Епископ Леонид Толмачев не согласен с преподобными Оптинскими Старцами

Епископ Леонид Толмачев не согласен с преподобными Оптинскими Старцами


Приехали мои два семинариста из Оптиной пустыни, какие-то хмурые. Я спрашиваю:

– Как вам Оптинская обитель?

– Хорошо, понравилось.

– А чего какие-то унылые?

– Да не, нормально все.

– Ну, – спрашиваю, – расскажите, что и как.

– Были на беседе у нового наместника епископа Леонида. Только как-то после этой беседы выть охота, – сказал Иван, с ухмылклой.

Я попросил Антонину, чтобы показала мне эту беседу. И понял, почему мои орлы воробьями прилетели. Наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид (Толмачев) советовал семинаристам самим решать свои жизненные вопросы. А это в корне противоречит не только учению преподобных Оптинских Старцев, но и Православию в целом.

«Вы должны сами для себя решить, ваше это или не ваше, – говорит епископ Леонид. – В жизни вы должны быть честны перед собой. Не надо лукавить себе и говорить: да, я вот это сделаю. Мне тяжело, может это не мое, но все-таки я буду это исполнять».

Антонина поставила на паузу. А я говорю:

– И в чем же здесь лукавство? Разве не понуждающие себя во всем наследуют Царствие Небесное?

Включила дальше:

«Лучше не лукавьте, – говорит владыка. – Чем дальше вы заходите, чем дальше вы пытаетесь себя как-то убедить в совершенно другом, тем хуже оттуда возвратиться, тем проблемнее для вас будет. Поэтому постарайтесь сами для себя понять, ваше это или не ваше».

– Интересная мысль, – говорю. – Но не новая. Чем-то напомнила детский советский кружок: «Сделай сам». Неужели владыка Леонид не знает, что человеку самому, без Бога, без совета духовника или духовно-опытного старца узнать волю Божию невозможно.

Открываю книгу Оптинских Старцев и читаю письмо преподобного старца Макария: «Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано – Богу неприятно».

– Вот она мудрость, – говорю. – Жаль что наместник еще молод и не имеет согласия с Оптинским преподобным Старцем. Он ведь пытается убедить ребятишек в обратном.

Слушаем дальше:

«Только вы решите, никто другой, – говорит епископ Леонид. – За вас никакой старец не ответит, что это вам надо учиться или вам надо не учиться. Чем-то другим, работой заниматься. Работой какой-то или еще что-то делать».

– Во как, – говорю, – У нас что, снова борьба со Старчеством началась? Да еще если сам наместник обители, где старчество несколько веков процветало, так говорит – то это вообще беда.

– Я читала, как преподобный Амвросий благословил одной девице в монастырь, а она очень замуж хотела. – говорит Антонина.

– Так и есть, – говорю. – Молится христианин Богу и просит, чтобы Господь открыл волю Свою через Старца. А что эти юные сорвиголовы могут сами решить? Они не знают какую футболку с утра надеть. И если дозволить выбирать самим, чем заниматься по жизни, то целый день тупо в гаджетах просидят.

Читаю в книге у преподобного старца Льва Оптинского подтверждение: «Молодому человеку своя воля – душетлительна и впоследствии приведет к наибольшей пагубе».

– Так и есть.

Слушаем дальше в надежде, что быть может епископ Леонид поправит свои мысли и скажет, что-то вроде: простите, оговорился. – Нет. К сожалению, он продолжает лить заразу самости. И явно не согласен он с Оптинскими Старцами. Говорит: «Важно, чтобы вы сами поняли. И поймите, на будущее тоже не пытайтесь, чтобы за вас кто-то решил какие-то вопросы, а сами учитесь решать».

– Стоп, – говорю Антонине. – Выключай эту ересь. Это же прелесть какая-то падших ангелов. Как может самость быть добродетелью?

Читаю у преподобного старца Амвросия: «Корень всему злу – самость и упрямость, растворяемые завистию и заправляемые обольщением вражиим, поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия».

– Вот истина Православная. Не верьте себе, дети, пока не ляжете в гроб. Кто себе доверяет, тот никогда не отсечет свою греховную волю и не прилепится к воле Божией. Верят себе и сами принимают решения только фарисеи. А этот Леонид, прости меня Господи, либо не знает учения Православной веры, либо не согласен с ним из-за собственной фарисейской самости.

«Лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле, – пишет преподобный старец Амвросий. – Об этом и в отеческих писаниях сказано. Послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо; и кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан».

– Нет. Больше в Оптину не ногой. Пока там дают такие советы, вам там, дети мои, делать нечего, – говорю. – Что-то, видимо, происходит неладное. Оптина всегда была оплотом смирения и мудрости, а не самости и горделивых фантазий. Царствие Небесного архимандриту Венедикту. Видимо, с ним для нас Оптина и умерла. Дай Боже, чтобы она поскорее воскресла.

Из книги протоиерея Михаила Воскресенского

«Традиция Любви»

Написать комментарий