Бога нельзя любить немного

Бога нельзя любить немного

Мысли архиепископа Иоанна – Рижского Златоуста [1]

Ходить с Богом.  Мы только подбегаем к Господу. Надо ходить с Ним.

Отдайтесь всецело Христу. Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он один царствует в вашей душе. Даже среди ваше­го труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в без­молвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас.

Берегитесь суеты. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуж­даемся в ежедневном обновлении и просве­щении свыше. Мы нуждаемся в смирении и должны помнить, что сила Его в не­мощи совершается, дабы рука Господня управляла нами постоянно.

Вход веры. Лишь через послушание сердца человека Духу Христову вера вхо­дит в жизнь человека как великий дар Бо­жий, меняет слух, зрение, ум, волю чело­века и воскрешает его во Христе и несет к жизни вечной.

Всё в нас. Всё, что ни посылается нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него, в зависимости от на­шего отношения к ниспосланному нам.

Сила вечной жизни. Только в ежедневном общении с Богом, непосредственно, из рук Его получая силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.

Победа. Не воображаемая, а действи­тельная победа над злом может быть до­стигнута лишь в освобождении души от зла, в преображении человека в Боге.

Пример. Хочешь найти безкорыстную любовь, понять ее радость — возьми крест.

Говорить правду мало!  Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне. Осознание человеком своей нищеты — первая капля этой правды.

Наша власть. Мы имеем власть снять с себя всякое самооправдание. И в этом великая наша свобода.

Ступени. Радость и горе приходят к нам независимо от нас, но то и другое могут быть ступенью для возвышения нашего духа.

Сила Божия. Крест — есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу.

Наоборот. О важном рассуждаем мы пусто, а о пустом — важно.

Море житейское. Жизнь в этом мире — плавание по морю. Интерес к этому миру — глотание соленой воды.

Источник радости. Господи! Ты всё знаешь (Ин. 21, 16), Источник особой ра­дости.

Если удалось что-то доброе. Когда удается сделать что-либо доброе — это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту слад­кую пищу, чтобы ты принял ее... укрепился (Деян. 9, 19).

Как достичь Царствия Божия. Царствие Божие «усилием берется». Надо «зараба­тывать» высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протяги­вая руки к Небу

Если чувствуешь одиночество. Чувство одиночества есть знак несоединенности со Христом и томление по Нему.

Если предпочитаешь волю Божию.  Если человек ищет волю Божию прежде своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные, даже будущие его жела­ния.

При обидах. Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, — от­вет Христовых страданий.

Господь говорит. Господь всегда говорит (душе), даже если не слышат люди. Пусть не смущаются переставшие слышать Го­спода, пусть говорят с Богом.

Как себя ограничивать. Надо окружать себя доверием к Богу, связывать себя зова­ми Его и блаженствами.

Свет наш... Ужаснулись бы мы все, осо­знав всю ничтожность света, излучаемого через нас.

Одно из совершенств любви.  Знать меру в обнаружении своей близости к ко­му-либо.

Невнимание.  Мы роняем Благодать, как Причастие, своим невниманием на пол души.

Чей ты сын?  Если человек не сын Не­бесного Отца, он сын отца лжи,

Нельзя.  Бога нельзя любить немного.

В чем ценность (духовная) человека?  Начало ощущения своей действительной ценности — в углубляющемся сознании своей нищеты.

Важно понять. Мы должны друг друга прощать и любить и должны понять, что гре­шим по принуждению, по рабскому состоя­нию И виноваты в том, что не взыскиваем помощи, укрепления, исцеления и прощенья за волю свою злую, за волю, не устремлен­ную ко всецелой любви Христовой.

Сила смиренной молитвы. Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но — еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Гос­подь заменяет Своими дарами, которые — самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляет­ся ребенку, просящему пламя свечи.

Молитва для истинно верующего — всегда сокровище, всегда великая драго­ценность. Ведь радостно всякое наше про­шение перед Ним. И исполняющееся, и не исполняющееся. В том и другом случае великий плод остается в нашей душе. Мы восходим на небо к Творцу Светов, И па­дает на наше сердце божественный уголь Серафимовской благодати.

Ценность смирения. Смирение тем уди­вительно, что оно восполняет всё слабое: и слабую веру, слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение наполняет без­дну между Богом и человеком.

В вечности.  В Небе вечная молодость мыслей, свежесть желаний, возрастание любви, незаходимый праздник истины.

