Бога нельзя любить немного
Мысли архиепископа Иоанна – Рижского Златоуста [1]
Ходить с Богом. Мы только подбегаем к Господу. Надо ходить с Ним.
Отдайтесь всецело Христу. Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас.
Берегитесь суеты. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении и должны помнить, что сила Его в немощи совершается, дабы рука Господня управляла нами постоянно.
Вход веры. Лишь через послушание сердца человека Духу Христову вера входит в жизнь человека как великий дар Божий, меняет слух, зрение, ум, волю человека и воскрешает его во Христе и несет к жизни вечной.
Всё в нас. Всё, что ни посылается нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него, в зависимости от нашего отношения к ниспосланному нам.
Сила вечной жизни. Только в ежедневном общении с Богом, непосредственно, из рук Его получая силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.
Победа. Не воображаемая, а действительная победа над злом может быть достигнута лишь в освобождении души от зла, в преображении человека в Боге.
Пример. Хочешь найти безкорыстную любовь, понять ее радость — возьми крест.
Говорить правду мало! Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне. Осознание человеком своей нищеты — первая капля этой правды.
Наша власть. Мы имеем власть снять с себя всякое самооправдание. И в этом великая наша свобода.
Ступени. Радость и горе приходят к нам независимо от нас, но то и другое могут быть ступенью для возвышения нашего духа.
Сила Божия. Крест — есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу.
Наоборот. О важном рассуждаем мы пусто, а о пустом — важно.
Море житейское. Жизнь в этом мире — плавание по морю. Интерес к этому миру — глотание соленой воды.
Источник радости. Господи! Ты всё знаешь (Ин. 21, 16), Источник особой радости.
Если удалось что-то доброе. Когда удается сделать что-либо доброе — это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее... укрепился (Деян. 9, 19).
Как достичь Царствия Божия. Царствие Божие «усилием берется». Надо «зарабатывать» высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протягивая руки к Небу
Если чувствуешь одиночество. Чувство одиночества есть знак несоединенности со Христом и томление по Нему.
Если предпочитаешь волю Божию. Если человек ищет волю Божию прежде своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные, даже будущие его желания.
При обидах. Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, — ответ Христовых страданий.
Господь говорит. Господь всегда говорит (душе), даже если не слышат люди. Пусть не смущаются переставшие слышать Господа, пусть говорят с Богом.
Как себя ограничивать. Надо окружать себя доверием к Богу, связывать себя зовами Его и блаженствами.
Свет наш... Ужаснулись бы мы все, осознав всю ничтожность света, излучаемого через нас.
Одно из совершенств любви. Знать меру в обнаружении своей близости к кому-либо.
Невнимание. Мы роняем Благодать, как Причастие, своим невниманием на пол души.
Чей ты сын? Если человек не сын Небесного Отца, он сын отца лжи,
Нельзя. Бога нельзя любить немного.
В чем ценность (духовная) человека? Начало ощущения своей действительной ценности — в углубляющемся сознании своей нищеты.
Важно понять. Мы должны друг друга прощать и любить и должны понять, что грешим по принуждению, по рабскому состоянию И виноваты в том, что не взыскиваем помощи, укрепления, исцеления и прощенья за волю свою злую, за волю, не устремленную ко всецелой любви Христовой.
Сила смиренной молитвы. Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но — еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые — самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.
Молитва для истинно верующего — всегда сокровище, всегда великая драгоценность. Ведь радостно всякое наше прошение перед Ним. И исполняющееся, и не исполняющееся. В том и другом случае великий плод остается в нашей душе. Мы восходим на небо к Творцу Светов, И падает на наше сердце божественный уголь Серафимовской благодати.
Ценность смирения. Смирение тем удивительно, что оно восполняет всё слабое: и слабую веру, слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение наполняет бездну между Богом и человеком.
В вечности. В Небе вечная молодость мыслей, свежесть желаний, возрастание любви, незаходимый праздник истины.
Признак истинной любви. Признак того, что мы любим кого-то истинной любовью, — это когда мы любим тех, кто Его любит, и всех, кого Он любит. И, любя Бога, мы не можем не любить тех, кто Его любит, а также и тех, кого Он любит (всех людей, всё творение).
