МНИМОПРЕЛЬЩЕННЫЙ

МНИМОПРЕЛЬЩЕННЫЙ

Житие и подвиги преподобного Максима Кавсокаливита

Преподобный отец наш Максим родился в Лампсаке, от родителей благородных и благочестивых. Будучи бездетны, они вымолили у Бога ребенка, названного во святом крещении Мануилом. Когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы в Лампсаке и посвятили Богу.


Между тем, родители, забыв, что Мануил посвящен ими Богу, приготовлялись женить его, чтоб, связав его узами брака, иметь в нем утеху собственной жизни. Узнав об этом, юный Мануил, вкусивший уже сладость духовную, на семнадцатом году жизни, оставив родителей, отечество и мiр, тайно удалившись на гору Ган, принял на себя ангельский образ, с именем Максима, и предался безусловной покорности и послушанию старцу Марку – лучшему духовному наставнику Македонии.

По кончине наставника преподобный подвизался под руководством нескольких пустынных отцов чрезвычайно строгой жизни. Прибыв в Константинополь, преподобный Максим постоянно находился при Влахернском храме Пресвятой Богородицы, как бы поселившись в притворе.

Чтобы скрыть молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный вел себя как юродивый. На Афоне преподобный Максим проходил послушание в Лавре преподобного Афанасия и на вершине Святой Горы удостоился видения Божией Матери.

В неделю Святых отец, бывающую после Божественного вознесения, является ему Богоматерь, имея в объятиях младенствующего Господа, и говорит: «Следуй за Мною, Мой избранный, на самую вершину Афона, чтобы там по желанию твоему принять благодать Святаго Духа». Видя два или три раза это Божественное явление, он оставил Великую лавру и по истечении недели взошел на вершину горы, в субботу Пятидесятницы, где и провел в обществе прочих братий всю ночь без сна. Братия, по совершении там Божественной литургии, спустились с горы, а Божественный Максим, оставшись на ней, провел в молитвенном подвиге трое суток.

После сего, в подкрепление ослабевших его сил, дан был ему и Хлеб Небесный. Между тем как он принял таким образом данную ему пищу, послышалось ангельское пение, окружил его Божественный свет и Богоматерь, в виду его, вознеслась на небеса. Видение это, Божественный свет и благоухание, разлившееся над вершиной горы, так усладили и восхитили сердце преподобного, что он три дня и три ночи оставался еще там в молитвенном подвиге и славословии Бога; потом спустился с вершины и, согласно воле Пресвятой Богородицы, пришел в храм Ее, где, пробыв несколько дней в бдении и молитве, опять поднялся на верх горы и лобызал то место, на котором в неизреченной славе явилась ему Богоматерь.

О своем видении преподобный Максим рассказал одному старцу, подвизавшемуся при церкви святого Пророка Божия Илии на Кармиле, который объявил преподобного прельстившимся. Вместо того чтоб огорчиться таким пренебрежением к нему и недоверчивостью, преподобный Максим радовался и приписываемое ему заблуждение обратил в собственную пользу – под видом прелести и гордости скрывал дивные свои подвиги, всеобщим презрением подавлял в себе неприязненное чувство самомнения и глубоко укоренял в своей мысли и сердце смиренномудрие, этот Божественный дар Святаго Духа, составляющий основу и красоту подвижничества.

Для большего утверждения общей молвы о своем юродстве святой Максим не заводил постоянного жилища, переходил с места на место как помешанный, сжигая свои каливы – травяные шалаши (кавсокаливит – значит «сжигающий каливы»).

Святогорцы, зная о чрезвычайных лишениях и скорбях преподобного Максима, тем не менее долгое время смотрели на него с предубеждением, даже и тогда, когда преподобный достиг высоты и совершенства созерцательной жизни. Когда на Афон прибыл преподобный Григорий Синаит (†ок.1310; пам.8 авг.), проводивший жизнь в умной молитве, он встретился с мнимопрельщенным и, пораженный беседой с ним, стал называть преподобного Максима не иначе, как земным Ангелом.

Преподобный Григорий убедительно просил святого Максима оставить юродство и пребывать на одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта. Вняв словам святого Григория и убеждению других старцев, преподобный избрал себе в постоянное жилище пещеру по соседству со знаменитым старцем Исаией. Зная о его даре прозорливости, византийские императоры Иоанн Палеолог (1341–1376) и Иоанн Кантакузен (1341–1355) посещали преподобного и поражались исполнению пророчеств.

Проигумен Ватопедской обители Феофан писал о святом Максиме: «Призываю Бога во свидетели, что и сам я был очевидцем нескольких чудес его: раз, например, видел его перенесшимся по воздуху с одного места на другое, слышал, как преподобный пророчески предсказал мне, что я буду прежде игуменом, а потом Охридским митрополитом, открыл мне даже и о страдальческих подвигах моих за Церковь».

Раз посетил святого Максима смотритель лаврской больницы святого Афанасия, по имени Григорий, с другим братом лавры. Это было зимой. Вошедши в каливу преподобного, они видят теплый хлеб необыкновенной чистоты и издающий столь чудное и обильное благоухание, что наполнилась им вся калива святого. Между тем, не нашедши в каливе даже и признаков того, чем зажигается огонь и не видя никакого в ней следа – ибо тогда только что выпал свежий снег – они дивились этому явлению и изумлялись. Ясно таким образом убедившись, что это был хлеб неземной, они припали к ногам преподобного и просили его сподобить и их этой небесной пищи. Святой с любовью уделил им половину небесного хлеба, обязав их, впрочем, никому не объявлять об этом, пока он находится в сей скоропреходящей жизни. Сподобившиеся видеть такое чудо лаврский больничный Григорий и другой брат лавры, по преселении святого в жизнь не стареющуюся, рассказывали о нем, свидетельствуясь Богом, и присовокупляли еще, что он в то же время дал им и воды необыкновенно приятной.

Только перед кончиной, через 14 лет безмолвной своей жизни в глубокой пустыне, святой Максим оставил свое уединение и поселился близ Лавры преподобного Афанасия, где и предал Господу свою душу в возрасте 95 лет († 1354). Как при жизни, так и по смерти преподобный Максим был прославлен многими чудесами.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий