О причинах безразличия и непонимания иерархией и духовенством духовной опасности электронной идентификации человека

О причинах безразличия и непонимания иерархией и духовенством духовной опасности электронной идентификации человека

О некоторых ценных замечаниях и оценках архимандрита Кирилла (Павлова)

В данной статье мы хотели бы затронуть важный вопрос, который приобрел характер серьезного беспокойства по причине разделения в православной пастве, в иерархии и духовенстве. Это вопрос отношения духовенства и мирян, но прежде всего духовенства к электронной идентификации. В умах многих людей возникает вопрос – почему по данному вопросу происходит такое разномыслие и непонимание? Почему казалось бы даже ревностные представители православного духовенства и некоторые иерархи не придают никакого значения процессу электронной идентификации человека, игнорируют многие уже важные наработанные официальные документы и Русской Православной Церкви и Элладской Церкви?

С таким вопросом обращались некоторые духовные чада из числа духовенства к известному пастырю и духовнику архимандриту Кириллу (Павлову). Ясная и конкретная позиция отца Кирилла в отношении не только ИНН, но всего процесса электронной идентификации человека известна многим. Отец Кирилл своими богодухновенными устами изрекал, что "присвоение людям номеров является богоборчеством". Однако, что он же отвечал по поводу причин непонимания многими священниками и епископами проблемы электронной идентификации? Он указывал на духовные причины: «Причина, - говорил архимандрит Кирилл, лежит в ущербности и искаженности духовной жизни этих людей». Он же говорил и о том, что этот вопрос очень сложно поднимать по причине «отсутствия у духовенства и епископата евангельского сознания, что они не пропитаны духом Евангелия». Иначе можно сказать так, сообразуясь со святоотеческим учением, что духовенство и епископат находятся в подавляющем большинстве  и то в лучшем случае в «душевном состоянии». Но это состояние не является тем состоянием, которое в Священном Писании характеризуется как «усыновление Богу». Далее мы остановимся на этих понятиях, поскольку они важны и необходимы для понимания православной сотериологии, учения о спасении человека.

Эти нами выше упомянутые немногие слова старца Кирилла крайне важны. Хотя отец Кирилл не вдается в глубины богословия и не дает обширные, пространные богословско-философские разъяснения. Это особенность его характера и манеры разговора. Он всегда в своих речах был немногословен. Следуя святоотеческой традиции, батюшка всегда говорил мало и по существу. Тем не менее, его слова были всегда преисполнены божественной силы, евангельской соли, поскольку он сам опытно прошел путь Святых Отцов подвижников, находясь в течение многих лет и в тесном духовом общении с духоносными  старцами Глинской пустыни, и глубоко изучал Отцов Церкви.

Итак, в чем необходимо видеть эту ущербность духовной жизни епископата и духовенства? В кране поверхностном восприятии всего Предании Церкви и ее учения о спасении. Собственно говоря, сегодня, в церковной жизни происходит, активный процесс обмирщения или секуляризации. Его суть заключается в том, что в церковной жизни происходит сильное смещение акцента с Боге на некую социально-общественную деятельность, которая носит настолько спонтанный характер и она настолько оказывается бесцельной, что  все это создает во всех сферах жизни сплошную ненужную суету и рутину. Мы не говорим уже о другой стороне – церковном бюрократизме. Все эти явления – следствие того, что происходит утрата сознания и понимания главной миссии Церкви Христовой. А ее миссия заключается в спасительном восстановлении человека, введении его в общение с Богом через терапию души, ума и достижение человеком обожения.

«Православие в своей миссии призывает к спасению во Христе, обожению, - пишет видный богослов и пастырь Элладской Церкви, профессор Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос, - Она не просто доставляет человеку некое нравственное исправление, но она в нем совершает пересозидание и перетворение его при полном и  «во всей полноте» (1 Фес. 5, 23) сочетании его с телом Христовым, Церковью. Человек призывается стать по благодати Божией и с помощью его духовной борьбы «новым творением» (2 Кор. 5, 17). Эта цель достигается благодаря процессу, который равносилен «терапии» человека, восстановлению общения человека с Богом в сердце, которое является центром его существования. Православная Церковь, как это раскрывается в опыте наших Святых, является всемирной лечебницей, «духовной больницей», как ее охарактеризовал свт. Иоанн Златоуст». Вполне естественно современному человеку, который считает, что он находится в естественном состоянии, и многие грехи потому являются естественными (это прежде всего касается так называемо сексуальной свободы, то есть распущенности вседозволенности, а также и разного вида извращений) от чего и почему его надо лечить? О. Георгий на это отвечает так: «Однако какова же эта болезнь от которой надо излечить человека? Первая болезнь эта относится к каждому человеку, независимо от всякого рода особенностей людей, это человеческий грех, который был образован по истечению веков. Все люди, как создания Божии, равны пред Богом и посему могут восприть спасение, которое приносит Бог. Болезнь, которая носит всечеловеческий характер (Рим. 5, 12: «и смерть вниде во вся человеки»), это событие грехопадение всего человеческого рода».[2]

