Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Во время "эпохальной" гаванской встречи папы римского и Патриарха Кирилла стороны излучали оптимизм и братские чувства. В подписанной итоговой декларации ими были осуждены западные лжеценности и зафиксировано отсутствие намерений католического прозелитизма на канонической территории русского православия. 

После встречи, отвечая на возмущение украинских униатов, папский нунций в Украине кардинал Клаудио Гуджеротти так прокомментировал событие в Гаване: "Я знаю, как ваш народ страдает в своём собственном теле из-за трудностей понимания. Но, прошу вас, будьте терпеливы. Не всегда стороны могут сказать то, что хотят сказать... То, что люди будут помнить, — это их объятия. И объятия стали святой вещью. Но, вы скажете, даже Иуда поцеловал Иисуса Христа, а потом его предал. Иногда все мы тоже становимся маленькими предателями". При этом Апостольский нунций сообщил, что через несколько дней он поедет в зону проведения боевых действий, туда, где люди страдают. "Именно это является главной целью, ради которой меня Святейший Отец сюда направил. Я должен быть вместе с теми, кто страдает, и помогать им от имени Папы Римского. И я с удовольствием оставлю другим возможность читать, перечитывать различные тексты, декларации и находить в них то, что они пожелают", — сообщил представитель Ватикана в Украине, отметив, что эту его поездку кто-то может назвать попыткой прозелитизма, "но это меня не интересует".

Разбомбленные православные храмы Новороссии и умученные люди не в прошлом. И во время гаванской встречи иерархов на Украине продолжаются конфессиональные противостояния, травля националистами, науськиваемых в том числе и униатскими иерархами, православных верующих, отъем православных храмов и усугубление раскола — события, уже неоднократно имевшие исторические прецеденты на этих многострадальных землях, и искусно направлявшиеся в прошлом орденом иезуитов, к которому принадлежит и нынешний gапа Франциск. 

О методах влияния и политических технологиях иезуитов на русских землях приводим редкую актуальную научную статью к.и.н. Анжелы Васильевны Папазовой — историка из Мариуполя, доцента кафедры исторических дисциплин Мариупольского государственного гуманитарного университета, специалиста по деятельности этого ордена. 

Статья А.В.Папазовой "Реализация методов ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI — первой половине XVII вв." опубликована в научном издании Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова и Украинской Академии наук: Ґілея (науковий вісник): Збірник наукових праць / Гол. ред. В.М.Вашкевич. — Київ, 2009. — Спецвипуск. — 368 с.
Перевод с украинского И.М.Березина (приводится с небольшими сокращениями).

***

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ РЕГИОНЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ.

Проблема методов деятельности ордена иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI — первой половине XVII ст. является важным составным элементом изучения деятельности католической церкви в регионе вообще и Общества в частности. Религиозная политика ордена (Общество Иисуса) в восточнославянском регионе осуществлялась в рамках политики римской курии, с разрешения и по поручению папы римского.

Однако орден был не только составной частью политики курии, но и проявлял инициативу в достижении целей. Орден, прежде всего, выполнял свои внутренние задачи и применял методы, которые выходят за рамки методов католической церкви и религиозной деятельности. Рассмотрим реализацию иезуитских методов религиозного влияния в регионе. <...> В начале миссии, при проникновении в определенную местность, иезуиты использовали миссионерские способы распространения католичества: благотворительность, проповедь, религиозные диспуты и шествия, представления, демонстрацию "чудес", участие в светских мероприятиях, распространение религиозной литературы [7]. Например, как в Луцко-Волынской епархии, куда епископ Б.Мациевский возил их с собой. Иезуиты оставляли епископа в городе, а сами читали проповеди, причащали, крестили, венчали. Потом разговаривали с сельскими священниками, устраивали переносные алтари, оставляли своего священника для создания прихода. Члены ордена предлагали свои услуги в домах шляхты, а когда семья переходила в католичество, добивались подарков для себя.

В Луцке они привлекли в лоно католической церкви 28 православных верующих, в Ольге — 35, в Бресте — 130, в Янове над Бугом — 58. Подобное часто случалось в церковные праздники, во время несчастий, татарских нападений, эпидемий [8]. Однако данный метод в начале работы ордена не давал больших результатов, потому что были сильны традиции православия и орден не имел достаточного опыта работы в регионе.

