ЦАРСКАЯ ИСТИННО САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ

ЦАРСКАЯ ИСТИННО САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ

Господь Бог в Ветхом Завете сказал: вознес избранного от людей Моих... елеем Моим помазал его... истина Моя и милость Моя с ним (Пс. 88: 20, 21, 25).

Через пророка Самуила Он поставил царем Саула, повелев пророку помазать Саула на Царство: Завтра Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой и ты помажь его в правители народу Моему Израилю, и он спасет народ Мой... так как вопль его достиг до Меня (1 Цар. 9, 16).

Когда Господь предопределил Давиду быть царем израильскому народу, Он повелел тому же пророку Самуилу помазать его на Царство: Наполни рог твой елеем... встань, помажь его, ибо это он (1 Цар. 16: 1, 12). После этого сошел на Давида Дух Святой: Помазал среди братьев его, и почил Дух Господень на Давиде с того дня (1 Цар. 16, 13).

Христиане первых веков верили, что Господь дарует им христианских царей, как величайшее благо, и спасет их от гонений со стороны царей языческих. И во времена Нового Завета Бог благословил призвать единого Константина в Византии и в России – единого Владимира, которые апостольски просветили свои языческие царства светом веры Христовой.

Царство, как учат Святые Отцы, есть сила и твердыня священства, а священство – освящение и укрепление царства. При симфонии властей Царская власть во главе с Православным царем и власть Православной Церкви при предстоятельстве Патриарха свободною волею стремятся к взаимному единению, оставаясь самостоятельными каждая в сфере своей деятельности. Священство заботится о Небесном, а Царство управляет земным. Смысл симфонии властей прежде всего состоит в том, что государь почитает себя сыном Церкви и руководствуется Православной верой и духом Церкви во всей своей деятельности.

 

Сама симфония властей состояла в таком отношении императоров к Церкви, при котором заботиться о ее благоденствии, охранять догматы и оберегать Православную Церковь от еретиков, – они считали самой первой обязанностью своей Царской власти и всего своего царского служения. При симфонии властей согласие одерживает верх над разногласием, разъединение уступает место единению.

Осуществление симфонии властей возможно только при венчании императора на Царство и снисхождении на него благодати Духа Святого. Вся сущность венчания с молитвами, которые произносятся царем и коронующим архипастырем, с торжественным исповеданием государя символа Православной веры пред лицом народа состоит в том, что через Таинство миропомазания государь становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через него при соблюдении им Закона и удерживает распространение зла в мире. По слову святого апостола Павла, тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий (2 Фес. 2; 7).

«Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать, – говорил святитель Феофан Полтавский. – Так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Это и есть удерживающее».

«Спасается царь не многою силою, но Божиею благодатью... Если же сердце царя – в руке Господа (Прит. 21,1), то он спасается не силою оружия, но Божиим руководством», – пишет святой Василий Великий.

С момента венчания на Царство государь своей самодержавной властью обязывается быть покровителем Православной Церкви, заботиться о водворении мира в святых Божиих Церквях, наблюдать за точным исполнением церковных постановлений в жизни подданных. Если царь действительно, а не на словах, признает Церковь источником освящения и спасения не только личной жизни, но и всего государства, то он будет признавать проповедуемый ею закон Христов высшим законом жизни государства и законы гражданские будет согласовывать с законами церковными. Забота о благоденствии Церкви, ее интересах и имущественных правах была следствием такого отношения к Вере и Церкви. При содействии авторитета и силы Царской власти Церковь успешно вела борьбу с еретиками, на которых не действовали никакие кроткие церковные меры и злодеяния, их могла пресечь только Православная Царская власть.


Святой Василий Великий пишет: «Высшим властям должно повиноваться во всем, что не препятствует исполнению Божиих заповедей». Повинуясь царю и поставленному от него начальству, подданные тем самым угождают царю, повинуясь им Господа ради, они через то благоугождают Самому Господу. Хваля усердие и ревность верноподданных к царю, преподобный Серафим Саровский говорил: «После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».

Если отношение царя к Богу не является надлежащим, то подданные будут желать, чтобы царь изменил это отношение и будут молиться, чтобы Господь просветил царя Своей Божественной премудростью и укрепил его в Своем Божественном законе. Немало может молитва благоверного народа. Молю, – говорит святой апостол Павел, – творите молитву за царя. Он же указывает и на ожидаемый от нее плод: Да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Святой Апостол полагает, что от царя, Богом просвещаемого и укрепляемого, весьма зависит жизнь спокойная и безопасная.

Из сборника «Русская идеология»

 

Написать комментарий