Значение труда. Высшим состоянием отвлечения от зла, несомненно, является труд.
Откуда замкнутость. Жизнь не по Евангелию делает людей черствыми, замкнутыми в своих переживаниях.
Прощение. Прощение есть исцеление того, что надо простить. Дается оно только алчущим и жаждущим этой правды. Просто хотящим, тлеющим в желании своем не дается исцеления. Горящим же, пламенеющим, умоляющим, стремящимся сердцем - дается. Ибо только такие способны оценить дар Божьего исцеления, не растоптать, а возблагодарить за него, чутко охранять Именем Спасителя от новых искушений зла.
Как относиться ко внешнему. Каждая душа может и должна во благо воспринимать всё внешнее.
Дар свободы. Господь, жалея нас, скрывает от нас худшую часть действительности, чтобы мы не изнемогли, сохраняет нас и покрывает. Но Господь не отнимает от нас свободы к добру или злу, ибо в этом смысл нашей временной жизни.
Тяжесть испытания. Чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.
Прежде всего. Призвать, обратиться к Богу - значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.
Будь что будет? Нет! Будь что будет — отмахиваются от истины, внутри души говорящей, что надо войти в себя, сосредоточиться, осмотреть привязанности своего сердца и подумать о вечной участи.
Спаситель. Спаситель Господь Спасителем называется не отвлеченно, но реально. Спаситель спасает от всех слабостей и страстей. Он избавляет, Он исцеляет. Совершенно видимо, ощутимо. Исцеляя, прощает.
Яд греха и благословение на преодоление его. Сладость греха проходит, яд же греха глубоко входит в духовный и физический организм человека. Боль от преодоления греховной сладости проходит, а благословение этого преодоления остается на вечность.
Как «берется» Царствие Божие? Царство Божие «берется» человеком. Не само по себе входит к человеку, но стоит около него, чтобы войти к нему и вечеряти с ним.
До Суда. Царство Жизни — внутри: до Суда.
Как всё принимать? Принимать всё, как от Бога, значит - обладать несметными сокровищами.
О верности. Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, в верности человек служит своему Господу.
Что удаляет от Бога. Безпечность и многопопечительность — два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.
Дары Богу. Немогущие ничего принести Богу могут всегда принести Ему золото своего покаяния, ладан молитвы, смирну своей нищеты.
Дух истины. Знание об истине — это не то, что знание истины. Кроме содержания, есть дух слова. Лишь Духом водимые (Рим, 8, 14) открывают вечно новое в истине.
И забвение - дар Божий. Забвение есть такой же дар Божий, как и память. Мы бы сошли с ума, если бы всё помнили или всё забыли.
Евангельский подход к людям. Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу — без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без «счета» за любовь.
Молитва за почивших. Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осадков в отношении этих усопших.
Пир веры. Когда воля человека очистится от зла, тогда всё становится даром, «сходящим свыше». Всё делается тогда исполнением желания самого человека. Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе, Тут уже нет ничего «малого», всё огромно, безгранично. С этого пира апостол говорил свои богочеловеческие слова: «Ничего не имеем, но всем обладаем».
Восхождение. Вера есть не только убеждение, но и состояние. Не только соcтояние, но и восхождение от славы в славу (2 Кор. 3, 18).
Нет мелочей. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним прелюбодейственным взглядом. Маленькая травка беззакония так же окаянна пред Богом, как и большое дерево преступления. Множество мелких грехопадений, несомненно, тяжелее для души, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений.
Мера культуры. Лишь в отказе от самости выявляется мера истинной культуры людей и народов.
Как мало в нас света! Мир изнемогает от малости Божьего света в людях.
Верный признак духовной любви. Любовь плотская, душевная легко переходит в чувства противоположные. С любовью духовной этого никогда не бывает.
На молитве. Молящийся по молитвеннику иногда видит, что не посторонние мысли развлекли его, но молитва сама, поднявшись из глубины сердца, уже не дает «чужому» слову проникать в ум. Надо тогда молиться самовозникшей молитвой.
Отражение. Кто любит нас — бледно отражает Божью любовь. Ненавидящие нас отражают Божье Правосудие.
Равенство. Сила любви равна способности к крестоношению.
Соль. Даже самая простая мысль, высказываемая Ангелами, безконечно остра. Дух захватывает от нее. Это соль. «Имейте в себе соль» (см. Лк. 14, 34),
Власть. Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.
Каким можно быть. Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.
Утаение. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И в откровении о Своей любви Господь утаивает полноту ее.
Проявление веры. Вера во Христа проявляется именно в приятии духа Его, духа Христовой, высшей правды "не от мира сего", любви ко всякому человеку, ко всякому народу, жажды спасения всех, особенно и именно грешников, ибо ради спасения грешников пришел Христос.
Сами себе. Своими собственными руками, т. е. своей полей, хотя и несовершенной, расслабленной грехом, но свободно надеваем мы на себя или одежду радости, или одежду стыда. То лучшее, что дал нам Господь как венцу Своего творения — свободную волю, достоинство которой Он Сам и оберегает, не оказывая на нас никакого давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху. А, поработив ее греху, как восстановим в добре, когда силы наши расслаблены? Своими силами не сможем ее исправить, но благодатной Божьей силой можем — Богу всё возможно.
Кому мы нужны. Пора понять всем свою существенную ненужность никому, кроме Господа.
Крест. Жизнь вечная может созидаться в этом грешном мире, потому что есть крест.
Не один труд. Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и молиться.
Мы в Православии. Некоторые хвалятся Православием. А оно не в том, чтобы им хвалиться, но чтобы стыдиться себя в нем.
Около рая. Мы все бываем около рая, когда осознаем не только близость Божию к себе, но и свою удаленность от Бога и безконечную справедливость этой отдаленности, отлученности своей от лица Божия.
У сокровищ. Чувство великости Сокровища показывает степень пашей бедности. С Богом нельзя не быть в совершенной нищете.
Нуждается ли Бог в человеке? Нуждается не для Себя, а для человека. В этом высшая любовь — нуждается не для Себя.
О чудесном. Полюбивший Бога человек не ищет чудесного потому, что он уже нашел его, когда полюбил Бога, полюбил человека. Верующий ищет не чудес, но верности.
Чем опасен путь компромиссов. Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.
Всё добро зело. Не ослаблением, не затушевыванием чистоты заповедей Божьих можно облегчить нравственное спасение человека, а, наоборот, выявлением всей полноты Божьего совершенства в мире.
На молитве. На молитве слушает нас Господь и отвечает нам. Иногда слушает, но не отвечает. Бывает, слушает и хочет слушать, а в иное время слушает, но не хочет слушать. Трепетно должно быть предстояние Богу. Никогда не бывает, чтобы совсем нас не слушал Господь.
Сын великой любви. Человек — сын великой любви, и ничто малое ему не свойственно.
Ответственность. Ни для кого, ни для нас самих не секрет, что мы, верующие, мы, христиане, иногда стоим перед неверующими в мире не как открытая для них дверь в Царство Небесное, а как дверь закрытая и даже захлопнутая. Многие верующие ответят за неверие неверующих! Многие несамоубийцы ответят за самоубийц! За то, что довели, за то, что не удержали, за то, что не помогли, за то, что душу свою не положили за них.
Средство от раздражительности. Один из признаков любви — «не раздражаться». В основе вспыльчивости и раздражительности лежит злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность. Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это - благоговейная вера в близость Божью. «Господь близ».
Чудеса. Мудрое сердце живет чудесным. Но много в мире чудес ложных. Зло идет со всякими «чудесами ложными» (2 Фес. 2, 9). Кто ищет необычайности и новизны более, чем Господа, будет доверять неистовому духу, принимать слуг лжи за вождей, свое воображение за откровение. Господь хочет, чтобы человек истину Его познавал внутренне, очищенным сердцем, а не внешними явлениями принужденный покорялся истине, Чудо не во внешнем знамении, а во внутреннем познавании истины. Чуда Господь не отверг, но сделал чудом всю нашу жизнь. Но кто верует в Сына Божия, знает, что всё в мире чудесно в творении, искуплении, промышлении. Всё — дивно: в действовавши указании, предупреждении, утешении Духом Утешителем!