Признак истинной любви. Признак того, что мы любим кого-то истинной лю­бовью, — это когда мы любим тех, кто Его любит, и всех, кого Он любит. И, любя Бога, мы не можем не любить тех, кто Его любит, а также и тех, кого Он любит (всех людей, всё творение).

Значение труда.  Высшим состоянием отвлечения от зла, несомненно, является труд.

Откуда замкнутость. Жизнь не по Еван­гелию делает людей черствыми, замкнуты­ми в своих переживаниях.

Прощение. Прощение есть исцеление того, что надо простить. Дается оно только алчущим и жаждущим этой правды. Просто хотящим, тлеющим в желании своем не да­ется исцеления. Горящим же, пламенеющим, умоляющим, стремящимся сердцем - дает­ся. Ибо только такие способны оценить дар Божьего исцеления, не растоптать, а воз­благодарить за него, чутко охранять Име­нем Спасителя от новых искушений зла.

Как относиться ко внешнему. Каждая душа может и должна во благо восприни­мать всё внешнее.

Дар свободы. Господь, жалея нас, скры­вает от нас худшую часть действитель­ности, чтобы мы не изнемогли, сохраняет нас и покрывает. Но Господь не отнимает от нас свободы к добру или злу, ибо в этом смысл нашей временной жизни.

Тяжесть испытания. Чем тяжелее испы­тание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожи­дание доверия человека к Богу.

Прежде всего. Призвать, обратиться к Богу - значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.

Будь что будет? Нет! Будь что будет — отмахиваются от истины, внутри души го­ворящей, что надо войти в себя, сосредо­точиться, осмотреть привязанности своего сердца и подумать о вечной участи.

Спаситель. Спаситель Господь Спаси­телем называется не отвлеченно, но реаль­но. Спаситель спасает от всех слабостей и страстей. Он избавляет, Он исцеляет. Совершенно видимо, ощутимо. Исцеляя, прощает.

Яд греха и благословение на преодоление его.  Сладость греха проходит, яд же греха глубоко входит в духовный и физи­ческий организм человека. Боль от преодо­ления греховной сладости проходит, а благословение этого преодоления остается на вечность.

Как «берется» Царствие Божие? Царст­во Божие «берется» человеком. Не само по себе входит к человеку, но стоит около него, чтобы войти к нему и вечеряти с ним.

До Суда.  Царство Жизни — внутри: до Суда.

Как всё принимать?  Принимать всё, как от Бога, значит - обладать несметными со­кровищами.

О верности. Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, в верности человек служит свое­му Господу.

Что удаляет от Бога.  Безпечность и многопопечительность — два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.

Дары Богу.  Немогущие ничего принести Богу могут всегда принести Ему золото своего покаяния, ладан молитвы, смирну своей нищеты.

Дух истины. Знание об истине — это не то, что знание истины. Кроме содержания, есть дух слова. Лишь Духом водимые (Рим, 8, 14) открывают вечно новое в истине.

И забвение - дар Божий. Забвение есть такой же дар Божий, как и память. Мы бы сошли с ума, если бы всё помнили или всё забыли.

Евангельский подход к людям. Мало в мире простого, евангельского подхода лю­дей друг к другу — без подозрительности, без идеализации, без требований предъяв­ляемых, без «счета» за любовь.

Молитва за почивших. Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осад­ков в отношении этих усопших.

Пир веры. Когда воля человека очис­тится от зла, тогда всё становится даром, «сходящим свыше». Всё делается тогда ис­полнением желания самого человека. Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе, Тут уже нет ничего «малого», всё огромно, безгранично. С этого пира апостол говорил свои богочеловеческие слова: «Ничего не имеем, но всем обладаем».

Восхождение. Вера есть не только убеждение, но и состояние. Не только со­cтояние, но и восхождение от славы в сла­ву (2 Кор. 3, 18).

Нет мелочей. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убий­ственным словом, ни с одним прелюбодейственным взглядом. Маленькая травка без­закония так же окаянна пред Богом, как и большое дерево преступления. Множество мелких грехопадений, несомненно, тяжелее для души, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удер­живается и от самых малых преступлений.

Мера культуры. Лишь в отказе от са­мости выявляется мера истинной культу­ры людей и народов.

Как мало в нас света!  Мир изнемогает от малости Божьего света в людях.

