«МЫ ВСЕ ЖЕЛАЕМ УМЕРЕТЬ ЗА ХРИСТА»: Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других

«МЫ ВСЕ ЖЕЛАЕМ УМЕРЕТЬ ЗА ХРИСТА»: Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других

В царствование римского императора Клавдия II (268 – 284 гг.) пришел из Персии в Рим некий муж благородного происхождения (отец его был первым после Персидского царя), богатый и по вере христианин Марин, с женою своею, Марфою (дочь знаменитого в Персии князя), и двумя сыновьями, Авдифаксом и Аввакумом, чтобы поклониться гробам святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и других святых. Находясь в Риме, они стали посещать христиан, содержавшихся в оковах, и погребать тела тех, которые были казнимы за веру во Христа.

 

Перейдя реку Тибр, они нашли там в другом городе святого мученика Кирика, который был заключен в темницу и который перенес уже до этого много страдания за Христа. Придя к нему, они поверглись к ногам его, прося его, чтобы он помолился о них Господу, а потом стали служить ему и другим заключенным с ним Христовым узникам имением своим, умывали им ноги и кропили себя этою водою. Служа таким образом святым, они пробыли там восемь дней.

 

В это время император Клавдий повелел без суда предавать смерти всех тех, кто окажется принадлежащим к христианской вере. Незадолго пред этим были схвачены 260 человек христиан, которым по судебному приговору императора определено было копать землю, а место заключения их находилось за городом, при дороге, называвшейся Саларийской, где производились гончарные работы. Всех этих христиан император повелел воинам расстрелять стрелами на месте народных зрелищ, а тела их сжечь огнем.

 

Когда Марин и Марфа с сыновьями своими узнали об этом, то они сильно опечалились и, отправившись вместе с святым Иоанном пресвитером на место казни святых мучеников, тайно вынимали из огня тела их, какие только можно было вынуть, обвертывали в чистое полотно и погребали в пещере-катакомбе, находившейся при Саларийской дороге на склоне горы, называемой Кекумер. Вместе с телами сих святых мучеников они погребли и тело одного убитого за Христа императорского трибуна, по имени Власт, и пробыли там много дней, вместе с пресвитером Иоанном, проводя время в посте и молитвах.

 

Узнав об этом, император Клавдий повелел разыскать Марина и спутников его, но они не были найдены, потому что скрывались.

 

Возвратившись затем от этой пещеры и придя к темнице, где был заключен святой мученик Кирик, они не нашли его в ней, так как в ночь пред их приходом он был убит мечем и брошен в реку Тибр. Узнав, на каком месте было брошено тело святого, они подождали ночи и, когда наступила темнота, стали искать его и, нашедши, похоронили в пещере, в гробнице Понтиана.

 

Когда после сего они проходили тою стороною Тибра, то в не рассеявшейся еще ночной темноте из горницы одного дома им послышались голоса поющих. Это были христиане, которые собрались вместе с епископом Каллистом и совершали всенощное богослужение, прославляя Бога. Услышав голоса поющих христиан, Марин и его спутники весьма обрадовались и, подошедши к дверям этого дома, стали стучаться, но христиане, бывшие в доме, не хотели открыть им дверей, так как боялись язычников, чтобы те не напали на них. Тогда святой епископ Каллист, обратившись к бывшим с ним, сказал: «Будьте мужественны, не бойтесь. Христос стучит в наши двери. Откроем Ему, так как он нас к этому призывает».

 

Сказав эти слова, епископ сам пошел и открыл дверь. Когда Марин, Марфа и оба сына их увидели епископа, то поверглись к ногам его, прося у него благословения. Епископ же и все христиане обрадовались им и, введя их в горницу, с любовию приветствовали их и затем стали совершать молитву вместе с ними. Марин с женою и сыновьями своими пробыл в этом месте два месяца, причем днем они скрывались, а ночью собирались на молитву.

 

В это время император Клавдий повелел привести во дворец, находившийся вблизи народных зрелищ, на суд к себе и для допроса, взятого за исповедание Христа и закованного в тяжелые оковы одного почтенного мужа, по сану пресвитера, именем Валентина, и убеждал его поклониться бесам. Но блаженный исповедник Христов своими богомудрыми речами пробудил в душе императора стремление к познанию истинного Бога, так что последний, колеблясь в вере, вручил святого Валентина на допрос своим приближенным, чтобы те выслушали его проповедь.

 

Пресвитер обратил ко Христу дом правительственного сановника Астерия, сотворив чудо исцеления его слепой дочери. А так как под властью сего Астерия было много узников Христовых, то он всех их освободил от оков и выпустил из темницы на свободу.

 

Услышав о крещении Астерия, блаженный Марин, жена его Марфа и сыновья их Авдифакс и Аввакум с великою радостью пришли в дом его, возблагодарили Бога и прожили там тридцать два дня.

 

Между тем император, узнав про Астерия, послал воинов схватить его самого и всех его домашних, в числе которых оказался святой Марин с женою и сыновьями. Святого Астерия с семейством умучили в г. Остия, а пресвитер Валентин и Марин с женой и сыновьями подверглись страданиям от самого императора.

 

При этом святые Марин и Марфа, в том числе и дети их, укрепляемые верой родительской, с радостными лицами взывали: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты удостоил нас претерпеть эти страдания за имя Твое».

 

После множества претерпевших ими мучений блаженные страдальцы были выведены за город на место, называемое Нимфа Катавасси; и святому Марину с Авдифаксом и Аввакумом отсекли головы, а святая Марфа была утоплена в реке. Это произошло в 269 году.

 

Одна женщина христианка, по имени Филикита, тайно взяла тела обезглавленных святых мучеников, а также нашла в воде и тело святой Марфы, и погребла их на поле своем, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки веков. Аминь.

 

По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского

 

 

Написать комментарий