После закреплении ордена в регионе миссионерские методы продолжали применять. Прежде всего, это проповедь, которая отличалась особой качеством и подготовкой, зависела от конкретных условий применения: аудитории, церковных праздников, политической ситуации.

Например, иезуит Петр Скарга в своих проповедях относился к некатоликам как к заблудшим в своих убеждениях, которых нужно спасать [9].

Все проповеди объединяло то, что иезуитам не важно было научить догматам, а убедить в подчинении католической церкви. Иезуиты проводили диспуты (на улицах, площадях, в домах шляхты, костелах, коллегиумах) по любому поводу (праздник, открытие дома, встреча гостей). Иезуиты почти всегда побеждали в них, а если не находили противников, организовывали диспут двух групп членов ордена. На диспутах нередко присутствовали чиновники, епископы, короли. К примеру, на диспуте в 1599 году в Вильно присутствовал князь К.Острожский [10]. В данном методе не столь важен был факт достижения истины, сколько факт победы католичества. Не имело значения понимания присутствующими сущности спора, важнее была публичность и рост авторитета ордена и католической церкви.
Иезуиты занимались благотворительностью. Они ухаживали за больными во время эпидемий, раздавали питания голодающим в период стихийных бедствий [11,429]. Так, когда в 1625 году в Несвиже началась эпидемия, студенты оставили коллегиум, но иезуиты продолжали ухаживать за умирающими [2,72].

Члены ордена с успехом распространяли свои методы подчинения свободы на различные слои населения. Иезуиты часто объявляли себя чудотворцами, исцеляли больных, использовали статуэтки, вещи, мощи святых. Поклонники иезуитов считал их святыми, поклонялись им [8,133]. На похоронах Мелетия Смотрицкого якобы случилось чудо — рука покойного сжала и отпустила папскую буллу. Иезуит Кортисций сразу же распространил это среди народа края [12,214].

Иезуиты выполняли обязанности католического духовенства: руководили книжной цензурой, составляли Индекс запрещенных книг [13,960]. Исследователь И.Сливов утверждал, что иезуиты заменили в Речи Посполитой инквизиторов [9,61]. Католическая церковь доверяла им семинарии, типографии, места духовников и наблюдателей за поведением духовенства. Иезуиты выполняли обязанности епископов в опасных для католического клира городах, как в Киеве [10,46–48].

Своих конкурентов (другие католические ордена, духовенство) они пытались победить в религиозных диспутах или завязать с ними сотрудничество, или через них добиться привилегий (права проповедовать в выгодных местах, и тому подобное). Особое внимание орден уделял представителям церквей королей и чиновников. Иезуиты брали на себя эти обязанности, или сотрудничали с духовниками определенных лиц, чтобы иметь влияние на верхушку общества. Иезуиты добивались поддержки монахинь, потому что последние помогали создавать коллегиумы [11,439–455].

Папский легат в России иезуит Антонио Поссевино — представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смутыКаждый вид деятельности, что требовал присутствия духовных лиц (даже минимальной) использовался орденом в своих целях. Так, А.Поссевино способом "продвижения" католической религии в Московское царство считал усиление торговли венецианских купцов, вместе с которыми туда смогут приезжать иезуиты [14,446]. Орден в любой местности должен был иметь преданного врача, который заботился бы о том, чтобы именно иезуитских священников приглашать к богатым больным или умирающим [11,446].

За "Тайными наставлениями" иезуиты не были сторонниками насильственных методов, однако, планировали и применяли их, но только в большинстве случаев не лично [11,428–460]. Однако насилие случалось в деятельности ордена. Иезуиты предпочитали не дискредитировать себя и орден в такой способ, поэтому главными исполнителями актов насилия были ученики иезуитских коллегиумов [15]. 20 октября 1645 года иезуит Игнатий Елец устроил грабеж (не в первый раз, исходя из источника) в деревне Рутвенки, пригнавши с группой около сорока всадников до 30 волов [16,205].