Верный признак духовной любви.  Любовь плотская, душевная легко переходит в чувства противоположные. С любовью духовной этого никогда не бывает.

На молитве. Молящийся по молитвен­нику иногда видит, что не посторонние мысли развлекли его, но молитва сама, поднявшись из глубины сердца, уже не дает «чужому» слову проникать в ум. Надо тогда молиться самовозникшей молитвой.

Отражение. Кто любит нас — бледно от­ражает Божью любовь. Ненавидящие нас отражают Божье Правосудие.

Равенство. Сила любви равна способ­ности к крестоношению.

Соль. Даже самая простая мысль, вы­сказываемая Ангелами, безконечно остра. Дух захватывает от нее. Это соль. «Имейте в себе соль» (см. Лк. 14, 34),

Власть. Человеку дана власть претво­рять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.

Каким можно быть. Мы бы не выдер­жали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.

Утаение. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И в открове­нии о Своей любви Господь утаивает пол­ноту ее.

Проявление веры. Вера во Христа про­является именно в приятии духа Его, духа Христовой, высшей правды "не от мира сего", любви ко всякому человеку, ко вся­кому народу, жажды спасения всех, особен­но и именно грешников, ибо ради спасения грешников пришел Христос.

Сами себе. Своими собственными ру­ками, т. е. своей полей, хотя и несовершен­ной, расслабленной грехом, но свободно надеваем мы на себя или одежду радос­ти, или одежду стыда. То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения — свободную волю, достоинство которой Он Сам и оберегает, не оказывая на нас ни­какого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху. А, пора­ботив ее греху, как восстановим в добре, когда силы наши расслаблены? Своими силами не сможем ее исправить, но бла­годатной Божьей силой можем — Богу всё возможно.

Кому мы нужны. Пора понять всем свою существенную ненужность никому, кроме Господа.

Крест.  Жизнь вечная может созидаться в этом грешном мире, потому что есть крест.

Не один труд. Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы лю­бить и молиться.

Мы в Православии. Некоторые хвалят­ся Православием. А оно не в том, чтобы им хвалиться, но чтобы стыдиться себя в нем.

Около рая. Мы все бываем около рая, когда осознаем не только близость Божию к себе, но и свою удаленность от Бога и безконечную справедливость этой отдален­ности, отлученности своей от лица Божия.

У сокровищ. Чувство великости Сокро­вища показывает степень пашей бедности. С Богом нельзя не быть в совершенной ни­щете.

Нуждается ли Бог в человеке? Нуждается не для Себя, а для человека. В этом высшая любовь — нуждается не для Себя.

О чудесном. Полюбивший Бога человек не ищет чудесного потому, что он уже на­шел его, когда полюбил Бога, полюбил че­ловека. Верующий ищет не чудес, но вер­ности.

Чем опасен путь компромиссов. Идя в своей жизни путем нравственных комп­ромиссов, человек постепенно опустоша­ется душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправед­ливость других в отношении себя.

Всё добро зело. Не ослаблением, не затушевыванием чистоты заповедей Божь­их можно облегчить нравственное спасе­ние человека, а, наоборот, выявлением всей полноты Божьего совершенства в мире.

На молитве. На молитве слушает нас Господь и отвечает нам. Иногда слушает, но не отвечает. Бывает, слушает и хочет слу­шать, а в иное время слушает, но не хочет слушать. Трепетно должно быть предстояние Богу. Никогда не бывает, чтобы совсем нас не слушал Господь.

Сын великой любви. Человек — сын ве­ликой любви, и ничто малое ему не свойст­венно.

Ответственность. Ни для кого, ни для нас самих не секрет, что мы, верующие, мы, христиане, иногда стоим перед неверующи­ми в мире не как открытая для них дверь в Царство Небесное, а как дверь закрытая и даже захлопнутая. Многие верующие от­ветят за неверие неверующих! Многие несамоубийцы ответят за самоубийц! За то, что довели, за то, что не удержали, за то, что не помогли, за то, что душу свою не положили за них.

Средство от раздражительности. Один из признаков любви — «не раздражаться». В основе вспыльчивости и раздражительности лежит злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осто­рожность. Есть в душе человеческой вели­кое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это - благоговейная вера в близость Божью. «Господь близ».

