О принятии Святых Христовых Таин

О принятии Святых Христовых Таин

 Схиигумен Савва(Остапенко)

«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
«Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: "Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: "Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»

«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».

«А после Причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святаго Духа».

 Святитель Игнатий Брянчанинов

«День Причастия лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Если христианин осознает свою скованность грехом, то в первую очередь ему необходимо освободиться от этих тяжких оков посредством покаяния, очистить свою душу исповедью грехов, а потом только приступать к величайшей святыне, ибо, как уже было нами показано, надругание над Святыми Тайнами есть надругание над Самим Спасителем. Достойно причащается только тот христианин, который оставил греховную жизнь. Решительно раскаялся во всех грехах и запечатлел свое раскаяние исповедью и неукоснительным исполнением заповедей Христовых. Святитель Игнатий обращается к христианам и говорит о том, что при рассмотрении своих грехов и осознании своей падшести нельзя отчаиваться, так как непростительных грехов нет, а отчаяние может привести к ложному стыду и смертельному унынию, человек может остановиться на мысли о том, что спасения ему не достичь, но он навеки обречен мучиться в аду. Святитель пишет: «Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз не повторился грех человеческий – Кровь Богочеловека может омыть его… Пребывает неисцеленным тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение».
Святитель Игнатий касается также того, как подобает вести и что делать христианину по принятии Святых и Животворящих Таин Христовых. Этому вопросу святитель посвящает одно из своих писем: «Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках Своих. Наше попечение должно состоять в том, чтобы мы пребывали верными Господу. Если к Самому Господу вочеловечившемуся дерзнул приступить искуситель, то не должно удивляться, что он приступает и к нам, хотя бы то было и по принятии нами в сосуд свой Господа. Чем больше сокровище, тем более тати покушаются украсть его. Чем более сокровище, тем более должно бдеть о хранении его. После приобщения Святых Таин, после усердной молитвы, после всякого особенно полезного для души дела нужно, по опытному наставлению отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистию и злобою; видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен. Духовный рай, который, по учению Спасителя, внутри нас, должно возделывать и хранить, как это при самом сотворении заповедано Богом в лице Адама всем человекам. По обыкновенному ходу я предполагал, что после смущений, должно быть, вы чувствовали утешение, которое посылает Господь законно подвизающимся рабам Своим в подкрепление, во умножение веры, надежды и любви. Понимаете ли, что вы должны Господу более, чем были прежде. Как получившие залог и извещение обетований! "Ему же дано более, с того более и взыщется”, - говорит Писание. Познав это, блюдите, как опасно ходите, то есть, живите с осторожностью и вниманием». Нужно не только должным образом подготовиться к принятию Христа в свое существо, но необходимо достойно соблюсти Его в Себе. Это подвиг не меньший, чем Само Причастие. Что спасительного будет для человека, если, причастившись, он предастся мирским развлечениям и суете. Христианский подвиг не знает понятия отдыха от трудов, есть только понятие добродетели и порока, так же, как нет понятий хороший – плохой человек, но праведник и грешник. Поэтому, если мы взяли на себя иго Христово, то должны нести свой крест до конца. До Голгофы, где должны будем распять себя миру и мир себе: «Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым… Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства духа во Христе Иисусе Господе нашем».

Написать комментарий