А.Поссевино одобрял проект агрессии Речи Посполитой против Московского царства, но предостерегал, что проект стоит держать в секрете [14,89–91]. Именно с помощью насильственных действий орден осуществлял календарную реформу, прерывая в церквях богослужение, заставляя украинцев силой придерживаться нового календаря [6,38].

Орден использовал преувеличение для решения своих задач. Это хорошо иллюстрируют жалобы членов ордена королю или местным органам власти. Например, 9 сентября 1643 году иезуит Ян Филиповский жаловался на всех полоцких православных за то, что они насмехаются над святыми ликами и портят их [17,205]. Характерно то, что акцент делался именно на православное вероисповедание горожан и их поголовное участие в актах вандализма.

Если с населением орден работал как миссионер, то против своих идеологических противников применял силу государственной власти, потому что одним из основных его методов был влияние на органы власти и сотрудничество с ними. Отношение иезуитов к власти в государстве выражает высказывание Петра Скарги: "Овца идет за пастырем, а не пастырь за овцой" [18,116]. Орден был сторонником монархии. "Тайные наставления" приказывали влиять на королей с помощью духовников, чтобы поощрять планы королей (в том числе военные), потакать привычкам и увлечениям, внушать нужные идеи, хвалить орден, учили использовать властных лиц для подавления выступлений и восстаний [11,430–436]. Члены ордена имели влияние на королей Речи Посполитой. Особых успехов достигли иезуиты в воздействии на Сигизмунда III (1587—1632 гг.). Король всегда помогал ордену в сложных ситуациях [19]. Именно при нем было принято Брестскую унию 1596 года, в подготовке и утверждении которой орден принял активное участие. Некоторые исследователи считают иезуитским влиянием требование Сигизмунда московского престола.
Король неоднократно использовал иезуитов как шпионов и наблюдателей, например, за деятельностью Петра Сагайдачного и Иова Борецкого. Например, иезуит Я.Оборницкий следил за движением казаков в 1620 году из Фастовского колегиума и писал Сигизмунду оттуда по ходу дела [10,44,62]. Иезуиты помогали Сигизмунду III распространять польский язык и культуру, потому что полонизация служила средством порабощения иноверцев и введению католичества [9,35]. Наиболее яркое влияние иезуитов на короля демонстрируют современники.

Король Сигизмунд IIIКардинал и архиепископ Б.Мацейовский писал: "… много неприятных событий не произошло бы, если бы… Сигизмунд в управлении государством не руководствовался суждениями иезуитов" [20,188].

С помощью влияния на королей иезуиты влияли на деятельность государственных деятелей и органы власти. Для этого использовали уважение феодалам и чиновникам (торжественный прием, поздравления, посвящения и т. п.), обещание привилегий, выгодных должностей и предоставление этих привилегий тем, кто выполнял для ордена определенное поручение [11,430–436]. "Вот где были источники заблуждений короля, — писал летописец Павел Писецкий. Осуждать слова и действия иезуитов считалось святотатством. Кто желал получить какие-либо привилегии, должен был потакать иезуитам, заискивать перед ними" [21,742–743]. За "Тайными наставлениями" иезуитам не надо было брать на себя ходатайств перед королем за своих помощников, а поручать это друзьям ордена, использовать толерантность богатых людей для удачного исхода судебных дел для ордена [11,433–437]. В 1621 году депутат коронного суда Николай Чарторыйский защищал иезуитов от обвинений. В благодарность иезуиты по случаю столетия ордена прославили его как благотворителя [22].

Ян-Карл ХодкевичБезотказно действовал прием ордена, рассчитанный на честолюбие и карьеризм. Так, после смерти (в 1597 году) полоцкого воеводы Николая Дорогостайского, кальвиниста и открытого противника иезуитов, его сын Христофор, не получил эту должность, как было принято, в наследство. Новым воеводой стал ставленник иезуитов — Андрей Сапега, ставший католиком, благодаря им. Януш Радзивилл не получил должностей виленского воеводы и канцлера литовского, потому что не был католиком. Заботами иезуитов указанные должности достались врагу Януша — Яну-Карлу Ходкевичу [3].

