Преподобный Венедикт, игумен Нурсийский

Преподобный Венедикт, игумен Нурсийский

Пре­по­доб­ный Ве­не­дикт, ос­но­ва­тель за­пад­но­го мо­на­ше­ско­го ор­де­на бе­не­дик­тин­цев, ро­дил­ся в ита­льян­ском го­ро­де Нур­сии в 480 го­ду. В 14 лет свя­той был от­прав­лен ро­ди­те­ля­ми на уче­нье в Рим, од­на­ко, угне­тен­ный окру­жав­шей его без­нрав­ствен­но­стью, он ре­шил по­свя­тить се­бя дру­гой жиз­ни. Вна­ча­ле свя­той Ве­не­дикт по­се­лил­ся при церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра в се­ле­нии Еф­фе­ди, но мол­ва о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни за­ста­ви­ла его уй­ти даль­ше в го­ры. Там он по­встре­чал от­шель­ни­ка Ро­ма­на, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство и ука­зал ему для жи­тель­ства от­да­лен­ную пе­ще­ру. Вре­мя от вре­ме­ни от­шель­ник при­но­сил свя­то­му пи­щу. Инок Ро­ман три го­да не го­во­рил ни­ко­му о свя­том Ве­не­дик­те, но, тай­но бе­ря во вре­мя тра­пезы немно­го хле­ба, от­но­сил его, в опре­де­лен­ные на это дни, в пе­ще­ру. Но так как к этой пе­ще­ре вход с го­ры был неудо­бен и чтобы по­пасть в него, нуж­но бы­ло об­хо­дить да­ле­ко го­ру, то он с этой вы­со­кой го­ры про­тя­нул длин­ную ве­рев­ку и по ней спус­кал бла­жен­но­му Ве­не­дик­ту хлеб; к кон­цу же ве­рев­ки был при­вя­зан неболь­шой ко­ло­коль­чик, дабы свя­той Ве­не­дикт мог слы­шать, ко­гда ему спус­ка­ют хлеб. Диа­вол же, нена­ви­дя­щий Бо­жи­их ра­бов, за­ду­мал вос­пре­пят­ство­вать доб­ро­му де­лу Ро­ма­на, дабы, про­му­чив свя­то­го Ве­не­дик­та го­ло­дом, за­ста­вить его пре­дать­ся ма­ло­ду­шию. Од­на­жды, ко­гда по обы­чаю Ро­ман спус­кал в пе­ще­ру с го­ры хлеб, бес бро­сил в ко­ло­коль­чик ка­мень и раз­бил его, од­на­ко он этим ни­че­го не до­стиг: ибо чест­ный инок Ро­ман не пе­ре­ста­вал слу­жить свя­то­му Ве­не­дик­ту до то­го вре­ме­ни, по­ка Гос­подь не вос­хо­тел его упо­ко­ить от се­го бо­го­угод­но­го тру­да, а бла­жен­но­го Ве­не­дик­та – се­го под спу­дом скры­вав­ше­го­ся све­тиль­ни­ка – явить ми­ру на ду­хов­ную поль­зу мно­гих.

Спу­стя три го­да неко­е­му пре­сви­те­ру, да­ле­ко от го­ры сей оби­тав­ше­му, в то вре­мя, ко­гда он на празд­ник Пас­хи при­го­тов­лял се­бе обиль­ные сне­ди, в ви­де­нии явил­ся Гос­подь и ска­зал:

– Вот ты се­бе при­го­тов­ля­ешь мно­го браш­на, а раб Мой Ве­не­дикт в неко­ей пе­ще­ре – при этом он на­звал и то ме­сто – ра­ди люб­ви ко Мне из­не­мо­га­ет от го­ло­да.

То­гда пре­сви­тер, тот­час же со­брав­шись и взяв с со­бою пи­щу, от­пра­вил­ся отыс­ки­вать че­ло­ве­ка Бо­жия. Пе­ре­хо­дя гор­ные стрем­ни­ны, по­то­ки в до­ли­нах и про­па­сти, до­шел на­ко­нец до ука­зан­ной ему пе­ще­ры, где и на­шел бла­жен­но­го Ве­не­дик­та. Це­ло­вав друг дру­га о Гос­по­де, они оба се­ли и ста­ли пи­тать свои ду­ши ду­ше­спа­си­тель­ны­ми бе­се­да­ми. По­том пре­сви­тер ска­зал свя­то­му:

– От­че, вку­сим пи­щи, бла­го­да­ря Бо­га, ибо се­го­дня Пас­ха.

Че­ло­век Бо­жий на это от­ве­тил ему:

– Да, се­го­дня для ме­ня Пас­ха, так как я спо­до­бил­ся уви­деть те­бя.

Пре­по­доб­ный не знал, что на­стал празд­ник Пас­хи, ибо да­ле­ко жил от лю­дей, и ни­кто не знал его, кро­ме ино­ка Ро­ма­на.

