"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8). Бог предлагается зрению очистивших сердце. Но, как говорит великий Иоанн: "Бога не видел никто никогда" (Ин.1:18). Подтверждает это высокий разумением Павел: "Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:6)... И Моисей утверждал, что Бог недоступен намеревающемуся учить о Нем, потому что разум наш никак не может приблизиться к Нему из-за непостижимости Его. Ибо Он говорит: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20). Видение Бога-это и есть Вечная Жизнь, а такие столпы веры, как Иоанн, Павел и Моисей, признают это невозможным. Видишь ли круговорот, которым увлекается душа в глубину смысла этих слов? Бог - Жизнь, кто не видит Его, не видит и Жизни... На что же опереться человеческой надежде? Но Господь подкрепляет слабеющую надежду, как поддержал Он утопающего Петра, снова поставив его на воду. Потому если и к нам, не твердо стоящим над глубиной умозрений, протянется рука Слова, удержит нас на твердой мысли, то и мы будем безстрашно руководствоваться Словом. Святитель Григорий Нисский.

Если хочешь увидеть Святого-стань святым.

Помни же, что без целомудрия нельзя увидеть Господа, хотя не всегда это возможно и при целомудрии, потому что может препятствовать что-нибудь другое. Святитель Иоанн Златоуст.

Как солнце обнаруживает слабость глаз, так и Бог пришествием Своим обнаруживает немощь души. Для одних Он-Свет, а для других Огонь, смотря по тому, какое вещество и какого достоинства встречает в каждом. Святитель Григорий Богослов.

Как свет сияет не для всех в равной мере, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут безпрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и "Солнце правды" (Мал.4:2) - "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин.1:9), не всем дает видеть Свою светозарность, но тем, которые живут достойно Света. Святитель Василий Великий.

...Только те чистыми очами созерцают Его Божество, которые, отрешась от низких, земных дел и помыслов, восходят с Ним на высокую гору уединения, на которой не слышно шума всех земных помыслов и смятений, которая удалена от всех пороков, возвышена чистой верой и превосходством добродетелей. Господь открывает славу лица своего и образ Его светлости тем, которые достойны видеть Его чистыми взорами души. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Исаак).

О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились безхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения, получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, кто разверзает умы верных к постижению Божественных глаголов.

Если мы по нерадению нашему имеем хоть некий малый помысл неверия или двоедушия... или другую страсть, или имеем пристрастие к чему-либо временному, то, конечно, не удостоимся того, чтобы в нашей душе обитал Бог, и не взойдем на высоту такой славы. Тому, кто гонится за другим, и малейшее расстояние, хотя бы на один волос, не позволяет схватить его; так и в отношении к духовным вещам - малейшая страсть бывает причиной того, что мы не удостаиваемся созерцания таин Божиих. Преподобный Симеон Новый Богослов.

...Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов).


Написать комментарий