Священномученик Патриарх Тихон об экуменизме и обновленчестве

Священномученик Патриарх Тихон об экуменизме и обновленчестве

Святейший Патриарх Тихон, память которого наша святая Церковь празднует сегодня, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был категорическим противником экуменического общения. Он, единодушно с другими Святыми Отцами, утверждал, что благодать может быть лишь в Православной Церкви. Лжетаинства еретиков-католиков, протестантов и прочих, незаконно именующих себя христианами, Святейший Патриарх признавал безблагодатными. «Ни у меня, ни у моих епископов никогда и мысли не было о соединении с католиками», – так говорил священномученик. И его слова могли бы воодушевить многих, но, конечно, не закостеневших в ереси экуменистов.

+       +       +

5-го ноября 1917 года, в Москве, в храме Христа Спасителя, жребием из трех кандидатов был выбран Патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). 

Одним из самых значительных церковных трудов Святейшего Патриарха было Послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви, в котором он, властью данной ему Богом, осудил советскую власть как таковую и отлучил от Церкви Христовой тех, кто вступил и кто в дальнейшем вступит с нею в какое-либо общение. Патриарх Тихон анафематствовал антихристианскую и античеловеческую деятельность большевиков, которая была основана на вражде к Богу, к Его творению и особенно к верующим в Него — творящих беззакония, гонителей Православной веры и человекоубийц!

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным Чадам Православной Церкви Российской

«Да избавит ны от настоящаго века лукаваго» (Гал. 1, 14).
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним, ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что все силы свои полагали на служение благу народному.
И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности — совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдельных окраинах (Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и других городах).
Все сие преисполняет сердце глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету святого апостола: «Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочие страх имут» (1 Тим. 5, 20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.
ВЛАСТЬЮ, ДАННОЙ НАМ ОТ БОГА, ЗАПРЕЩАЕМ ВАМ ПРИСТУПАТЬ К ТАЙНАМ ХРИСТОВЫМ, АНАФЕМАТСТВУЕМ ВАС, ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НОСИТЕ ЕЩЕ ХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА И ХОТЯ БЫ ПО РОЖДЕНИЮ СВОЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТЕ К ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ.
ЗАКЛИНАЕМ И ВСЕХ ВАС, ВЕРНЫХ ЧАД ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, НЕ ВСТУПАТЬ С ТАКОВЫМИ ИЗВЕРГАМИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В КАКОЕ-ЛИБО ОБЩЕНИЕ: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5, 13).
Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавры) захватываются безбожными властителями тьмы века сего и объявляются каким-то, якобы народным, достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви Православной и подготовляющие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности.
Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа...
И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми, и в частности, над Святою Церковью Православной. Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетенной ныне Святой Матери нашей. Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35).
А вы, братия архипастыри, и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Мф. 16, 18).

19 янв./1 февр. 1918 г.


21 июля 1918 года, через несколько дней после выхода экстренного выпуска большевистской газеты с оповещением о расстреле «Царя и Самодержца», Святейший Патриарх Тихон в Москве на богослужении, происходившем в Казанском соборе, обратился к верным чадам Православной Церкви и ко всей многострадальной России со следующей проповедью:

«Мы к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих, уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг он приговаривается к расстрелу, где-то в глубине России, небольшой кучкой нелюдей, не за какую-то вину, а за то только, что его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние, уже после расстрела, — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие е»!» 

Вскоре православных христиан, поддержавших Патриарха Тихона, после этого воззвания стали называть контрреволюционерами, на них обрушилось мощнейшее гонение, их стали заточать в тюрьмы и без суда расстреливать...

Не все тогда могли знать, что может принести для России октябрьская революция, какими будут последствия и кто стоит за вождем пролетариата. Но уже с первых минут, после ее наступления, многим светским лицам было открыто — в Россию пришел антихрист. И первый и наимощнейший удар, естественно, пришелся на ненавистную антихристу Православную Церковь.

...До конца 1917 года убийства священников и монахов выглядели как некие одиночные случайности. В церковных изданиях сообщали об этом, но не заостряли особого внимания. В начале 1918 г. произошел первый вооруженный захват Православных Святынь: Александро-Невской и Почаевской Лавр, сопровождаемый расстрелами духовенства и мирян. 19 января 1918-го года большевиками был убит священник Петр Скипетров. Через несколько дней в Александро-Невской Лавре были закопаны в кладбищенскую землю 40 живых священников. В селе Янжуловки Новозыбковского уезда три революционера ворвались в дом священника и требуя денег, изрубили его саблями до полусмерти, отрубили руку матушке, а ребенка на глазах у родителей закололи штыками. В 20-ти верстах от Симферополя солдаты ворвались в храм, издевательски спросили у настоятеля о. Иоанна Углянского, почему на лампаде лента зеленая, а не красная, вывели на церковный двор и расстреляли.

Патриарх Тихон не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, но каждое послание Первосвятителя дышало упованием на то, что в среде богоборцев возможно еще покаяние. Он положил начало почитанию святых Царственных Мучеников, первым отслужив по ним панихиду, несмотря на ненависть богоборцев. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия. Святейший Патриарх жил радостями Церкви и страдал ее скорбями. Он претерпел незаслуженные нападки и обвинения со стороны раскольников-обновленцев, а также арест.

Богоборцы арестовали Святейшего Патриарха священномученика Тихона
Арест Святейшего Патриарха Тихона

Большевики не раз покушались на жизнь Патриарха Тихона. Однажды наемные убийцы по ошибке даже застрелили верного келейника Святейшего, который таким образом отдал жизнь за Христа и Его доброго архипастыря, получив мученический венец. Попытки убийства, даже неудачные, были еще одним способом психологического давления на Святителя, но сломать его, поддерживаемого Господом, не смогли. Он признал советскую власть попущением Божиим и подчинился ей, но исполнять указы богоборцев не согласился. Терпеть далее непокорного Патриарха большевики не стали. Он был отравлен, о чем сохранилось свидетельство настоятеля московского Ильинского храма в Обыденном переулке протоиерея Александра Толгского, принимавшего исповедь у одного из врачей Бакунинской больницы, в которой Патриарх Тихон провел последние дни жизни. «После признаний, сделанных мне на исповеди одним из врачей больницы Бакунина, – говорил отец Александр, – у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен».

Почил Святейший Патриарх на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1925 году и был погребен в Донском монастыре. В 1989-м году святителя Тихона причислили к лику святых, а 19-го февраля 1992 года его мощи были торжественно обретены и перенесены в Кафедральный собор Донского монастыря, где почивают и доныне.

Мощи священномученика Святейшего Патриарха Тихона в Донском монастыре
Мощи священномученика Святейшего Патриарха Тихона в Донском монастыре

По имени святителя Тихона в годы гонений всех исповедников Христовых – православных в России, верных Господу и Его Церкви, большевики именовали «тихоновцами», в то время как сторонников революции и реформирования церковных уставов – раскольников, не признававших законную власть Патриарха, называли «живоцерковниками» и «обновленцами». Сегодня в нашей Святой Церкви вновь зазвучали голоса, призывающие к некоему ее «обновлению» путем противоречащих канонам и традициям преобразований. И опять духовенство по своим взглядам разделяется на ревнителей-«тихоновцев» и «неообновленцев». «Тихоновцы» – это противники глобализации в ее двух аспектах: политическом и религиозном. Политический выражается в стремлении установить «новый мировой порядок», где нет места государственности и Православию, а религиозный состоит в ложном учении о необходимости объединения всех религий, т. е. в экуменизме.

Святитель-исповедник Тихон, Патриарх Московский внес существенный вклад в борьбу и против ереси «восточного папизма». Святитель Тихон обличал эту ересь на практике, непосредственно столкнувшись с ней в своей жизни. Так, в 1924 году Константинопольский Патриарх Григорий VII через своего представителя в Москве передал ему послание, в котором убеждал святого оставить Патриарший Престол и настаивал, чтобы Русская Церковь отказалась от статуса Патриархата. В ответном послании святитель Тихон корректно, но твердо и авторитетно заявил: «Мы немало смутились и удивились, что <…> Глава Константинопольской Церкви без всякого предварительного сношения с нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти».

Напомним и еще об одной "мелочи", о которой говорил священномученик Святейший Патриарх Тихон. Это стрижение волос духовенством и монашествующими. Новомученик указывал на это как на признак приверженности обновленчеству. Так, священник Георгий Н. в письме к архиепископу Самарскому Петру (Рудневу) в 1934 году рассказывал: «От Его Святейшества в 1923 году я получал таковое инструктирование: отец Георгий, при объезде причтов церквей, если только встретите священнослужащих: 1) стригущих волосы на голове, 2) бреющих бороды, 3) ходящих в штатских одеждах, 4) небрежно относящихся к святыне, 5) допускающих своеволие при богослужении, 6) курящих, 7) посещающих увеселительные места: клуб, кино и т. д., – хотя и поминают Патриарха как главу Российской Святой, Соборной, Апостольской Церкви, – не верьте им, ибо они явные обновленцы, скрывая себя только в поминовении Патриарха».

Сложно спасаться, верить и проповедовать в таких условиях, но есть у нас предстатель пред Господом – святитель Тихон, коему дана благодать укреплять всех с верой к нему прибегающих в твердом исповедании веры Христовой.

Написать комментарий