Чудеса. Мудрое сердце живет чудесным. Но много в мире чудес ложных. Зло идет со всякими «чудесами ложными» (2 Фес. 2, 9). Кто ищет необычайности и новизны более, чем Господа, будет доверять неисто­вому духу, принимать слуг лжи за вождей, свое воображение за откровение. Господь хочет, чтобы человек истину Его познавал внутренне, очищенным сердцем, а не внешними явлениями принужденный покорялся истине, Чудо не во внешнем знамении, а во внутреннем познавании ис­тины. Чуда Господь не отверг, но сделал чудом всю нашу жизнь. Но кто верует в Сына Божия, знает, что всё в мире чудесно в творении, искуплении, промышлении. Всё — дивно: в дейст­вовавши указании, предупреждении, уте­шении Духом Утешителем!

Возможен обмен. Жизнь есть дар, дан­ный человеку, чтобы он обменивал его на любовь.

Умножение ценностей. Через милосер­дие люди могут умножать ценность вре­мени, данного для нахождения сокровищ нравственных, нетленных. Через любовь временная, материальная ценность делает­ся духовной и бессмертной.

Все не случайно. В мире нет ни росин­ки случайного. Всё промыслительно, всё чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет. Дух Божий ставит нас лицом к тайне бу­дущего века.

В жизни всё бывает недаром. В жизни есть мудрость живого Божьего Промысла. Он открывает человеку иногда не только неизбежное, но и возможное, еще завися­щее от самого человека, от его нравствен­ных путей.

Суд над собой. Вступя на путь нрав­ственного совершенствования в Боге, чело­век творит суд над собой и этим помогает всем окружающим.

Не удивляйся силе беззаконий. Те, ко­торые удивляются временной силе безза­кония, должны перестать удивляться это­му, принять слова Христовы, что Он будет последним победителем всего. Дух «Ва­вилона» пытается захватить всё челове­чество. Только именем Христовым можно защититься от этого зла. Только в истине Христовой человек способен заметить свою ложь и ложь окружающей его жизни.

Надо смотреть вглубь себя. Человеку надо научиться смотреть вглубь самого себя. Только та личность, которая осознает глубину своего человеческого существа, может противостоять своему растворению в коллективизме, убивающем ее душу.

Имя Господне.  Имя Христово придает всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.

Подлинная вера. Надо уметь челове­ку принимать и трудное, чтобы оказаться верующим истинно. Веровать в Бога при условии только жизненных удобств и отпадать в другие минуты, - это неоснова­тельная вера, А веровать так, чтобы не­престанно видеть Божий Промысл, заботу Божью о себе и о других людях в радост­ных и горестных событиях, — это подлин­ная вера и разумение путей Божьих. Человек спасается верою, но не одной только верой — «и бесы веруют и трепе­щут» (Иак. 2, 19), но верой, «действующей любовью» (Гал. 5, 6), принятием Христовой жизни в свою жизнь, Вера, хотя бы и со­вершенно Православная, не может спасти душу, потому что «вера без дел мертва».

Малая любовь. Малая, но непрестан­ная любовь есть неугасимая лампада Богу в храме души.

Над человеком распростерта любовь.  Только ее надо уметь увидеть внутренни­ми глазами. Это и есть вера. Нам не всег­да понятны исцеляющие пути Любви. Но, поверив в эту Любовь над собой и над ми­ром, человек видит духовными главами жизнь в свете высшего ее назначения. То, что раньше казалось непонятным, пред­стает человеческой светлой вере как нечто необходимое и важное. Так зреет мудрость в душе и открывается вечность.

Благодать Божья, любовь Божья не за­стаиваются в сердце. Им свойственно идти дальше, и этому сердце назначено быть про­водником. В такой силе нуждаются люди, и дастся она всякому, даже самому немощно­му, который, сознавая свою немощь и пустоту, идет к Источнику и наполняется от Него!

Самое легкое. Малое, самое легкое доб­ро оставил на земле Творец для человека, взяв всё великое на Себя.

Чудесное должно утаиваться. Славлю Тебя, Отче... что Ты утаил сие... (Мф. 11, 25-26). Искатели ложных чудес приты­каются об эту истину и, оберегая слабое и больное человеческое зрение от слиш­ком яркого света, Господь сокрывает Свое чудесное в мире и в нем утаивает Само­го Себя, Но ум, посвященный в просто­ту бытия, сердце, очищенное от лжемудрия и лжеверия, видят чудесное. Явление Духа — сладкая беседа Отца, которую «другие» не слышат.

