Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Русь-Фронт



О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

Исследуя вопрос о сложившейся не так давно практике совершать Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время суток, мне попалась на глаза информация из католических источников о подобном нововведении в отпавшей от Христа и Его Церкви латинской конфессии, где организаторами второго Ватиканского собора (1965 г.) эта практика была узаконена.

литургия преждеосвященных даров вечером - обновленчество

Исторический экскурс
В католической конфессии вопрос о совершении Литургии в вечернее время впервые был поднят в XVI веке.
Известно, что в 1566 году папа Пий V-й строго-настрого запретил вечерние Литургии, и этот вопрос не поднимался у католиков вплоть до XX века.  В период же до начала Первой мировой войны среди латинских служителей начали возникать прения о возможности совершения Литургии в любое время суток. Слухи об этих спорах дошли до папы Пия X, который в 1917 году запретил вечерние Литургии каноническим правилом (Can. 821 § 2 Кодекса канонического права). Однако 19 марта 1957 года папа Пий XII составляет новый канон, отменяющий 821. Канон под номером 931 гласит, что совершение Евхаристии может быть в любой день и в любой час, если это не нарушает литургических норм (Can. 931: Die Feier und Austeilung der Eucharistie darf an jedem beliebigen Tag und zu jeder Stunde erfolgen, soweit dies nicht nach den liturgischen Normen ausgeschlossen ist.)
После второго Ватиканского собора вечерняя Литургия у католиков стала называться «Abendmesse» – «вечерняя месса».
Апологетика вечерних месс у католиков очень схожа с аргументами, которые приводят сегодня защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Православной Церкви. Это прежде всего то, что Литургия в Евангелии именуется «Тайной вечерей». Это и исторические фантазии вокруг традиции соединения богослужебного чина вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров и, конечно же, удобство прихожан, которые днем трудятся на светской работе, а по окончании ее могут пойти в храм и причаститься.

Тайная вечеря
Относительно Тайной вечери надо сказать, что о времени ее совершения святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит: «Яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и Чашу по вечери, глаголя: сия Чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» (2 Кор. 5, 14-15).
Из апостольского послания ясно, что Тайная вечеря совершалась ночью: «в нощь, в нюже предан бываше», совершалась в воспоминание не только страданий, но и преславного Воскресения Христова. И мы знаем, что праздник Православной Пасхи есть как бы краеугольный камень литургического времени всего богослужебного года. Совершается Литургия на Пасху всегда ночью, как об этом и повествуется в Евангелии: «зело рано…». Святыми апостолами, по преданию, время совершения евхаристии изначально было установлено с начала суток до полудни, и никогда евхаристия не совершалась в другое время. Это было настолько очевидно, что не имело нужды в утверждении в письменном законодательстве. 

Соединение вечерни с Литургией
В те дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, то, согласно Типикону, она совершается сразу после вечерни. Защитники «вечерних месс» утверждают, что раз вечерня должна служится вечером, то и Литургия Преждеосвященных Даров должна быть также в вечернее время суток. Но эти «аргументы» не выдерживают даже мало-мальской критики. Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия - после полуночи («зело рано»). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают. Добавлю, что по Типикону вечерня переходит в Литургию не только в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, но и в навечерие Рождества и Богоявления. Так же вечерня Великой Субботы соединяется с Литургией. Однако это ни в коей мере не означает, что в эти дни Литургия должна совершаться вечером.

Ради комфорта прихожан
Стараясь угодить своим последователям, латинская конфессия приняла множество новшеств. Это и удобные кресла в костелах, и сокращение мессы (до 30-40 минут), чтобы не утомились «молящиеся», это и упраздненные и ослабленные посты (вкушение рыбы и даже птицы Великим Постом). Не исключение и «вечерняя месса», которая также совершается якобы для удобства тех, кто днем работает, а рано утром не в силах подняться с постели, чтобы сходить на службу.
С появлением «вечерних месс» у католиков возникла проблема соблюдения поста перед причастием. Сначала они, как и наши православные приверженцы вечерних Литургий, не вкушали весь день, чтобы причаститься. Затем папа Пий XII в 1957 году уменьшил «sacram communionem» до трех часов, а в 1964 году пост перед причастием был сокращен папским орденом «XXI Mensis» до одного часа. На втором Ватиканском соборе эта практика была узаконена и по сей день применяется у латинян. Думается, что в скором времени подобные новшества будут вводиться и у «православных» любителей всего католического.