Возможен обмен. Жизнь есть дар, данный человеку, чтобы он обменивал его на любовь.
Умножение ценностей. Через милосердие люди могут умножать ценность времени, данного для нахождения сокровищ нравственных, нетленных. Через любовь временная, материальная ценность делается духовной и бессмертной.
Все не случайно. В мире нет ни росинки случайного. Всё промыслительно, всё чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет. Дух Божий ставит нас лицом к тайне будущего века.
В жизни всё бывает недаром. В жизни есть мудрость живого Божьего Промысла. Он открывает человеку иногда не только неизбежное, но и возможное, еще зависящее от самого человека, от его нравственных путей.
Суд над собой. Вступя на путь нравственного совершенствования в Боге, человек творит суд над собой и этим помогает всем окружающим.
Не удивляйся силе беззаконий. Те, которые удивляются временной силе беззакония, должны перестать удивляться этому, принять слова Христовы, что Он будет последним победителем всего. Дух «Вавилона» пытается захватить всё человечество. Только именем Христовым можно защититься от этого зла. Только в истине Христовой человек способен заметить свою ложь и ложь окружающей его жизни.
Надо смотреть вглубь себя. Человеку надо научиться смотреть вглубь самого себя. Только та личность, которая осознает глубину своего человеческого существа, может противостоять своему растворению в коллективизме, убивающем ее душу.
Имя Господне. Имя Христово придает всем вещам и поступкам вечную ценность, как бы ни были малы поступки.
Подлинная вера. Надо уметь человеку принимать и трудное, чтобы оказаться верующим истинно. Веровать в Бога при условии только жизненных удобств и отпадать в другие минуты, - это неосновательная вера, А веровать так, чтобы непрестанно видеть Божий Промысл, заботу Божью о себе и о других людях в радостных и горестных событиях, — это подлинная вера и разумение путей Божьих. Человек спасается верою, но не одной только верой — «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но верой, «действующей любовью» (Гал. 5, 6), принятием Христовой жизни в свою жизнь, Вера, хотя бы и совершенно Православная, не может спасти душу, потому что «вера без дел мертва».
Малая любовь. Малая, но непрестанная любовь есть неугасимая лампада Богу в храме души.
Над человеком распростерта любовь. Только ее надо уметь увидеть внутренними глазами. Это и есть вера. Нам не всегда понятны исцеляющие пути Любви. Но, поверив в эту Любовь над собой и над миром, человек видит духовными главами жизнь в свете высшего ее назначения. То, что раньше казалось непонятным, предстает человеческой светлой вере как нечто необходимое и важное. Так зреет мудрость в душе и открывается вечность.
Благодать Божья, любовь Божья не застаиваются в сердце. Им свойственно идти дальше, и этому сердце назначено быть проводником. В такой силе нуждаются люди, и дастся она всякому, даже самому немощному, который, сознавая свою немощь и пустоту, идет к Источнику и наполняется от Него!
Самое легкое. Малое, самое легкое добро оставил на земле Творец для человека, взяв всё великое на Себя.
Чудесное должно утаиваться. Славлю Тебя, Отче... что Ты утаил сие... (Мф. 11, 25-26). Искатели ложных чудес притыкаются об эту истину и, оберегая слабое и больное человеческое зрение от слишком яркого света, Господь сокрывает Свое чудесное в мире и в нем утаивает Самого Себя, Но ум, посвященный в простоту бытия, сердце, очищенное от лжемудрия и лжеверия, видят чудесное. Явление Духа — сладкая беседа Отца, которую «другие» не слышат.
Всё к лучшему. Если мы взглянем глазами веры на человеческую жизнь, мы увидим, что в ней всё содействует ко благу ищущим истинного блага. Во всём открывается нам дверь спасения. Всё приходит к нам для того, чтобы еще ближе придвинуть нас к Богу.
Лучи вечной жизни. Чудесность не только вне нас. Она еще более в нас. Солнечные чувства после мрачных, болезненных, убийственных — разве это не чудо? А любовь, великодушие, жертвенность, милость, чистота, светлая мудрость, мужество сердца — разве все это не чудесно, не сияющие лучи входящей в нас Вечной жизни? А молитва, преображающая наш разум, сердце, волю, — разве это не чудо?
Мир чудесен. И в малом и в великом он изумляет. Но будет ли наше удивление праздным или плодоносным — это уже зависит от нас. Тут область нашей свободы.
Удержаться от зла. Добро есть и удержание себя от зла. В мелочах мы легко и незаметно, и удобно для себя можем сделать многое.
Молитва отвращает всякое зло. Молитвой можно отвратить всякое зло. Можно приготовить себя и к испытаниям, которые должны прийти, и выйти из этих испытаний с победой. Таков смысл указаний и предупреждений свыше, случающихся в жизни человека.
Избегай дурных впечатлений. Разбирая вопрос борьбы с греховным выражением души человеческой, святые отцы — опытные психологи — советуют избегать дурных впечатлений, охранять свое воображение, чувство, память, заменяя дурное — светлым, нечистое — чистым в своей внутренней жизни.
Не только страдание. Крест не только страдание, но и возвышение над страданием.
Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть «добывание драгоценного» из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает «неважным». И религиозная мысль призвана отыскать во всём, начиная с малого, смысл вечности.
Вникнем в Евангелие. Сила безсмертия, чистоты, правды, любви бьет из слов Христа ключом и изливается в мир. Будем же пить эту воду Жизни Вечной. Евангелие — полнота и зов к полноте жизни.
Теплохладное добро. Теплохладное добро всё слабее светит и греет в мире, а зло опускает свою температуру к нулю демонического холода.
Не всякого начальника благословил бы преподобный Сергий. Преподобный Сергий не кого-нибудь благословил, а Димитрия Донского. Не всякого начальника благословил бы преподобный Сергий. Многим бы сказал: покайтесь прежде, очиститесь, если ищете благословения как силы, от Бога исходящей, а не как тщеславного удостоверения своей правоты и чистоты.
Неразумное слово о Боге. Неразумное слово о Боге, которого не сказал Иов, но которое говорят в мире столь многие, — нечто более страшное, чем все пожары, бомбы и взрывы мира. А кто среди человечества тушит эти слова? Свои дома, жалкий скарб свой тушат люди, заливают, засыпают, а когда раздается ропотливое, клеветническое, кощунственное против Бога или Его истины слово, сколько людей в миллионном городе бросается заливать его? Не молчат ли многие, не соглашаются ли со словом ропота, неверия? Это гораздо страшнее пожаров.
Близость Божия. Всё доброе, всё святое в мире рождается близостью Отца и Сына и Святого Духа. Близость Бога к нам так велика, что если бы не было нашей злой воли человеческой, этот мир уже был бы для нас раем.
Бремя исповедать. Сейчас время, когда надо исповедать Божью Славу. Не только веровать в нее. Исповедовать славу Творца — это тоже воинствование против косности мира.
Огонь Духа, Огонь Духа радует и сожигает нас. Болезненно сожигает нашу нечистоту и райски утешает чистое сердце. Божий огонь в действии. «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4, 5). Любовь ждет ответа от человека, сотворенного для нее.
Рабство и смерть. Господь оставил нам, людям, свободу соединения с Ним, а не отделения от Него! Отделение от Духа Божия (которое тоже в нашей воле) есть величайшее рабство человека и смерть. И в это рабство и смерть впадают избирающие вместо Христа противников Христовых.
Высшее благо. Высшее, глубочайшее, единое, настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, делить с ними то, что сами мы получаем.
Путь к Пасхе. Человеку на земле принадлежит странничество вглубь жизни, вглубь истины, вглубь духа. Человек на этом пути питается «горькими травами», как повелел Моисей. Этот путь к истине и жизни есть Пасха. С «горькими травами» человеческих несовершенств призвано человечество есть Пасхального Агнца. Чрез Моисея реально верующие едят свою Пасху освобождения от зла и смерти.