Всё к лучшему. Если мы взглянем гла­зами веры на человеческую жизнь, мы увидим, что в ней всё содействует ко благу ищущим истинного блага. Во всём откры­вается нам дверь спасения. Всё приходит к нам для того, чтобы еще ближе придви­нуть нас к Богу.

Лучи вечной жизни. Чудесность не только вне нас. Она еще более в нас. Сол­нечные чувства после мрачных, болезнен­ных, убийственных — разве это не чудо? А любовь, великодушие, жертвенность, ми­лость, чистота, светлая мудрость, мужество сердца — разве все это не чудесно, не сия­ющие лучи входящей в нас Вечной жизни? А молитва, преображающая наш разум, сердце, волю, — разве это не чудо?

Мир чудесен. И в малом и в великом он изумляет. Но будет ли наше удивление праз­дным или плодоносным — это уже зависит от нас. Тут область нашей свободы.

Удержаться от зла. Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно, и удобно для себя можем сделать многое.

Молитва отвращает всякое зло. Молит­вой можно отвратить всякое зло. Можно приготовить себя и к испытаниям, кото­рые должны прийти, и выйти из этих ис­пытаний с победой. Таков смысл указаний и предупреждений свыше, случающихся в жизни человека.

Избегай дурных впечатлений. Разбирая вопрос борьбы с греховным выражением души человеческой, святые отцы — опыт­ные психологи — советуют избегать дурных впечатлений, охранять свое воображение, чувство, память, заменяя дурное — свет­лым, нечистое — чистым в своей внутренней жизни.

Не только страдание. Крест не только стра­дание, но и возвышение над страданием.

Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и чело­веческого воспитания есть «добывание драгоценного» из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает «неважным». И религиозная мысль призвана отыскать во всём, начиная с малого, смысл вечности.

Вникнем в Евангелие. Сила безсмертия, чистоты, правды, любви бьет из слов Хрис­та ключом и изливается в мир. Будем же пить эту воду Жизни Вечной. Евангелие — полнота и зов к полноте жизни.

Теплохладное добро. Теплохладное добро всё слабее светит и греет в мире, а зло опускает свою температуру к нулю демонического холода.

Не всякого начальника благословил бы преподобный Сергий. Преподобный Сергий не кого-нибудь благословил, а Ди­митрия Донского. Не всякого начальни­ка благословил бы преподобный Сергий. Многим бы сказал: покайтесь прежде, очиститесь, если ищете благословения как силы, от Бога исходящей, а не как тще­славного удостоверения своей правоты и чистоты.

Неразумное слово о Боге. Неразумное слово о Боге, которого не сказал Иов, но которое говорят в мире столь многие, — нечто более страшное, чем все пожары, бомбы и взрывы мира. А кто среди че­ловечества тушит эти слова? Свои дома, жалкий скарб свой тушат люди, заливают, засыпают, а когда раздается ропотливое, клеветническое, кощунственное против Бога или Его истины слово, сколько людей в миллионном городе бросается заливать его? Не молчат ли многие, не соглашаются ли со словом ропота, неверия? Это гораздо страшнее пожаров.

Близость Божия. Всё доброе, всё святое в мире рождается близостью Отца и Сына и Святого Духа. Близость Бога к нам так велика, что если бы не было нашей злой воли человеческой, этот мир уже был бы для нас раем.

Бремя исповедать. Сейчас время, когда надо исповедать Божью Славу. Не только веровать в нее. Исповедовать славу Твор­ца — это тоже воинствование против кос­ности мира.

Огонь Духа, Огонь Духа радует и сожигает нас. Болезненно сожигает нашу нечис­тоту и райски утешает чистое сердце. Божий огонь в действии. «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4, 5). Любовь ждет ответа от человека, сотворенного для нее.

Рабство и смерть. Господь оставил нам, людям, свободу соединения с Ним, а не отделения от Него! Отделение от Духа Божия (которое тоже в нашей воле) есть величайшее рабство человека и смерть. И в это рабство и смерть впадают избира­ющие вместо Христа противников Хрис­товых.

Высшее благо. Высшее, глубочайшее, единое, настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, де­лить с ними то, что сами мы получаем.

Путь к Пасхе. Человеку на земле при­надлежит странничество вглубь жизни, вглубь истины, вглубь духа. Человек на этом пути питается «горькими травами», как повелел Моисей. Этот путь к истине и жизни есть Пасха. С «горькими трава­ми» человеческих несовершенств призва­но человечество есть Пасхального Агнца. Чрез Моисея реально верующие едят свою Пасху освобождения от зла и смерти.