Любовь к католическому и филокатолики  
Изучая феномен «вечерних Литургий», у меня возник вопрос: «почему это католическое новшество прижилось в православных приходах?» Ответ оказывается абсолютно простым: причиной появления в нашей Церкви «вечерних Литургий» стала любовь некоторых иерархов XX века ко всему католическому. Их экуменическое заблуждение о том, что святая Церковь якобы разделилась и значит нуждается в соединении, привело к стремлению реформировать нашу Православную Церковь, дабы иметь как можно меньше расхождений с «братьями»-католиками.  Одним из основоположников «вечерних Литургий» был председатель только что созданного на тот момент Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который присутствовал в качестве наблюдателя на втором Ватиканском соборе латинян.
Никодим Ротов, вечерние литургии
Решения этого инославного собора впоследствии практически полностью были перекопированы в синодальные постановления РПЦ МП. Это и экуменическое отношение к отпавшим «христианам»- старообрядцам, и антиканоническое евхаристическое общение с латинянами, и, конечно же, «вечерние Литургии».
В 1969 году Синод РПЦ МП рассмотрел вопрос о вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров. По просьбе митрополита Никодима, к Патриарху Русской Церкви обратились  митрополит Антоний (Блюм) - Патриарший Экзарх в Западной Европе и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан - Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки.
Правящий Сурожской епархией митрополит Антоний с восторгом писал в своем письме, что уже год назад он совершил несколько Преждеосвященных Литургий по вечерам, а архиепископ Ионафан поднял также вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед Причастием на «вечерней Литургии».
Изрядно расплывчатую «историческую справку» по вопросу Причащения Святых Таин натощак составил профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский. Очевидно, что его задачей было связать новшество с традицией, как это принято у обновленцев. Ведь каждому новшеству необходимо найти основание в древности. Поэтому Николай Дмитриевич неуклюже попытался доказать, что Агапы и Евхаристия близнецы и братья. И, по его убеждению, первоначально Литургия всегда совершалась вечером, а причащаться натощак все христиане стали якобы лишь в конце IV века. Вывод Успенского: пост перед Причастием должен длиться всего лишь «несколько часов», на усмотрение архиерея.
Интересен отзыв архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия по вопросу «вечерних Литургий». Он не скрывает, что это новшество может вызвать возмущение среди верующих. «Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные Литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих, - пишет архиепископ. - Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых».
На основании вышеизложенных документов Священный Синод постановил: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным». Однако никто из архиереев того времени не стал вводить у себя «вечерние Литургии». Эта практика какое-то время прижилась лишь в храме Ленинградской духовной академии, а после внезапной смерти митрополита Никодима (Ротова) у ног папы римского, прекратилась совсем.

Священник Владимир Романов



Мы должны вознести Царской Семье особые молитвы: Патриарх Кирилл в Екатеринбурге обратился к пастве13 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший с Первосвятительским визитом в Екатеринбургскую митрополию, посетил Храм-памятник на Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской ставропигиальной обители г. Москвы. 

10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. 10 июля 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаковую статью «Министр труда заявил о растущей поддержке пенсионной реформы в России». «Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин. "Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс”... По его словам, "процесс идет во многом с опережением сроков”», − говорится в сообщении.

Свинское сословие, или пенсионная реформа глазами ОруэллаПри прочтении «Скотного двора» Джорджа Оруэлла возникает много ассоциаций с реалиями нынешней общественной жизни в России. Например, с темой пенсионной реформы, которая стала горячо обсуждаться в начале лета 2018 года. Я имею в виду предложения нового правительства России (сформированного после победы на президентских выборах весной 2018 года Владимира Путина) по повышению пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин...

 Патриарх Кирилл встретился с делегацией Константинопольского Патриархата9 июля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей рабочей резиденции в Чистом переулке в Москве встретился с членами делегации Константинопольского Патриархата митрополитами Галльским Эммануилом и Смирнским Варфоломеем. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион...

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Июль 2018 (68)
Июнь 2018 (145)
Май 2018 (153)
Апрель 2018 (150)
Март 2018 (150)
Февраль 2018 (126)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Россия отказалась от «гендера»!Законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» официально отклонен Госдумой. Это – поистине эпохальное событие, значение которого трудно переоценить. Законопроект ФЗ № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации (О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин)», был внесён в Госдуму депутатами Е.Лаховой и В.Володиным и принят в первом чтении в 2003 г. В 2008 г. депутат Е.Мизулина, на тот момент председатель думского Комитета по делам семьи и женщин, доработала его, добавив ряд таких «гендерных» понятий...

Вновь об украинской автокефалии: Константинополь все же намерен отобрать Украину у Русской ЦерквиМосковская патриархия принимает гостей: в понедельник в столицу прибыла делегация Константинопольского патриархата. Вряд ли, однако, встречу можно назвать радостной. Фанар — исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха, — готовится принять решение по вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви. Решение, скорее всего, положительное - положительное для украинских раскольников и людей, захвативших власть в Киеве, и печальное и пагубное для самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно с этим и связан визит: посланцы Вселенского патриарха объезжают православную ойкумену...

Попрание Православной веры: Митрополит Иларион (Алфеев) принял участие в экуменическом «молебне» в БариВ субботу, 7 июля, как и планировалось, папа римский Франциск и предстоятели «всех основных восточных христианских Церквей» встретились в итальянском Бари для т.н. «общей молитвы» о народах Ближнего Востока. Кроме того, они обсудили свои совместные действия для нормализации ситуации в регионе. Во встрече приняли участие: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Патриарх Коптской «церкви» Тавадрос II, Патриарх Сирийской Ортодоксальной «церкви» Игнатий Ефрем II, Католикос Киликийский Арам I (Армянская Апостольская «церковь»)...

© Русь-Фронт
Православие в России