Самое глубокое преступление. Самое глубокое преступление против любви происходит в области не плоти, а духа.
Как отнестись. Всё, что ни посылается нам, может или ближе подвинуть нас к Богу, или увести от Него в зависимости от нашего отношения к ниспосланному нам.
Никогда не одни. Близок Ты, Господи, так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь.
Источник спасения. Христос сказал, что верующий в Него не будет голодать: душа его вполне насытится и не будет больше простираться за подаянием к миру и ко греху, Истину этих слов может испытать каждый. «В радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис, 12, 3).
Дар открываемой Богу душе — мир. Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы все желания наши и нужды мы открывали Богу не для того, чтобы непременно получить просимое, а чтобы мир Божий, который посылается всегда в ответ на излияние души нашей, наполнял всё наше существо.
Главный дар Божий. Главный дар Божий — это «жизнь вечная во Христе Иисусе», который должен, обитая в тебе, пламенеть и светить. Этот дар восприми прежде всего, и пусть он все другие твои дары осветит, направит и оживотворит.
Редко мы думаем правильно. Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божию мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.
Без уныния. Не будем предаваться унынию, зная, что никогда не может пересилить нас никакая горечь земная, потому что «довольно для нас Его благодати на всякое время»,
«Благо мне, яко смирил мя еси». Придет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Давиду: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим».
Уже здесь. Уже иа земле в человеке начинается рай и ад, и человек на земле переходит от одного состояния к другому.
Кто может успешно помогать. Только пребывающие во Христе могут протянуть руку помощи погибающим братьям.
Одно только нужно. Пока мы заботимся и суетимся о многом, мы неизбежно забываем, что одно только нужно.
Цель призвания. Господь меня призывает, потому что Ему нужна душа моя, и Он знает, что она зачахнет и пропадет без Него. Он будит меня через всё, что меня окружает. Он говорит мне нечто от Себя, чему я должен внять душой. Если же я закрываю и заглушаю небесный голос, то когда-нибудь он умолкнет навсегда. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
Слово Писания. Будем ежедневно воспринимать какое-нибудь слово утешения из Священного Писания, будем хранить в нашем сердце залог радостных, ободряющих мыслей, будем постоянно всматриваться в Евангелие, взирать на светлый образ Христа, и душа обратится в живой источник света и радости.
Душа как поле. Душа человека подобна полю сорных трав. Как бы он ни старался, только своими усилиями не вырастит он у себя пшеницу, даже если бы скосил весь свой сорняк. Пшеница всходит лишь там, где она посеяна. Сеятель пшеницы вечной жизни — только Христос.
Сыне, дай мне Твое Сердце. Христос сказал человеку: «Мне не нужно ни твоего времени, ни твоих денег, ни твоих дел. Отдай Мне душу твою. Я меньшего не хочу, Я хочу лишь тебя самого, всецело, без остатка. Я даю тебе новое сердце, соединенное со Мной. Я даю тебе Самого Себя». И если человек принимает Христа, воля Божия, Христова, становится волей человека.
«Стою и стучу». Быстр отклик Духа Божья на человеческую молитву. «Стою и стучу» — первое действие благодати в душе, и «кто отворит» сердце — условие следующего действия благодати в человеке, то «приду к нему».
Богатство каждого. Все богаты искренностью и добрыми чувствами, но не всякий об этом знает, и тем более не всякий пользуется таким своим богатством, и оттого столько несчастных в мире.
Жизнь человека — дар Божий. Человеку иногда кажется, что всякий обязан лишь самому себе. На самом деле, жизнь человека зависит лишь от воли Божьей. Малейший разрыв сосуда в мозгу, микроб, капля яда, встряска земли, пожар — и земная жизнь прекращается. Оттого жизнь человека во всех ее мгновениях есть поистине манна небесная, дар милости Божьей. И чем чище вера человека, тем более открыты его глаза на эту истину.
Что мы можем. Мы не вольны избежать того, что нам дается независимо от нашей воли, но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы.
