О  Пинуфии

О Пинуфии

Митрополит Иоанн (Снычев). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мне хочется, возлюбленные братья и сестры, рассказать вам, как угодники Божий являли миру не только высоту смирения, но самое главное из всех добродетелей — трудничество, послушание. Трудничество они считали основою основ при восхождении по ступеням духовного совершенства.

 
В одной из египетских обителей проживал некий подвижник, старец Пинуфий. Будучи уже в преклонных летах он возглавлял общежительный монастырь и показывал своею жизнью пример для подражания, потому что сердце его было преисполнено смирением, кротостию, воздержанием, а самое главное — стремлением трудиться во имя Божие, трудиться в послушании.
 
Иноки, которыми он руководил, были весьма довольны своим настоятелем и распространяли о нем славу как о великом подвижнике. Но сам преп. Пинуфий бежал от славы, ему была противна человеческая похвала, потому что с того момента, как он вступил на иноческий путь, он стремился не к начальствованию, не к превозношению, а к самым тяжелым послушаниям. И только лишь по произволению братии он был возведен на игуменскую должность и посвящен в сан пресвитера. Тяготясь человеческою похвалою, Пинуфий стремился куда-либо удалиться, чтобы в уединенном месте посвятить свою жизнь трудам послушания в самой низкой должности. И вот однажды он тайно оставил свой монастырь и удалился в другой. Пинуфий остановил свой выбор на Совенской обители не только из-за строгости братских обычаев, но еще и потому, что тамошние иноки хотя и слышали о нем, но не видели его в лицо и потому не могли его сразу узнать.

Итак, придя в этот монастырь, Пинуфий стал просить игумена, чтобы его приняли в число братии. А надо сказать, что и сам игумен, и все братство весьма строго отбирали людей, желавших посвятить свою жизнь Богу в иноческом подвиге. С такой же строгостью отнеслись они и к Пинуфию. Взирая на его преклонные лета, они думали, что он не сможет совершать тех великих подвигов, которые совершали уже много лет жившие в этом монастыре иноки. Долго они его испытывали и сами между собою говорили: «Для чего нам принимать этого одряхлевшего старца? Очевидно, ему надоел мир и утехи его, и, не получая удовлетворения, он пришел сюда, чтобы получить покой. Для чего нам его принимать?»

 

Иноки оскорбляли Пинуфия, надеясь таким способом принудить его удалиться от врат монастыря. Но великий подвижник Христов, который с юных лет научился переносить всякого рода уничижения, не переставал докучать игумену и братиям монастыря просьбой о том, чтобы они смиловались над ним и как великого грешника, пожелавшего спасения, приняли в число братии. Наконец игумен повелел зачислить Пинуфия в разряд новоначальных. Смиренного старца поместили под руководство одного меньшего брата, и было дано ему послушание не слишком трудное, потому что думали, что он тяжелых трудов не перенесет. Пинуфия поставили садовником, чтобы он ухаживал за деревьями и охранял сад от птиц и зверей.

 
 
Итак, преп. Пинуфий стал садовником в Совенском монастыре. Но так как он был великим подвижником и сменил обитель только для того, чтобы в уничиженном виде совершать путь смирения, путь послушания, то он, занимаясь садоводством, в то же время занимался тайным доброделанием. Услышав, что у какого-либо брата есть в чем-либо нужда, он ночью тайно приходил к нему и с усердием выполнял необходимое дело. Миряне и иноки, жившие в монастыре, нередко удивлялись тому, что дело, которое у них было не сделано вчера, уже кем-то исполнено. Но кто был этот благодетель, они не знали.
 
Так преп. Пинуфий много лет подвизался во смирении, в трудах, в посте, в молитве тайной, в благоговении пред Богом и пред всей братией монастырской. А иноки, которых он оставил, сокрушались о своем игумене и недоумевали, куда он мог скрыться. Они послали отдельных братьев, чтобы те обошли разные монастыри египетские — не найдут ли они преп. Пинуфия? Однажды один из таких посланных пришел в Совенский монастырь. Увидев там своего духовного отца, посланец едва смог узнать его, потому что Пинуфий занимался садоводством и носил весьма ветхую одежду, а лицо его загорело от солнца и от трудов. Инок подошел к нему и, поклонившись, со слезами стал просить, чтобы преподобный возвратился вновь в свою обитель. Братия Совенского монастыря удивилась, почему пришелец стал кланяться новоначальному?
 
Но когда тот объявил им, что совенский садовник — это великий Пинуфий, то, услышав это имя, братия пали ниц пред преподобным и стали со слезами просить у него прощения за то, что так долго испытывали и думали о нем как о немощном, ветхом старце. Пришелец же взял с собою преподобного и возвратил его в свой монастырь. Но по прошествии небольшого времени преп. Пинуфий вновь удалился — уже в один из палестинских монастырей. И там опять в уничижении, в смирении и беспрекословном послушании совершал подвиги. Когда же он во второй раз был обнаружен своею братией, то возвратился в свою обитель и оставался в ней уже до конца своих дней.

Вот, возлюбленные братья и сестры, пример того, как великие подвижники Христовой Церкви стремились не к возвышению человеческому, а к смирению, к уничижению, к трудничеству. И трудились они не ради славы людской, не ради похвалы человеческой — а ради Христа, стяжая дух смирения, дух кротости, дух терпения, дух послушания. Преп. Пинуфий много преуспел в этих добродетелях. Он показал нам высоту трудничества, призывая к тому же самому и всех нас.

 
И если мы хотим угодить Богу, возлюбленные братья и сестры, если хотим очистить себя от всякой греховной скверны и преуспеть в добрых христианских делах, то нам необходимо воспринять дух подвижника Христовой Церкви и стремиться не к покою, не к похвале людской, а к тому, чтобы переносить всякого рода уничижения и оскорбления, безропотно совершая свой труднический путь. И мне думается, что нам, живущим в миру, такой подвиг подходит больше всего. Ведь среди нас и наших родных и близких, несомненно, есть люди немощные, которые нуждаются в уходе.
 
Вот здесь-то нам и необходимо проявить свое добросердечие и сострадание! И если мы будем совершать этот подвиг так, как совершал его преп. Пинуфий, то, несомненно, он будет угоден Богу и получит от Господа благословение. Тогда и мы с вами окажемся в числе спасающихся, тогда утвердится в наших сердцах надежда на спасение, на вечную жизнь во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Источник: Митрополит Иоанн (Снычев). Голос Вечности. Проповеди и поучения. Царское Дело. 2011г.

Написать комментарий