Самое глубокое преступление. Самое глубокое преступление против любви про­исходит в области не плоти, а духа.

Как отнестись. Всё, что ни посылает­ся нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него в зависимости от нашего отношения к ниспосланному нам.

Никогда не одни. Близок Ты, Господи, так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь.

Источник спасения. Христос сказал, что верующий в Него не будет голодать: душа его вполне насытится и не будет больше простираться за подаянием к миру и ко греху, Истину этих слов может испытать каждый. «В радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис, 12, 3).

Дар открываемой Богу душе — мир. Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы все желания наши и нужды мы открывали Богу не для того, чтобы непременно полу­чить просимое, а чтобы мир Божий, кото­рый посылается всегда в ответ на излияние души нашей, наполнял всё наше существо.

Главный дар Божий. Главный дар Бо­жий — это «жизнь вечная во Христе Иису­се», который должен, обитая в тебе, пламе­неть и светить. Этот дар восприми прежде всего, и пусть он все другие твои дары осветит, направит и оживотворит.

Редко мы думаем правильно. Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколь­ко раз вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божию мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Прав­да должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.

Без уныния. Не будем предаваться уны­нию, зная, что никогда не может переси­лить нас никакая горечь земная, потому что «довольно для нас Его благодати на всякое время»,

«Благо мне, яко смирил мя еси». При­дет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Дави­ду: «Благо мне, что я пострадал, дабы на­учиться уставам Твоим».

Уже здесь. Уже иа земле в человеке начинается рай и ад, и человек на зем­ле переходит от одного состояния к дру­гому.

Кто может успешно помогать. Только пребывающие во Христе могут протянуть руку помощи погибающим братьям.

Одно только нужно. Пока мы заботим­ся и суетимся о многом, мы неизбежно за­бываем, что одно только нужно.

Цель призвания. Господь меня при­зывает, потому что Ему нужна душа моя, и Он знает, что она зачахнет и пропадет без Него. Он будит меня через всё, что меня окружает. Он говорит мне нечто от Себя, чему я должен внять душой. Если же я  закрываю и заглушаю небесный го­лос, то когда-нибудь он умолкнет навсегда. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожес­точите сердец ваших».

Слово Писания. Будем ежедневно вос­принимать какое-нибудь слово утешения из Священного Писания, будем хранить в нашем сердце залог радостных, ободря­ющих мыслей, будем постоянно всматри­ваться в Евангелие, взирать на светлый образ Христа, и душа обратится в живой источник света и радости.

Душа как поле. Душа человека подобна полю сорных трав. Как бы он ни старался, только своими усилиями не вырастит он у себя пшеницу, даже если бы скосил весь свой сорняк. Пшеница всходит лишь там, где она посеяна. Сеятель пшеницы вечной жизни — только Христос.

Сыне, дай мне Твое Сердце. Христос сказал человеку: «Мне не нужно ни твоего времени, ни твоих денег, ни твоих дел. От­дай Мне душу твою. Я меньшего не хочу, Я хочу лишь тебя самого, всецело, без остатка. Я даю тебе новое сердце, соединенное со Мной. Я даю тебе Самого Себя». И если человек принимает Христа, воля Божия, Христова, становится волей человека.

«Стою и стучу». Быстр отклик Духа Божья на человеческую молитву. «Стою и стучу» — первое действие благодати в душе, и «кто отворит» сердце — условие следующего действия благодати в челове­ке, то «приду к нему».

Богатство каждого. Все богаты искрен­ностью и добрыми чувствами, но не всякий об этом знает, и тем более не всякий поль­зуется таким своим богатством, и оттого столько несчастных в мире.

Жизнь человека — дар Божий. Челове­ку иногда кажется, что всякий обязан лишь самому себе. На самом деле, жизнь человека зависит лишь от воли Божьей. Малейший разрыв сосуда в мозгу, микроб, капля яда, встряска земли, пожар — и земная жизнь прекращается. Оттого жизнь человека во всех ее мгновениях есть поистине манна небесная, дар милости Божьей. И чем чище вера человека, тем более открыты его глаза на эту истину.

Что мы можем. Мы не вольны избежать того, что нам дается независимо от нашей воли, но мы всегда свободны всякое жиз­ненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы.