– По­ис­ти­не, от­че, – ска­зал на это пре­сви­тер, – се­го­дня празд­ник Вос­кре­се­ния Гос­под­ня, и те­бе не по­до­ба­ет по­стить­ся, ибо я на это к те­бе и по­слан Гос­по­дом, чтобы обо­им нам ныне на­сы­тить­ся от да­ров Его.

Итак, бла­го­да­ря Бо­га, оба они вку­си­ли пи­щи, и пре­сви­тер, уте­шив­шись ду­хов­ным ве­се­льем, ушел к се­бе в мо­на­стырь, сла­вя Бо­га, что спо­до­бил­ся ви­деть ра­ба Бо­жия. По­сле это­го вско­ре пе­ще­ру пре­по­доб­но­го от­кры­ли пас­ту­хи, и то­гда уже о нем мно­гие узна­ли. На­род стал сте­кать­ся к нему с жа­ло­ба­ми на свои нуж­ды, свя­той же отец уте­шал их ду­хов­ною пи­щею. Чис­ло уче­ни­ков на­столь­ко вы­рос­ло, что свя­той раз­де­лил их на две­на­дцать об­щин. Каж­дая об­щи­на со­сто­я­ла из две­на­дца­ти ино­ков и со­ста­ви­ла от­дель­ный скит. Каж­до­му ски­ту пре­по­доб­ный дал игу­ме­на из сво­их опыт­ных уче­ни­ков.У пре­по­доб­но­го оста­лись ра­ди на­зи­да­ния толь­ко но­во­на­чаль­ные ино­ки. Стро­гие пра­ви­ла, уста­нов­лен­ные для мо­на­хов свя­тым Ве­не­дик­том, не всем при­шлись по ду­ше, и пре­по­доб­ный не раз ста­но­вил­ся жерт­вой кле­ве­ты и пре­сле­до­ва­ний.

На­ко­нец он по­се­лил­ся в Кам­па­нье и на го­ре Кас­си­но ос­но­вал Мон­те-Кас­син­ский мо­на­стырь, ко­то­рый дол­гое вре­мя был цен­тром бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния для За­пад­ной Церк­ви. При мо­на­сты­ре бы­ла со­зда­на за­ме­ча­тель­ная биб­лио­те­ка. В этой оби­те­ли пре­по­доб­ный Ве­не­дикт на­пи­сал устав, ос­но­ван­ный на опы­те жиз­ни во­сточ­ных пу­стын­ни­ков и уста­нов­ле­ни­ях пре­по­доб­но­го Иоан­на Кас­си­а­на Рим­ля­ни­на (па­мять 29 фев­ра­ля). Устав был при­нят впо­след­ствии мно­ги­ми за­пад­ны­ми мо­на­сты­ря­ми (до 1595 го­да он вы­дер­жал бо­лее 100 из­да­ний). Устав пред­пи­сы­ва­ет ино­кам аб­со­лют­ное от­ре­че­ние от соб­ствен­но­сти, без­услов­ное по­слу­ша­ние и по­сто­ян­ный труд. Стар­шим ино­кам вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность обу­че­ние де­тей и пе­ре­пи­сы­ва­ние древ­них ру­ко­пи­сей. Это по­мог­ло со­хра­нить мно­гие па­мят­ни­ки пись­мен­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к пер­вым ве­кам хри­сти­ан­ства. Каж­дый но­во­по­сту­па­ю­щий дол­жен про­быть по­слуш­ни­ком в те­че­ние го­да, чтобы изу­чить устав и при­вык­нуть к мо­на­стыр­ской жиз­ни. На вся­кое де­ло ис­пра­ши­ва­ет­ся бла­го­сло­ве­ние. Гла­вою об­ще­жи­тель­но­го мо­на­сты­ря яв­ля­ет­ся игу­мен, име­ю­щий всю пол­но­ту вла­сти. Он су­дит, учит и вра­зум­ля­ет. Игу­мен вы­слу­ши­ва­ет со­ве­ты стар­ших и опыт­ных бра­тьев, од­на­ко ре­ше­ние вы­но­сит еди­но­лич­но. Ис­пол­не­ние уста­ва стро­го обя­за­тель­но для всех и рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ная сту­пень, при­бли­жа­ю­щая к со­вер­шен­ству.

Свя­той Ве­не­дикт удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра про­зре­ния и чу­до­тво­ре­ния. Мно­гих он ис­це­лял мо­лит­ва­ми. Свою кон­чи­ну пре­по­доб­ный пред­ска­зал за­ра­нее. Сест­ра пре­по­доб­но­го Ве­не­дик­та, свя­тая Схо­ла­сти­ка, так­же про­сла­ви­лась сво­ей стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.

                                                                                                                                               Жития святых

Написать комментарий