Введение ЕГЭ и платного обучения еще больше обезличивает приём в медвузы

Введение ЕГЭ и платного обучения еще больше обезличивает приём в медвузы

Статья профессора Юрия Абаева, главного редактора журнала "Здравоохранение", за сентябрь 2015 г.

Врач — древняя и почитаемая профессия, смысл врачевания — благоговение перед жизнью и облегчение страданий; фундамент — сострадание и постоянная готовность помочь; нравственный стержень — милосердие; основные регуляторы деятельности — совесть, честность, культура. 

Врач несет бремя ответственности, начиная от заповеди «не навреди» и заканчивая долгом бороться за жизнь каждого пациента, не считаясь со своим настроением, желанием и состоянием собственного здоровья. И уже только за это государство должно заботиться о престиже и достойном статусе медика.

Выбор такой социально значимой профессии не должен быть случайным — специальность медика предполагает наличие определенных свойств характера и душевных качеств. Парацельс утверждал: «Врач не смеет быть лицемером, старой бабкой (болтуном, сплетником), лжецом, легкомысленным, но должен быть правдивым человеком... Сила врача — в его сердце. Величайшая основа лекарства — любовь». Без призвания профессиональные знания и навыки врача становятся инструментом ремесленника, не способного к продуктивной творческой деятельности. Конечно, важен процесс обучения в медицинском вузе, однако такие черты характера, как гуманизм и милосердие можно развить, если есть их зачатки, в сложившемся человеке воспитать их вряд ли возможно.

Известный хирург, профессор Э. Г. Салищев, обращаясь к студентам-медикам, говорил: «Мне кажется, что любого человека, даже глупого, не явного олигофрена можно обучить врачеванию и выдать ему диплом врача. Но чтобы стать настоящим врачом требуется призвание. Именно призвание может преодолеть все невзгоды в труде. Именно призвание может заглушить неприятные запахи от язв и смрад от трупа, который надо изучить. Но если вы не почувствуете призвание, если вас устрашит предстоящий труд в этой постоянной сфере страданий, мой совет вам, коллеги, уходите. Уходите пока не поздно — иначе вы принесете не пользу, а вред. И немалый. И постоянно будет висеть над вами проклятие тех, кого вы будете пользовать». Мотивом для выбора медицинской специальности должны быть сочувствие и любовь к пациенту, потребность делать добро и находить в этом счастье, а белый халат — быть символом чистоты помыслов и чести, которые нельзя запятнать. Хорошо сказал академик А. Ф. Билибин: «На пути становления врача необходимы два света: свет знания, разума и свет души». Особенно актуально это теперь, когда лечебно-диагностическая техника все больше «отдаляет» врача от пациента, ослабляя столь важные в медицине личностные контакты.

К сожалению, несовершенство приема в медицинские вузы приводит к тому, что среди студентов встречаются сомневающиеся в правильности своего выбора, иногда просто случайные люди. Это подтверждает рост числа разочарованных своей будущей специальностью в процессе обучения. Делая выбор между духовным и материальным, не всегда принимается решение в пользу первого. Не потому ли существуют врачи, для которых пациент только «случай» и «материал» для применения своих знаний, а большинство дел по привлечению медиков к уголовной ответственности связано не с недостаточной квалификацией, а с низкими моральными качествами.

О необходимости специального отбора поступающих в медицинские вузы говорили многие известные ученые-медики (Е. М. Тареев, Б. В. Петровский, В. В. Кованов, Н. Е. Савченко, Е. И. Чазов и др.).

Профессиональная ориентация должна начинаться со школьной скамьи. Целесообразно практиковать работу в лечебных учреждениях с рекомендацией для поступления в медицинский университет. Будущему врачу крайне важно почувствовать свою необходимость больному, услышать его «спасибо». Профпригодность должна выявляться и на подготовительных отделениях вузов. Перед поступлением — собеседование в комиссии из авторитетных клиницистов. Нужно выяснить, что лежит в основе решения посвятить себя медицине (престиж профессии, неспособность найти себя в чем-то другом, влияние родителей или желание помогать людям и облегчать их страдания). Акцент — на личность абитуриента, его моральные качества, эрудицию, стремление работать на поприще медицины, а не только на баллы по профильным предметам. При этом зачисление должно быть рассчитано на отсев поступивших без призвания, по ошибке или недоразумению.

Сейчас нет обоснованных критериев, позволяющих определить пригодность к врачебной деятельности, а введение ЕГЭ и платного обучения еще больше обезличивает прием в медицинские вузы. Не в этом ли причина выпуска посредственных врачей?

АВТОР: Юрий АБАЕВ - доктор медицинских наук, профессор, главный редактор журнала «Здравоохранение». В 1972 г. закончил Минский государственный медицинский институт. С 1973 по 1975 год работал врачом-хирургом Костюковичской районной больницы Могилевской области, с 1975 по 1984 год - врачом-хирургом, заведующим отделением Центра детской хирургии на базе 1-й городской клинической больницы г. Минска. С 1984 - ассистент, доцент, в настоящее время - профессор кафедры детской хирургии Белорусского государственного медицинского университета. Автор 7 монографий, учебного пособия, 400 научных публикаций.

Источник: http://www.zdrav.by/

Написать комментарий