Радость веры. Радость веры — это пребывание со Христом, хождение в покаянности пред Ним, в благодарности Ему за всё: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5, 16—18).
Праздник. Любящий Бога никогда не отлучен от праздника. И праздник его любви к Богу и человеку есть пасхальное «торжество из торжеств», «благодать на благодать».
Опасная двойственность. Колеблясь между двумя путями, я живу той двойственной жизнью, которая так опасна, не сознавая, что Бог в сердце может занять первое место или никакого.
Нет рока. Мы окружены великой заботой. Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть недремлющее око Божией любви, и наша свобода быть в ней.
Спешите делать добро. Слово Божье советует торопиться богатеть добрыми делами и приобретать сокровище неоскудеваемое на небесах, которого ни вор не может украсть, ни тление не может коснуться и которого никакая смерть не одолеет.
Пост и молитва. Пост и молитва тесно связаны между собою, как бы пополняющие друг друга, помогают нам и поддерживают нас. Глубоки наши раны, упорны наши нравственные недуги, неотступны наши искушения. Будем упорны и мы в постоянной борьбе с тем родом, который изгоняется только молитвой и постом.
Цель верующих. Нет другой задачи у верующих, как только уподобиться Сыну Божию, усыновиться Богу.
Из веры. Дела любви, дела самоотвержения, развития духовных наших сил, укрощение нашего нрава и греховных наклонностей, подражание Господу естественно исходят из веры, истинной, глубокой веры. «Воля Божья есть освящение наше».
Нет преград. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть, и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца.
Спасаемся верою. Людям дана возможность спасения. Человек спасается верою, доверием к Богу.
При несогласии. Если даже нам случится встречать мнения, с которыми мы согласиться не можем, будем всё же стараться сохранять всегда дух кротости, которым только и можно победить. Силой Духа Святого, «очистив души наши к братолюбию, научимся любить друг друга».
Настанет час. Настанет час, когда заградятся перед Ним все уста, когда узрит Его всякое око и каждая душа неверующая будет принуждена преклониться перед Ним.
Хорошо с Богом. Не найдется ни одного истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше всё претерпеть, чем с Ним разлучиться.
Наши «старцы». Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.
Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.
Искренним христианам. Если мы искренние христиане, то пусть опасение огорчить Христа заглушит в нас личные обиды и побудит нас словом, делом и помышлением прославлять Его Святое имя.
Только Ты! Господи! Ничто не радует меня, только Твой Свет, только Твоя любовь, только Твое прощение, только молитва к \'Гебе, только любовь к Тебе!
Господь желает нашего совершенства. И в Нем мы не только найдем избавление от искушений, но и неиссякаемый источник духовных сил.
Не обстоятельства всё решают. Сами по себе никакие обстоятельства не послужат нам во благо. Только перенесенные с молитвой и терпением, они могут достигнуть цели.
Заветная мольба. Господи, Господи, даруй мне, чтобы я был как создание Твое, Тебя нашедшее.
Ответ на молитву. Ответом на молитву прежде всего бывает «содействие Духа», и только при Его Божественном содействии всё то, что бы с нами ни случилось, послужит нам во спасение.
Самый ценный день. Мудрый человек воспринимает каждый свой день и год как самый ответственный и ценный в жизни. Вино делается с каждым годом ароматнее, и душа, насыщаясь земными днями, познает более высокие ценности, находит все большее чувство жизни, чувство дома Отца.
Причина неохоты перечитывать. Наша неохота перечитывать одно и то же не есть ли признак нашего равнодушия и поверхностного отношения к той истине, которая возвещает нам о нашем спасении и обещает вечное блаженство.
Зло не в природе. Зло не в природе, зло — в злой человеческой и демонической воле, извращающей природу.
Так ли ужасно расстаться со своим эгоизмом? Людям кажется, что ужасно и невозможно отдать себя Христу, расстаться навеки со своими мелкими эгоистическими расчетами и выгодами. Но «взять» крест легче, чем жить без Христа.