Радость веры. Радость веры — это пре­бывание со Христом, хождение в покаянности пред Ним, в благодарности Ему за всё: «Всегда радуйтесь, непрестанно моли­тесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5, 16—18).

Праздник. Любящий Бога никогда не от­лучен от праздника. И праздник его любви к Богу и человеку есть пасхальное «торжест­во из торжеств», «благодать на благодать».

Опасная двойственность. Колеблясь между двумя путями, я живу той двойст­венной жизнью, которая так опасна, не со­знавая, что Бог в сердце может занять пер­вое место или никакого.

Нет рока. Мы окружены великой забо­той. Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть недремлющее око Божией любви, и наша свобода быть в ней.

Спешите делать добро. Слово Божье советует торопиться богатеть добрыми де­лами и приобретать сокровище неоскудеваемое на небесах, которого ни вор не мо­жет украсть, ни тление не может коснуться и которого никакая смерть не одолеет.

Пост и молитва. Пост и молитва тесно связаны между собою, как бы пополняю­щие друг друга, помогают нам и поддержи­вают нас. Глубоки наши раны, упорны наши нрав­ственные недуги, неотступны наши иску­шения. Будем упорны и мы в постоянной борьбе с тем родом, который изгоняется только молитвой и постом.

Цель верующих. Нет другой задачи у верующих, как только уподобиться Сыну Божию, усыновиться Богу.

Из веры. Дела любви, дела самоотвер­жения, развития духовных наших сил, укрощение нашего нрава и греховных на­клонностей, подражание Господу естест­венно исходят из веры, истинной, глубокой веры. «Воля Божья есть освящение наше».

Нет преград. Чрез все события, все го­рести и радости человек имеет и власть, и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца.

Спасаемся верою. Людям дана возмож­ность спасения. Человек спасается верою, доверием к Богу.

При несогласии. Если даже нам слу­чится встречать мнения, с которыми мы согласиться не можем, будем всё же ста­раться сохранять всегда дух кротости, которым только и можно победить. Си­лой Духа Святого, «очистив души наши к братолюбию, научимся любить друг друга».

Настанет час. Настанет час, когда заградятся перед Ним все уста, когда узрит Его всякое око и каждая душа неверующая будет принуждена преклониться пе­ред Ним.

Хорошо с Богом. Не найдется ни одно­го истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше всё претер­петь, чем с Ним разлучиться.

Наши «старцы». Если будем внима­тельны, то обстоятельства, нас окружаю­щие, послужат нам «старцами», научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и об­рести спасение.

Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.

Искренним христианам. Если мы ис­кренние христиане, то пусть опасение огор­чить Христа заглушит в нас личные обиды и побудит нас словом, делом и помышле­нием прославлять Его Святое имя.

Только Ты! Господи! Ничто не радует меня, только Твой Свет, только Твоя лю­бовь, только Твое прощение, только молит­ва к \'Гебе, только любовь к Тебе!

Господь желает нашего совершенства. И в Нем мы не только найдем избавление от искушений, но и неиссякаемый источ­ник духовных сил.

Не обстоятельства всё решают. Сами по себе никакие обстоятельства не пос­лужат нам во благо. Только перенесенные с молитвой и терпением, они могут достиг­нуть цели.

Заветная мольба. Господи, Господи, да­руй мне, чтобы я был как создание Твое, Тебя нашедшее.

Ответ на молитву. Ответом на молитву прежде всего бывает «содействие Духа», и только при Его Божественном содей­ствии всё то, что бы с нами ни случилось, послужит нам во спасение.

Самый ценный день. Мудрый человек воспринимает каждый свой день и год как самый ответственный и ценный в жизни. Вино делается с каждым годом ароматнее, и душа, насыщаясь земными днями, познает более высокие ценности, находит все боль­шее чувство жизни, чувство дома Отца.

Причина неохоты перечитывать. Наша неохота перечитывать одно и то же не есть ли признак нашего равнодушия и поверх­ностного отношения к той истине, которая возвещает нам о нашем спасении и обещает вечное блаженство.

Зло не в природе. Зло не в природе, зло — в злой человеческой и демонической воле, извращающей природу.

Так ли ужасно расстаться со своим эго­измом? Людям кажется, что ужасно и не­возможно отдать себя Христу, расстаться навеки со своими мелкими эгоистическими расчетами и выгодами. Но «взять» крест легче, чем жить без Христа.