Из этого состояние греха и смертности человек выводится только в таинстве святого Крещения и Миропомазания, совершаемых в Православной Церкви и при последующем тщательном хранении полученной благодати, благодаря правильно совершаемому аскетическому подвигу (то есть он должен быть четко ориентирован на Святых Отцов Церкви Православной), хранению всех заповедей Божиих, полноценной литургической жизнью в Православной Церкви, научения себя молитвенному деланию Иисусовой молитвы.

Здесь раскрывается и огромная роль святоотеческих богодухновенных писаний, в которых Духом Святым Отцы Церкви описали основные законы духовной жизни, начертали способы и методы терапии человеческой души и усыновления Богу. Незнание этой по-истине уникальной методологии терапии, поверхностное и легкомысленное отношение к ней любого христианина неизбежно вводит в сети дьявола, ввергает в состояние прельщенности, духовного омрачения.[3]

Основная мысль Святых Отцов Церкви состояла в том, что человек должен исцелиться от многочисленных страстей[4], преобразиться, стать из плотского и душевного, духовным, получить благодать усыновления. «Таков закон жизни о Христе Иисусе, и кто наперед не облечется благодатью Христовой, а потом не устроится жить по Христу, тот тщетно трудится»,[5]- говорит прп. Симеон Новый Богослов. Без этой благодати усыновления человек не может стать  настоящим христианином[6] и быть наследником царствия Божия. Святоотеческий метод исцеления состоял в том, что человек должен постичь свое состояние глубокого падения, встать на путь покаяния и христианского делания (греч. ἡ πρᾶξις ), то есть совершать христианские добродетели, сообразовывать свою жизнь с волей Божией при непосредственном окормлении духовника[7]. Добродетели, описанные по порядку заповедей блаженств Нагорной проповеди Христа,  усваивают человеку нрав Христов. Что то же самое, по словам прп. Симеона Нового Богослова – человек обретает печать Христову.  Но все добродетели выстраиваются на двух взаимосвязанных добродетелях  – смирении и любви. «Ноги добродетели – смиренномудрие, а глава – любовь. И всякая добродетель, которая бывает без смирении и любви, бесполезна есть и тщетна»[8], - говорит в своих катехизических наставлениях прп. Симеон Новый Богослов.  Смирение рождает смиренномудрие и является верной основой для добродетельной жизни.[9] Только оно одно привлекает божественную благодать, которая ведет человека по ступеням восхождения от добродетели к добродетели. Любовь – это дар Божий, и она ничего общего не имеет с любовью плотской, человеческой, которая отдаляет от Бога и часто разъединяет с Богом.