Господь всегда милует. Что ни делает Господь, Он всегда милует нас, благодетельствуя нашему внутреннему человеку. Он заботится о сокровищах нашей вечной жизни, когда подвергает опасностям и смертям земной наш дом, эту «хижину», которая разрушится (см. 2 Кор. 6, 2).
Трепетное ожидание конца. Человек, верующий в жизнь, данную не для смерти, с трепетом светлой надежды ожидает конца земных дней как наступления полноты своего бытия. Он знает, что стоит пред полнотой жизни и Божественной справедливости — победы над всей несправедливостью и смертностью этого века.
Благословение. Благослови, Господи, дев и юношей, посвящающих себя Тебе, не стыдящихся чистоты Твоей в мире прелюбодейном и грешном.
Не должно быть ненависти в любом случае. Любящему Христа нельзя ненавидеть ни неверующих во Христа, ни равнодушных ко Христу. Ненависть к кому-либо «из-за Христа» отвергает Христа более, чем ненависть ко Христу. Они (неверующие) себя наказывают сами, не давая в своем сердце места Сыну Божьему и Человеческому.
Время — деньги. «Время — деньги», — это от лукавого. Время — начало святой вечности, сокровище неоценимое. Во всех земных делах и в самом времени открывается безграничный простор, обращенный к небу Мгновение во благодати дороже тысячелетий. Люди - все богачи, даже если им осталось земного времени только для одного покаянного вздоха.
Огонь с неба. Огонь, который низвел на землю Сын Божий и о возгорении которого Он так томился, — это вышеестественная жизнь в человеке. Всё живущее и томящееся томится по этому огню,
Близость. Если среди только «собранных во имя Его» Господь обещал быть, как же близок Он к соединенным в делах Его на земле.
Подай, Господи! Господи! Подыми меня, уврачуй меня, обнови меня, озари меня, освяти меня, даруй мне умереть в Тебе, даруй мне воскреснуть в Тебе!
Месть. Духи злые, будучи мстительными и не имея возможности мстить своим врагам, Божьим людям, мстят своим друзьям. Допускается это обнаружение зла в мире, чтобы оттолкнулся от него человек.
Образ молитвы. Молитва по книге («не своя») удаляет удаленность человека от Бога. Молитва без книги («своими словами») — образ близости человека к Отцу. Тот и другой образ молитвы правдив для падшего человека.
Действие молитвы. Действие молитвы поразительно: как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль.
Священнику. Священник окружен тайнами. Как осторожно надо ступать священнику! Тайна рождения, посвящения себя Богу, тайна восстания прощения, Богоприобщения, Богоблагодарения... Как чутко надо священнику жить!
Особая радость. В земной жизни есть особое блаженство: радость о Господе среди твоей и общей тленности, болезненности и смертности.
Полнота радостей. Полнота радостей безконечных ожидает нас, когда все земные скорби пройдут и когда Господь найдет нас готовыми вкусить блаженство небесное, которое Он уготовал нам.
От грехов надо отказаться. Господь прощает грехи, с тем чтобы мы от них отказались. Он открывает дверь пред нами, но Он не впустит нас в эту дверь необновленными, с нашими старыми грехами, с дурными наклонностями, с порочными мыслями.
Слугам — ведомо. «Где Я, там слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Слугам одним одно ведомо, от других — скрыто.
Две несправедливости. Есть две Божественные «несправедливости»: страдание в мире праведников и Божья милость к грешникам.
Тайный грех. Совершающий тайный грех предаст Иисуса «не при народе» (см. Лк. 20, 26 и 22, С).
Причины осуждения. Осуждение человека не всегда бывает от неприязни. Иногда — от излишней осторожности боящегося разочарования, немужественного сердца; или от избытка своего (когда-то, где-то не оправдавшегося) доверия к другому человеку
Молитва. Господи! Да будет день сей благодарением Тебе, послушанием Тебе, служением Тебе, славословием Тебя.
Господи! Да будет этот день во благодати Твоей, да будет вся моя жизнь по благодати Твоей, да будет последняя минута моя во благодати Твоей святой.
[1] Эти мысли священномученика Иоанна Рижского собирались, как драгоценные камни, одной его почитательницей, которая держала данное сокровище под спудом.