Как мы возрождали православную традицию рождественских пряников-козуль

Как мы возрождали православную традицию рождественских пряников-козуль

Рождественская овсянка

В первый же день Рождественского поста, возвращаясь с работы домой, я упала и сломала руку. Понятно, что случается такое неспроста, но рассказ не об этом...

Наутро я попыталась приготовить завтрак одной рукой, помогая себе торчащими из-под бинтов пальцами загипсованной руки. Мой муж, не вынеся этого зрелища, вздохнул и принялся за дело сам. В то время он был еще очень далек от Церкви и не понимал, как это можно сварить кашу - без молока, щи - без мяса, а салат не заправить сметаной. Мой пост оказался под угрозой. Сидя перед тарелкой с дымящейся молочной кашей, я, после некоторого колебания, решила, что положение мое безвыходное, надо есть то, что дают. Единственное, что я могу сделать, это отказаться от мяса. Успокаивая себя тем, что усиленное питание пойдет на пользу моей сломанной руке, я принялась не без удовольствия уплетать вкусную молочную кашу.

На ближайшей исповеди, не особенно сильно сокрушаясь в душе о нарушении поста (ведь вынужденно!), я все же сказала об этом батюшке. Ответ священника был неожиданным. Строго взглянув на меня, он отчеканил:
- Овсянку можно заварить и одной рукой!

С этого дня у меня начался, наконец, настоящий Рождественский пост! Это оказалось совсем не сложным делом...

Удивительно было и то, что рука быстро заживала. На приеме врач, разглядывая рентгеновский снимок, сказал:
- У вас тут не перелом...
- А что же у меня?!
Отдав распоряжение медсестре снять с моей руки гипс, хотя прошло восемнадцать дней вместо положенных тридцати, доктор повернулся ко мне:
- У вас не перелом, а простая трещина.

Рождественские пряники

Пряничная идея витала в воздухе давно: мне уже было известно о старинном русском обычае одаривать на Рождество детей и взрослых расписными пряниками, у меня дома лежала книжка о красивейших архангельских пряниках с необычным названием "козули", однако дело не продвигалось дальше неясных размышлений на эту тему.

И вот как-то раз я попала на празднование Рождества в фольклорный клуб "Домострой". В конце праздника нас пригласили на чаепитие, во время которого хозяева торжественно внесли внушительной величины холщовый мешок и стали вынимать из него и дарить гостям с шутками-прибаутками большие нарядные пряники, расписанные белой и розовой глазурью по темно-коричневому полю. Пряники имели форму различных животных и птиц. Там были олени, медведи, зайцы, кони и даже коровы. Мне досталась необычная, сказочного вида птица.

Помню, какую радость доставил мне этот подарок: так вот они какие, настоящие рождественские "козули"! Я удивилась, увидев, что мой сосед ест своего пряничного медведя... Пряник, конечно же, для того и пекли, чтобы съесть, но моя птица вот уже много лет хранится у меня дома и до сих пор пахнет медом, пряностями, сказкой и Рождеством...

Там же, в "Домострое", я раздобыла и старинный рецепт приготовления теста для "козуль". С тех пор за несколько дней до Рождества вместо беготни по магазинам в поисках подарков друзьям и знакомым, у нас дома совершается интереснейшее творческое действо, ставшее уже традицией в нашей семье. Особое значение оно приобрело, когда мои внуки подросли настолько, что могли принимать в нем участие. Однажды я попыталась записать, как это происходит, и вот что из этого получилось.

Каждый год накануне Рождества мы собираемся почти всей семьей и печем рождественские пряники для подарков. Самые главные пекари, конечно же, Коля с Ваней. Взрослым при этом приходится проявлять известное терпение. Вот Ваня завладел скалкой и уже несколько минут трудолюбиво раскатывает кусочек теста в лепешку. Вся наша работа по производству пряников парализована. Мы безуспешно пытаемся заполучить у Вани скалку. Проще оказывается разыскать - хоть и не очень в этом случае удобную - толкушку для картофеля. Затруднение преодолено, изготовление пряников продолжается.

