Во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия...

Во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия...

О дне памяти Новомучеников и Исповедников Российских
и в день поминовения всех, пострадавших в годину гонений на Церковь Христову


Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом: "...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” (Лк. 21: 12)? Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью ещё с апостольских времен. Для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… За семьдесят лет земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников А для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников».
Ещё отец Иоанн приводил такие свдения: «На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи "судебные” дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах».

У наших новомучеников вера была сильная, как у первых христиан. И, как и первые мученики, они принимали смерть за веру. Зачастую не воевали, не сражались с оружием в руках – но просто отказывались отречься от Бога. 

Сегодня мы тоже пока не воюем на территории России открыто с оружием в руках. Но нас заставляют отрекаться от веры. Уже не явно, не открыто, но обманом, как в ХХ столетии обманывали наших бабушек и дедушек обещанием "светлого будущего". Только теперь "светлое будущее" называют "комфортом, удобством и безопасностью". Нам предлагают взять неизменяемый в течение жизни и даже по смерти номер - СНИЛС - вместо святого, данного в Крещении имени, навязывают электронные карты, документы, "кошельки", собирают наши персональные данные... Т.е. всяческими способами пытаются принудить нас к участию в построении царства антихриста, вступив в которое, человек уже не сможет исповедовать Православную веру, свободно, духовно мыслить, молиться, спасать свою душу...

Сщмч. Вениамин Петроградский в предсмертном письме к одному из благочинных Петроградской епархии (написанном в тюрьме, за несколько дней до расстрела) делился: "В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душей, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; безпокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь.
Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей – разумею Платонова, – надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. <...> Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века! <...>".
 
В этот праздничный, но и трагический день хочется пожелать всем претерпеть все до конца, все понять, осознать все опасности, все их преодолеть и, конечно, спастись, наследовать Царствие Небесное. Сколько нам придется пережить, это, конечно, ведомо Одному Богу. Но, думается, не мало... И потому нам нельзя забывать, что мы, как христиане, должны "всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить, ибо такова воля Божия" (ср.: 1 Фес. 5, 16-18). Ведь скорбь - это не внешние обстоятельства, а внутреннее состояние; источник скорби - внутри нас, и потому, скорбеть или радоваться и благодарить Бога, решаем мы сами, хотя порой это очень нелегко. Но в этом нам поможет опыт наших предшественников, Новомучеников и Исповедников Российских, которые несомненно радовались всему с ними происходящему и всегда за все благодарили Создателя!

Святые наши Новомученики и Исповедники земли Русской! Помогите нам все претерпеть, помогите нам спастись! Помогите нам всегда оставаться со Христом!





 

Написать комментарий