Каковы же были принципы духовного руководства архимандрита Кирилла? Прежде всего, отец Кирилл видел в каждом человеке живой «образ Божий», сам всех приветствовал и кланялся. Его руководство выстраивалось на основании «воли Божией» и святоотеческой традиции. Он весьма терпеливо взращивал своих духовных чад, подавая сам пример евангельской жизни. Кто хотел, тот следовал за его примером, а кто нет, того никого глубоко тактичный о. Кирилл не тащил, предоставляя нерадивых божественному промыслу.  Сам о. Кирилл тех братий из Троице-Сергивой Лавры, которые стремились жить по-монашески, регулярно у него исповедовались, открывали помыслы, вверяли себя его духовному водительству, заботился о двух наиважнейших добродетелях –воспитании у своих чад смирении и верности православному преданию, святоотеческому учению. А через это воспитывались в его чадах две центральные христианские добродетели – смирение и любовь, о которых пишет прп. Симеон Новый Богослов. Этот же святой Отец Церкви говорит, что духовная жизнь направлена на воспитание человека в духе Христовом. Именно такое предназначение имели монастыри.  Отец Кирилл постоянно указывал на круг чтения святоотеческой литературы, сообразуя его со степенью духовного созревания духовного чада. Некоторым, которые были и талантливы и образованны, о. Кирилл советовал по нескольку раз перечитывать прп. Авву Дорофея, а  именно главы «О смиренномудрии» и «О самоукорении»[10].  Авва Дорофей последнюю называет «правым путем, указанным отцами».[11] И вот почему этот делал отец Кирилл. Ибо без самоукорения, которое воспитывает в христианине дух смирения, невозможно пресечь опасное превозношение и губительное тщеславие, самоцен, которые наиболее губительно действуют на душу человека в особенности талантливого и образованного. Страсти самоценна и самомнения отравляют душу и вводят в пагубную прелесть.  Без смирения и самоукорения[12] невозможно достигнуть богоугодной чистоты и постигать богословие Отцов Церкви, богооткровенную истину. Без них невозможно человеку привлечь спасающую и просвещающую божественную благодать. Неслучайно прп. Симеон Новый Богослов в одном из своих слов говорит о божественной благодати, которая является ключем для постижения Священного Писания и познания Бога. А без нее Священное Писание остается «сундуком, наполненным сокровищами, но закрытым на замок»[13]. Но божественная благодать, для того, чтобы вселиться в человеке, обитать в нем, ставит определенное условие – богоуподобление. А оно в своей основе полагает Христово смирение. Без него же  человек остается, по словам апостола Павла, «плотским», «душевным».[14]  Его ум неспособен к постижению слов Божественного Откровения, истины. Без смирения и духовного руководства невозможно приобрести и столь важный дар как рассуждение. Последний не является синонимом размышлению, как полагают многие, а, как пишет прп. Иоанн Лествичник «…рассуждение в общем смысле в том и состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи …Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство».[i]

Итак, только приобретение смиренномудрия открывает человеку вход для наивысшей добродетели – рассуждения, обретению умного чувства для различения истины от лжи. Этим умным чувством Отцы Церкви всегда ощущали где ересь и где ложь не вдаваясь в тонкости богословия.

К глубокому сожалению, в нашей церковной современной жизни духовная жизнь чаще носит номенклатурный, чисто поверхностный характер, что порождает много ложных мнений, часто не согласующихся с учением Церкви, которое вполне ясно выражено в Священном Писании и святоотеческой письменности. Так называемое научное богословие, которое мы не отвергаем в том случае, если оно бережно и благоговено относится в святоотеческому наследию, в последнее время пропитывается католически-протестантским духом в отношении святоотечески текстов. Они изучаются только как памятники в историческом контексте, но не для усвоения выраженного в них опыта богословия, постижения истины.[15] Даже Святые Отцы Церкви воспринимаются не как богодухновенные выразители истины по главным вопросам, догматического и аскетического характера, а лишь те люди, которые высказывают свои мнения и создают свои догматические и аскетические концепции. Следовательно, их взгляды могут быть подвергнуты критической оценке современных богословов. Как известно такое отношение к Святым Отцам Церкви предано анафеме на Константинопольском соборе 1351года и внесено в полны текст Синодика Православия. В то время как такой точный и неложный выразитель учения Православной Церкви, согласно определению Константинопольского собор 1351 года (его часто православные богословы называют IX Вселенским собором), говорит об Отцах Церкви как «единых устах и едином духе».[16]

Мы вновь вернемся к поднятому вопросу о причине непонимания епископатом  и  духовенства проблемы цифровой идентификации, присвоения человеку личного кода и иных цифровых имен, даже принятие электронного паспорта и паспорта биометрического. Причиной такого отношения является омертвение сердца, души. Чем они вызываются – недостатком любви к Богу, не исполнением заповедей Божиих, пренебрежением к слову Божию, а также неверным его пониманием.[17] Но в основе всего этого лежит душевность, плотское состояние неочищенности т страстей сердца, недостаток покаяния.

Некоторые могут заявить, что как это мы не любим Бога, когда мы часто служим и причащаемся святых тайн Христовым? Мы соблюдаем положенные посты и т.д.?