По ходу дела я напоминаю, какие фигурки можно вырезать из раскатанного теста: оленя, птицу, коня, то есть настоящую архангельскую "козулю", или что-то, имеющее отношение к Рождеству, например, восьмиконечную звезду.
Заодно интересуюсь:
- Кто помнит, как называется звезда, которая привела волхвов поклониться Христу?
- Волхвиемская! - первый поспел с ответом Ваня.
- Вифлеемская! - поправляет его Коля и от смеха роняет на пол кусочек теста.
Я ворчу:
- Ну вот, уронил тесто, теперь оно будет грязное...
- А у нас дома мама пол моет, - укоризненно говорит Коля.
- Бабуска, а мозно слепить медведя? - спрашивает Ваня.
- Можно и медведя, и зайца, и лису, - разрешаю я, - Ведь когда родился Иисус Христос, то животные тоже пришли поклониться Ему.
- Пришли вол и осел, да, бабушка? - торопится показать свои знания Коля.
- Да, на иконе Рождества можно увидеть, как вол и осел заглядывают в ясли, где лежит Младенец.

Ваня счастливо смеется, ему очень понравилось, что ослик тоже пришел заглянуть в ясельки и поклониться Боженьке. Я догадываюсь, почему: дома мы частенько называем Ваню маленьким упрямым осликом, так что он уже сроднился с этим словом. Ваня требует показать ему ослика на иконе. Мы целой процессией идем в дальнюю комнату, где стоит икона Рождества Христова. По дороге я успеваю напомнить, что иконочка не картина, что ее нельзя разглядывать долго, что надо поцеловать сначала. Шепотком объясняю и про ослика, и про ангелов, и про волхвов.

Когда мы снова возвращаемся на кухню, и я поворачиваюсь, чтобы положить вырезанную из теста "козулю" на противень, то оказывается, что он уже весь занят Ваниными изделиями: колобками, колбасками и какими-то змеями. Их так много, что они даже лежат друг на друге. Я незаметно убираю несколько колбасок и парочку змей. В тех же целях мама Коли и Вани предпринимает отвлекающий маневр:
- Как вы думаете, какую еще фигурку можно вырезать к Рождеству?
Коля придумывает сделать снеговика и елочку. Ваня упорно катает очередную змею.

Мама продолжает развивать Рождественскую тему:
- А кто первый сказал, что в Вифлееме родился Спаситель?
- Бабуска сказала! - радостно выкрикивает Ваня.
Ответ нельзя признать верным, но мне он нравится. Мама формулирует вопрос иначе:
- Кто рассказал пастухам о рождении Спасителя?
И получает от Коли правильный ответ:
- Ангел!
Мы его хвалим, и Коля, вдохновленный успехом, просит:
- Спросите у меня еще что-нибудь!

В результате получается импровизированная рождественская викторина.

Так за разговорами работа незаметно подходит к концу. Но вырезать и испечь пряники - это только полдела. Самое интересное впереди. Пряники надо расписать специально приготовленной глазурью разных цветов. Это увлекательнейший творческий процесс. После перерыва на обед Коля с Ваней вооружаются кисточками. Тут нам всем надо быть начеку, потому что теперь можно легко прилипнуть к столу, за которым сидит Ваня, к стулу, на котором сидит Ваня и к самому Ване. Все покрыто сладкой глазурью. Но зато и пряники приобретают нарядный, праздничный вид. По коричневому полю разбегаются сахарные зигзаги, точечки и загогулины. Самые красивые пряники откладываются для батюшки и Колиной учительницы воскресной школы.

На Рождество пряниками одариваются друзья, гости, соседи. Хватает на всех. И неизвестно, кто получает большее удовольствие, одариваемый или даритель.

Пряники. 2 стакана сахара пережечь на сковороде, влить 3/4 стакана воды. Отделить 2 желтка, взбить их с двумя столовыми ложками сахара. Взбитые желтки положить в сковородку, туда же добавить 200 гр. маргарина и неполную чайную ложку соды (погашенной уксусом) и пряности (корица, гвоздика), затем добавить муку (примерно 1 кг).

Глазурь: 2 белка взбить с двумя столовыми ложками сахарной пудры и добавить краситель (сок клюквы, свеклы, моркови). Этими взбитыми белками расписывают "козули".

Лариса Ильинична Калюжная, СПб

Написать комментарий