РАБУ ГОСПОДНЮ НЕ ПОДОБАЕТ СВАРИТИСЯ

РАБУ ГОСПОДНЮ НЕ ПОДОБАЕТ СВАРИТИСЯ

Сто слов о смиренномудрии прп. Ефрем Сирин
Монаху должно быть благоразумным и чистым, чтобы распознавать замышленное против него противником, и иное пропускать со смехом, иное же со смирением, а иное низлагать хорошо приправленным словом.

Если враг возбуждает брата злословить тебя, возлюбленный, и называть злым или негоднейшим стариком: то великодушно перенеси оскорбление. А если ради мира укрепимся и помыслом; то наименование злым будем принимать за наименование добрым, и наименование негоднейшим за именование прекрасным. Ибо рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем (2Тим.2:24).

Одному брату во время бдения внушал помысл говоря: «сегодня дай себе отдых, и не вставай на бдение». Но он отвечал помыслу: «рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня». И за работой также внушал ему помысл: «дай себе отдых сегодня; а завтра работай». Он же опять отвечал: «Нет, сегодня работай, а о завтрашнем дне попечется Господь».

Если ты, возлюбленный, приобретешь чью дружбу, и удостоверишься, что этот человек истинно боится Господа, то, как говорит Господь, от плод их познаете их (Мф.7:16), но и не подозревай его в чем либо худом. Впрочем хорошо быть трезвенным во всякое время. А если захочет кто иметь с тобою льстивую дружбу и вольность не угодную Богу; то тщательно соблюдай себя от такого человека, и вовсе не дозволяй себе с таким человеком вольности не угодной Богу. Если же начнет обнаруживать тайную свою страсть в улыбке или в усмешке, показывая притворное свое послушание, и вознамерится ввести тебя в обман; то не давай помыслу дойти до неразумия, но взгляни на него строгим оком, чтоб узнал он положенное в тебе доброе основание, и поэтому, или переменил лукавую мысль, или удалился от тебя.

Если ты, возлюбленный, мужественно подвизаешься против покушающихся похитить труды делания твоего; то смотри, чтоб кто ухитрившись не подкрался снизу, и не уронил тебя. Но приводи в порядок свой помысл, чтоб не просмотреть тебе попутного ветра, и снаряд иметь в готовности, и спасти корабль, введя в пристань жизни.

Кто, посадив у себя смоковное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за невинностью и целомудрием. Ибо Господь ненавидит общество людей сластолюбивых; почему написано: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Или кто укушенный раз аспидом, не бережется того, чтоб не приблизиться к норе его? Если же по угрызении вложит руку в нору его, и другой раз будет угрызен; кто тогда виновен в смерти? Ядовитое ли животное, или не поберегший себя человек? А ты выразумей сказанное.

Дух Святый открывает человеку, какой путь хорош, и какой не хорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом, чтоб человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного. А если и узнав не избежит, то какое оправдание будет иметь в день суда?

Украшение одежд, блуждающее око, вытянутая шея, обнаженные плечи, и ноги от страстного движения открытые, – все это призывает смерть.

Блажен, кто позаботился о назидании и спасении других; его не отлучат от небесного Царства с делающими соблазн, но жилище его будет с благоугодившими Владыке Христу. Ему слава во веки! Аминь.

Написать комментарий