Орден использовал в своих целях даже сейм Речи Посполитой, принимая участие в религиозно-политической борьбе не непосредственно, а через короля и государственных деятелей. Так, в 1606 году на сейме были представлены артикулы, в которых иезуитов обвиняли во вмешательстве в светские дела, влиянии на власть, подстрекательстве к восстаниям, предлагали отдалить от двора, иезуитов-иностранцев выгнать из страны, запретить основывать дома, заставить продать имущество, а пребывание и богослужения ограничить несколькими городами. В частности, звучала просьба к королю отдалить от двора А.Боболю, как преданного слугу иезуитов. Сейм 1607 года разрешил чтение этих артикулов, но не принял их. Более того, было решено восстановить некоторые права ордена, предоставить право высшей степени неприкосновенности для его домов [23,530–531]. Применяемые орденом приемы имели особенности в зависимости от конфессии, на которую они были направлены.
Если в начале орден работал против протестантов, то, в дальнейшем, сосредоточился на работе с православными, поскольку добился ослабления влияния протестантов в регионе. Орден домогался перехода протестантов в католичество, в первую очередь, семей больших феодалов, например, семьи кальвиниста Николая Радзивила Черного [20,725].

Православных орден считал заблудшими и не виноватыми в своем заблуждении, потому что их повели по неверному пути. В методах, применяемых к ним, были особенности, потому что православие имело давнюю историю и культурные традиции. Прежде всего, эта особенность проявилась в издании полемической литературы, с помощью которой иезуиты внушали образованным слоям общества идеи, выгодные ордену и папе римскому. Например, идею унии. В книге П.Скарги "О единстве церкви божьей" обосновывается тезис о том, что Русь (по автору — земли украинцев и белорусов) только из-за незнания идет за "греками". В православном вероучении автор указывает 19 ошибок, уделяя внимание порочности иерархов [18,225–526].

Орден не позволял своим противникам объединяться против себя. 18 мая 1599 года на съезде лютеран и православных против католиков в Вильно было создано конфедерацию, участники которой обязались сопротивляться иезуитам и польскому правительству, когда они будут принуждать перейти православных в унию или протестантов в католичество. Иезуиты разрушили этот союз [24,422,424].

Важным для ордена было привлечение к католичеству крупных земельних магнатов, потому что именно на их финансовой мощи базировалось влияние на население. Главным в достижении этой цели было привлечение к католичеству семей Юрия Слуцкого и Константина-Василия Острожского [6,31].

Константин-Василий Острожский (1526–1608) — прославленный подольско-волынский князь, богатейший и влиятельный магнат Речи Посполитой XVI века, просветитель, защитник православия. Основывал монастыри, школы, библиотеки и типографии. Острожский возглавлял русскую партию в объединенном польско-литовском государстве, отстаивая идею равноправного представительства в нем Руси.
Константин-Василий Острожский (1526–1608) — прославленный подольско-волынский князь, богатейший и влиятельный магнат Речи Посполитой XVI века, просветитель, защитник православия. Основывал монастыри, школы, библиотеки и типографии. Острожский возглавлял русскую партию в объединенном польско-литовском государстве, отстаивая идею равноправного представительства в нем Руси.

Жена князя Юрия Слуцкого католичка Екатерина Тенчинская при содействии иезуитов сумела повлиять на мужа в сторону лояльности к католической церкви [20,24].

Мы видим один из самых распространенных приемов ордена — влияние на личность через друзей и родственников. Основной принцип методики иезуитов, который гарантировал влияние на людей с целью привлечения в католичество заключался в том, чтобы сделать это в молодом возрасте и в католическом окружении. В мае 1579 года Скарга докладывал папе о согласие княгини Слуцкой отправить своих сыновей на учебу в иезуитский коллегиум. Известно что братья Слуцкие обучались в Европе. Из письма Калигарди К.Борромейскому от 20 ноября 1580 года ясно, что Ян Слуцкий стал католиком и привлек к католичеству еще кого-то. Его брат так же впоследствии перешел в католичество. В 1593 году Ян Семион объявил свое желание за собственный счет основать во Львове иезуитскую академию [25,9].

Старший сын К.К.Острожского Януш был привлечен иезуитами в католичество в Германии [26,595]. Брат Януша — Константин еще в молодости попал под влияние иезуитов и тайно принял католичество [27,9]. Нунций Болоньетти описывает отступничество князя Константина от православия, подчеркивая, что князь сам обратился к нему для спасения своей души [7,80–85].