Господь всегда милует. Что ни делает Господь, Он всегда милует нас, благоде­тельствуя нашему внутреннему человеку. Он заботится о сокровищах нашей веч­ной жизни, когда подвергает опасностям и смертям земной наш дом, эту «хижину», которая разрушится (см. 2 Кор. 6, 2).

Трепетное ожидание конца. Человек, верующий в жизнь, данную не для смер­ти, с трепетом светлой надежды ожидает конца земных дней как наступления пол­ноты своего бытия. Он знает, что стоит пред полнотой жизни и Божественной справедливости — победы над всей не­справедливостью и смертностью этого века.

Благословение. Благослови, Господи, дев и юношей, посвящающих себя Тебе, не стыдящихся чистоты Твоей в мире прелю­бодейном и грешном.

Не должно быть ненависти в любом случае. Любящему Христа нельзя ненави­деть ни неверующих во Христа, ни равно­душных ко Христу. Ненависть к кому-либо «из-за Христа» отвергает Христа более, чем ненависть ко Христу. Они (неверующие) се­бя наказывают сами, не давая в своем серд­це места Сыну Божьему и Человеческому.

Время — деньги. «Время — деньги», — это от лукавого. Время — начало святой вечности, сокровище неоценимое. Во всех земных делах и в самом времени открыва­ется безграничный простор, обращенный к небу Мгновение во благодати дороже тысячелетий. Люди - все богачи, даже если им осталось земного времени только для одного покаянного вздоха.

Огонь с неба. Огонь, который низвел на землю Сын Божий и о возгорении которого Он так томился, — это вышеестественная жизнь в человеке. Всё живущее и томящееся томится по этому огню,

Близость. Если среди только «собран­ных во имя Его» Господь обещал быть, как же близок Он к соединенным в делах Его на земле.

Подай, Господи! Господи! Подыми меня, уврачуй меня, обнови меня, озари меня, освяти меня, даруй мне умереть в Тебе, даруй мне воскреснуть в Тебе!

Месть. Духи злые, будучи мстительны­ми и не имея возможности мстить своим врагам, Божьим людям, мстят своим дру­зьям. Допускается это обнаружение зла в мире, чтобы оттолкнулся от него чело­век.

Образ молитвы. Молитва по книге («не своя») удаляет удаленность человека от Бога. Молитва без книги («своими слова­ми») — образ близости человека к Отцу. Тот и другой образ молитвы правдив для падшего человека.

Действие молитвы. Действие молитвы поразительно: как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль.

Священнику. Священник окружен тай­нами. Как осторожно надо ступать священ­нику! Тайна рождения, посвящения себя Богу, тайна восстания прощения, Богоприобщения, Богоблагодарения... Как чутко надо священнику жить!

Особая радость. В земной жизни есть особое блаженство: радость о Господе сре­ди твоей и общей тленности, болезненнос­ти и смертности.

Полнота радостей. Полнота радостей безконечных ожидает нас, когда все земные скорби пройдут и когда Господь найдет нас готовыми вкусить блаженство небесное, которое Он уготовал нам.

От грехов надо отказаться. Господь прощает грехи, с тем чтобы мы от них от­казались. Он открывает дверь пред нами, но Он не впустит нас в эту дверь необновленными, с нашими старыми грехами, с дурными наклонностями, с порочными мыслями.

Слугам — ведомо. «Где Я, там слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Слугам одним одно ве­домо, от других — скрыто.

Две несправедливости. Есть две Божественные «несправедливости»: страдание в мире праведников и Божья милость к грешникам.

Тайный грех. Совершающий тайный грех предаст Иисуса «не при народе» (см. Лк. 20, 26 и 22, С).

Причины осуждения. Осуждение чело­века не всегда бывает от неприязни. Иногда — от излишней осторожности боящегося разочарования, немужественного сердца; или от избытка своего (когда-то, где-то не оправдавшегося) доверия к другому чело­веку
 
Молитва. Господи! Да будет день сей благодарением Тебе, послушанием Тебе, служением Тебе, славословием Тебя.
Господи! Да будет этот день во благодати Твоей, да будет вся моя жизнь по благодати Твоей, да будет последняя минута моя во благодати Твоей святой.


[1] Эти мысли священномученика Иоанна Рижского собирались, как драгоценные камни, одной его по­читательницей, которая держала данное сокровище под спудом.

Написать комментарий