На это следует ответить опять-таки словами прп. Симеона Нового Богослова, что даже сама заповедь любви к Богу это не только соблюдение церковного устава, хотя и это необходимо, поскольку все, что законоположено Церковью Христовой имеет благодатную и спасительную силу. И любовь, и усердие к церковному богослужению, согласно прп. Симеону, является свидетельством освобождение души от власти дьявола. Однако же подлинная любовь ко Христу требует от человека огромного самоотречения во имя Христа. Когда человек за каждую заповедь Христову готов отдать даже свою жизнь. Такая решимость воспитывается и возогревается в христианине постепенно через чистоту сердца, совести. А для этого для каждого христианина, будь то мирянин или священник, или епископ, необходимо духовное руководство и регулярная частая исповедь. Ибо они являются наиважнейшими средствами для жизни трезвенной, благодатной. Покаяние и глубокая исповедь выводят человека из болезненного страстного состояния, очищают душу от страстей и делают ее способной к восприятию божественной благодати. Они понуждают христианина жить богоугодно, отрекаться от сего мира в понимании совокупности порока и страстей.

Необходимо ради действительного спасения души  всячески избегать человеческой славы, стремления к почестям и власти, что по словам прп. Симеона Нового Богослова, человека делает чуждым благодати и Бога. «Ибо ища славы человеческой и предпочитая ее славе Божие, мы подлежим суду, как идолопоклонники, поскольку служим твари более нежели творцу. Но и тот, -подчеркивает прп. Симеон, - кто не ищет, а только принимает с радостью и самоуслаждением славу мира сего и, когда ему дают ее, сердце его радуется о ней, будет осужден как блудник».[18]

Однако ничего подобного мы не наблюдаем в нашей церковной жизни сегодня. Ориентир на дух времени и мира, на комфортность и удобства, на выстраивание т.н. церковной политики, а не возрождение подлинно миссии покаяния и терапии души, приводят к серьезному повреждению в духовной жизни и иерархии, и духовенства, и мирян. Ставя в основу своего служения и христианской жизни не Бога и угождения Ему, а человеческие меркантильные, чисто земные интересы, мы тем самым нарушаем заповедь любви к Богу, а из-за этого искажается и даже исчезает любовь к ближнему. Ибо, как подчеркивает прп. Авва Дорофей, «Если же возлюбим Бога, то сколько же приближаемся к Богу любовью к ему, столько соединяемся любовью и с ближним; сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».[19] Пренебрежение же в словам современных старцев, просвещенных святым Духом, которые предупреждают об опасности и гибельности для души электронной идентификации: архим. Кирилл (Павлов), архим. Иустин (Пырву), прп. Старец Паисий Святогрпец и др, является ни чем иным как богоборчеством, хулой на Святого Духа. Ибо через подвижников святых, а не через епископат и соборы, Господь являет Свою волю и открывает правду Божию. В жизни Православной Церкви первостепенный авторитет исторически принадлежит не представителям иерархии, а тем, кто обладает «нравственным авторитетом», то есть подвижникам веры, аскетам. Этот фактор принципиально отличает католическую экклесиологию от православной. В Православной Церкви харизматический  элемент, а не административно-правовой, имеет первостепенное значение,[20]

В заключении мы ради спасения искренне верующих людей выложим несколько высказываний упомянутых нами старцев.

Прп. Паисий Святогорец:
 «Новое удостоверение – это не печать. Это введение печати».( Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. М. Святая Гора. 2001, т, 2. О знамениях времен., стр. 190)

«Принятие новых удостоверений личности (электронного паспорта) является великим падением… равнозначным отречению от Христа».

«А мы православные противодействуем этому потому, что не хотим антихриста и диктатуры, конечно тоже не хотим». (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. М. Святая Гора. 2001, т, 2. О знамениях времен., стр.189)

«Те, в ком не будет доброго расположения, не получит просвещения от Бога и прельстятся в годы апостасии». (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. М. Святая Гора. 2001, т, 2. О знамениях времен., стр.183)

«Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом люде принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку» (О знамениях времен. Слова. Т, 2, стр.189)

«За совершенной системой карт, за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста». (Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. М. Святая Гора. 2001, т, 2. О знамениях времен., стр. 199)

Архим. Кирилл (Павлов):
«Присвоение людям номеров является делом богоборческим…»

«Лучше сразу ничего не принимать – будет легче».