Действенность работы иезуитской методики доказывается тем, что результатом ее были сторонники ордена и лояльные к католической церкви представители высших слоев общества. Орден придавал большое значение воздействию на женщин. В "Тайных наставлениях" предлагалось внушать женщинам любовь к ордену. Орден интересовался богатыми вдовами. Вдовам внушали убеждения оставаться в своем положении [11,431,439–443]. Иезуиты влияли на Анну Костко (вдову Александра Острожского), которая после смерти мужа выгоняла православных священников, сажала в тюрьму не согласных принять католичество [27,12–14]. Иезуит Б.Гербест привлек к католичеству Е.Мелецкую, которая помогла обратить к католической церкви своего мужа-кальвиниста Николая Мелецкого, подольского воеводу. В то время как П.Скаргу, обратившегося к воеводе непосредственно, едва не сбросили с моста [24,4]. Итак, орден начинал работу по привлечению к католичеству семьи с женской половины.
Дочь Александра Острожского и Анны Костко — Анна-Алоиза* превзошла свою мать и всех других женщин в подчинении иезуитам. Именно иезуиты нашли Анне-Алоизе богатого мужа Яна-Карла Ходкевича, который основал для иезуитов коллегиум в Крозах. Анна-Алоиза рано овдовела и больше не вышла замуж. Церковь Святой Троицы в Остроге и госпиталь передала ордену [27]. Об огромном влиянии на Анну-Алоизу говорят размеры пожертвований иезуитам: кроме недвижимого имущества (дворцов, сел, фольварков и т. д.) — 30000 злотых в 1624 году, а в 1630 г. — еще несколько деревень [28,10–17].

Анна-Алоиза Ходкевич-Острожская
Анна-Алоиза Ходкевич-Острожская (1600–1654) — русинка, вдохновляемая иезуитами, осуществляла гонение на православие, жестоко расправлялась с острожскими мещанами и сделалась, по выражению летописца, "гонителкой". Передала грекокатоликам православную церковь в Турове. Перезахоронила останки своего отца — князя Александра Васильевича Острожского, умершего в православии, перекрестив их по латинскому обряду. Умерла в январе 1654 года в одном из своих великопольских имений, спасаясь от казаков Хмельницкого). 

Орден иезуитов применял свои методы в учреждениях католической церкви, европейских университетах, при дворах монархов, в домах феодалов, в купеческих конторах, при дипломатических миссиях, на строительстве храмов и других сооружений, в художественных мастерских, на театральной сцене и везде, где это было необходимо [29,51–61]. Орден применял, как традиционные методы, так и современные ему способы воздействия на верующих. Иезуиты применяли методы своих конкурентов в борьбе за влияние на население. Как и гуманисты они открывали школы и академии, обсерватории, журналы, газеты, излагали научные достижения в области естествознания и гуманитарных наук [13,159–160].

Таким образом, методы ордена иезуитов в зависимости от способа воздействия можно разделить на несколько групп. Традиционные религиозно-миссионерские методы: проповедь, исповедь, благотворительность, религиозные церемонии и праздники, демонстрация чудес. Методы с использованием насилия. Как новейшие методы психологического и идеологического влияния следует рассматривать: богословские диспуты по иезуитскому сценарию, методы "Духовных упражнений" И.Лойолы (психологический тренинг), религиозная литературная полемика. В особую группу выделяем методы выполнения работы иезуитами не непосредственно, а их помощниками: сторонниками, представителями органов власти и другими лицами.

Методы деятельности ордена иезуитов соответствовали по уровню развития, моральным нормам, по степени применения насилия и методам деятельности католической церкви и современных ему правительств европейских государств. Однако к применению своих методов орден подходил избирательно, что и обеспечивало успех Обществу в достижении его задач. Методы и процесс их применения орден постоянно совершенствовал.

