не для того, дабы зарыть его в землю, а для того, дабы употребить в пользу; и однако ж он не употребил его. Он чувствовал, что худо сделал; и однако ж не думает обвинять себя, а старается сложить вину свою на невиннаго господина. О, как часто все мы делаем это! Но послушаем, что отвечает господин на извинение сего раба, и как он осуждает его собственными его словами.Раб лукавый и ленивый! когда ты знал, что я жну,где не сеял, и собираю, где не расточал; то за чем ты не отдал серебра моего купцам? Тогда я, возвратясь, получил бы мое с прибылью. Доселе ты был раб ленивый, а теперь выказал себя и лукавым. Так некогда Судия мира будет отвечать на все наши извинения и оправдания, которыми мы не стыдимся прикрывать свою виновность пред Ним. И какой же будет приговор? Возьмите у него талант, и отдайте имеющему десять талантов. А непотребнаго раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов.

Всякому, говорит при сем Иисус Христос,имеющему дастся, и приумножится; а у неимущаго возьмется и то, что имеет. Теперь пусть всякой возьмет себе на замечание, что от нашей зависит воли получить там в царстве небесном, более или менее. Если ты худо употребишь на земле дар свой, т.е. свое богатство, знатность, мудрость; то не ожидай, чтобы небесныя сокровища сделались твоим достоянием. А если ты хорошо пользовался дарами Божиими на земле; то на небе получишь их более, нежели сколько имел здесь. Как Государь не сделает того главным сановником, кто и к низким должностям едва способен: так и Бог не поставит того над многим, кто не совершенно будет верен Ему в малом. Не думай, богачь, что ты будешь там владеть большим богатством, когда здесь не хотел употребить своего имения, по воле Божией. Если ты и в гибнущем богатстве не был верен, кто поверит тебе вечное?

Но всяк, кто ищет на земле потребнаго для блага души своей, и употребляет на то все силы свои, будь спокоен, и жди благословения Божия. Ты видишь, брат, с чего нам должно начинать, чтобы получить то, чего земля не может нам дать. Ты ищешь чистейшаго света и большей уверенности в том, что для тебя всего важнее: и я ищу с тобою! Будем же пользоваться тем светом, какой дал нам Бог, сколько бы он ни был мал; будем употреблять его на то, чтобы усовершать себя и других в добродетели, и водворять мир в совести. Будем ожидать того времени, когдапоставят нас над многим. Ты ищешь сил возвыситься над всеми вожделениями плоти, чтобы держать себя чище и вести жизнь благороднее: и я ищу с тобою! Будем же верно употреблять те силы, какия даны нам от Бога; будем пользоваться всяким случаем, чтоб воспитывать и усовершать внутренняго человека. Видя нищаго, не имеющаго насущнаго хлеба, видя больнаго мучимаго страданием, слыша вопли несчастнаго, потерявшаго драгоценнейшее сокровище жизни, ты желал бы иметь всякую возможность отвратить сии горести: и я того ж желаю! Будем же до времени пользоваться тою возможностию, какую ныне дал нам Бог. Будем отирать каждую слезу, которую отереть можем; будем отклонять всякую беду, какую отклонить можем. Будем ждать того времени, когда жаждою сострадания перестанут томиться сердца наши. Многое потребно для того, чтобы напитать жаждущую безсмертных благ душу; но придет время полноты и совершеннаго блаженства, итогда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их (Матф. 13, 43). Кто здесь верен был в малом; там поставлен будет над многим!

Источник: Притча о талантах (Матф. 25, 14-30). // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии».— СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Министерства Внутренних Дел, 1835.— Часть IV.— С.292-310.

 

Написать комментарий