«А вот карточку брать не надо» (Из письма к частному лицу).

Архим. Иустин (Пырву) (+2014): «Наверное, для многих из вас, этот чип является чем-то неважным, но за этой системой, которая ведет учет людей и содержит все данные (информацию) лежит всеобщая диктатура, некий демонический план, при участии в котором вы продаете свою душу дьяволу. » (Пришло время мученичества, великий румынский старец отец Иустин Пырву об этом говорит вполне ясно. http://apologet.spb.ru/ en/эсхатология-и-современность/74-электронная-идентификация-личности /)

«Дорогие мои, как  пророчествуют Святые Отцы, если вы примете этот чип, то это тоже самое, если вы отречётесь от своей веры.» (Там же.)

Материал подготовлен редакцией «Православного Апологета» на основании достоверных сведений, предоставленных редакции ПА близкими духовными чадами архимандрита Кирилла (Павлова)

©Редакция «Православного Апологета», 2015 год
____________________________________________________
[1] Блаженной памяти  Паисий Святогорец. Слова. М. Святая Гора. 2001, с. 183
[2] Πρωτοπρ. Γεώργιος Β. Μεταλληνός,Η Ιεραποστολή της Ορθοδοξίας. aktines.blogspot.gr
[3] См. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово. О прелести.
[4] Развернутую картину этих страстей и  способов их лечения дает прп. Иоанн Лествичник в свое Лествице, а также свт. Игнатий (Брянчанинов) в Помощи кающемуся.
[5] Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 22, Творения. М. 1892, т. 1, с. 292 (в переводе свт. Феофана Затворника)
[6] Там же, с. 204 «тщетно имеется христианином тот, кто не имеет в себе благодати Христово ощутительно»
[7] См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 1. Об отречении от мирского жития: «Когда мы хотим выйти из Египта и бежать от фараона, то мы имеем необходимую нужду в некоем Моисее, то есть ходатае к Богу и по Боге, который, стоя посреди деяния и видения, воздевал мы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли море грехов и победили Амалика страстей…» О необходимости духовного руководства пишет и прп. Силуан Афонский См. архим. Софроний (Сахаров). Жизнь и учение Старца Силуана. СТСЛ. 2012, стр. 426. «Господь дал на землю Духа святого, и Дух Святой живет в Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях…Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть перед ним.»
[8] . прп. Иоанн Лествичник. Лествица.Там же, стр. 206-207
[9] См. прп. Симеон Новый Богослов: «Основными же добродетелями мы называем – смирение, истребляющее страсти и насаждающее небесное и ангельсое бесстрастие, любовь -, никогда не стоящую (на одном)…, - о совершенное рассуждение, добре руководящее последующих ему, и безбедно преводящее их по мысленному морю». Творения, слово 72, с. 226
[10] См Поучение 7-е. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего.
[11] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. СТСЛ. 2006, с. 107
[12] Прп. Авва Дорофей о плодах самоукорения пишет  так: «Посему-то, если мы во всем, что с нами ни случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние, и тем более (должны мы это делать), что ничего не бывает в нами без промысла Божия». Душеполезные поучения. СТСЛ 2006, с. 105.
[13] Прп. Симеон Новый Богослов. Творения, т. 1, с. 442
[14] См. 1 Кор. 2, 13-14 по мысли слов апостола Павла. Только духовный человек (πνευματικός ἄνθροπος) обладает просвещенным от Богу умом,  «умом Христовым» (ὁ νοῦς Χριστοῦ), которым только и познается Бог
[15] Критически в отношении такого отношения к святоотеческим творениям высказывался известный современный патролог Жен Клод Ларше.
[16] См. свт. Григорий Палама. В защиту священно-безмолвствующих
[17]В этом отношении весьма ценны замечания, сделанные прп. Симеоном Новым Богословом: «Ибо хотя о божественных вещах писано в книгах писания, и о всем том читают, но не всем то открывается, а только тем, которые покаялись от всей души и добре очистились чистым и бесхитростным покаянием» Слово.60, с. 86
[18] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова, т.2, с 20
[19] Прп. Авва Дорофей. Указ. Сочин., с, 101
[20] См. митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия.
____________________________________________
[i] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. СТСЛ.207,Слово 26. О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей, 2 и 4, с. 227

Написать комментарий