Библтографический список:
1. Демьянович А. Иезуиты в Западной России в 1565—1772 гг. // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1871. — No 8–12. — No 12. — С.230–231.
2. Харлампович К.В. Западнорусские православные школы ХVI — начала ХVII вв. Отношение их к инославным. — Казань, 1898. — 524, LVI с.
3. Сливов И. Иезуиты в Литве // Русский вестник. — Москва, 1875. — Т.118. — С.5–63; Т.119. — С.724–770; Т.120. — С.550–599.
4. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). — Москва: АН СССР, 1955. — 408 с.
5. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии. — Минск: Беларусь, 1990. — 108 с.
6. Плохий С.Н. Папство и Украина (Политика римской курии на украинских землях в ХVI — ХVII вв.). — Киев: Вис, 1989. — 224 с.
7. Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х — поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). — Київ: Наукова думка, 1988. — С.70–77, 80–85, 91–94.
8. Демьянович А. Указ. работа. — No 9. — С. 16–18.
9. Сливов И. Указ. работа. — Т.118. — С. 47–48.
10. Демьянович А. Указ. работа. — No 8. — С. 229–230.
11. "Тайные наставления" // Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношения к России. Письмо к иезуиту Мартынову. — Москва, 1870.
12. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в испанской Америке, ХVI — XVIII вв. — Москва: Наука, 1977.
13. Демьянович А. Указ. работа. — No 11.
14. Снесаревский П.В. Миссия Поссевино в Россию // Ученые записки Калининградско-го государственного педагогического института. — Калининград, 1955.- Вып.1.
15. 1634бг. августа 11 (нов. ст. 21). — Жалоба луцких православных шляхтичей и мещан на иезуитов, студентов и служителей луцкого иезуитского коллегиума // Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х томах.- Москва: АН УССР, 1953. — Т.1. — С. 138–142.
16. 20 октября 1645 г. Список выписи из гродских книг о грабеже иезуита Игнатия Ельца в деревне Рутвенки // Памятники, издаваемые временною комиссиею для разбора древних актов.- Киев: Университета св. Владимира, 1845. — Т. 1. — No 756.
17. 1643 г., сентябрь 9. Жалоба полоцкого иезуита Яна Филиповского на всех полоцких схизматиков // Уния в документах: сб. статей / Сост. В.А.Теплова, З.И.Зуева. — Минск: "Лучи Софии", 1997.
18. Баранович А.И. Украина накануне освободительной войны середины ХVII в. Социально-экономические предпосылки войны. — Москва: АН СССР, 1959.
19. Листи короля Сигізмунда ІІІ з Кракова до Магістрату міста Львова від 20 липня 1606 р., 3 грудня 1607 р. та 22 червня 1608 р. // ЦДІА у м. Львові. Ф. 132. Оп. 1. Спр. 35. 3 л., Спр. 36. 3 л., Спр. 37. Арк. 1–39; Запис у львівській гродській книзі декрету київського воєводи С.Жолкевського // Боротьба Південно-Західної Русі і України проти експансії Ватикану та унії (Х — поч. ХVІІ ст.: Зб. док-в і мат-в). — Київ: Наукова думка, 1988. — С. 192–194.
20. Письмо Б.Мацейовского к венецианскому дожу // Цит. за: Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. — Минск: Беларусь, 1990.
21. Цит за: Сливов И. Указ. работа. — Т. 119.
22. Викторовский П.Г. Западнорусские православные фамилии, отпавшие от православия в конце ХV-ХVII вв. — Вып. 1. — Киев, 1912.
23. Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г. — СПб., 1901.
24. Брянцев П.Д. История литовского государства с древнейших времен. — Вильна, 1889.
25. Адріянова-Перетц В.П. З діяльності єзуїтів на Україні і Білорусії кінця ХVI ст. — за новими документами // Украйна, 1927.
26. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. — Т. 1–2. — Москва: Наука, 1991.
27. Левицкий О. Єзуїтська преподобиця: історичне оповідання. — Вінніпег: Українська видавнича спілка Б.Р.В.
28. Левицкий О. Анна-Алоиза, княжна Острожская // Киевская старина, 1883. — No 11.
29. Бёмер Г. История ордену иезуитов // Орден иезуитов: правда и вымысел. Сб. / Сост. А.Лактионов. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.

Источник: http://antisionizm.info/Tehnologii-myagkoy-sili-ordena-iezuitov-na-slavyanskih-zemlyah-1506.html


Написать комментарий