Возможно ли спасение вне Православной Церкви?

Возможно ли спасение вне Православной Церкви?

Главная цель жизни православного христианина - спасение души от смерти, плоти и диавола, а также спасение душ близких ему людей. Некоторые известные проповедники и церковные писатели ложно утверждают, что безразлично, к какой «христианской конфессии» принадлежит человек. Что якобы он везде может приобрести спасение. Иные же и вовсе убеждают, что они могут спастись только в той конфессии, к которой принадлежат от рождения. Но правильно ли такое учение? Построено ли оно на единственном незыблемом основании - учении Святых Отцов нашей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви? 

Рассуждающие на эту тему нередко приводят слова профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже В.В. Зеньковского, который требует от представителей церквей абсолютной веры в то, что «спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат, и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина».

Однако  это учение неправославное, еретическое. Вселенский учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной церкви и Веры не может иметь участие во Христе или спастись <…> безбожным ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом, пусть никто да не называет таковых христианами и да не имеет никакого общения с ними, ибо это невозможно» (1-е Слово на Пасху).

Конечно, мы не знаем и не можем знать судов Божиих, и кто-то пожжет подумать, что выносить суд о посмертной участи  инославных значит предвосхищать суд Бога.

На это недоумение святой Апостол Иоанн Богослов говорит: «Ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27), не войдет в Царствие Небесное.  А еретики более всех преданы мерзости и лжи. 

«Кто прочитает со вниманием "Деяния Соборов”, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – тот легко убедится, что характер еретиков – вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, – увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательно их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, – упорно держится в зараженной ею душе – трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси – богохульство...»

Более того, еретики настолько мерзки в очах Божиих, что Господь повелевает их отвращаться, не принимать в дом и даже не приветствовать! Святой Иоанн Богослов пишет: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 1, 10).
Но часто сердобольные христиане говорят, что вот, например, какая-нибудь старушка живет где-нибудь в Бразилии, и ничего не знает о Православии и заблуждениях католицизма. Там нет православных храмов. Она просто ходит в католический храм, не вникая в богословские тонкости. Неужели и она погибнет?

Но разве можно не погибнуть, плавая в бушующем море мира сего, если не сесть на спасающий Корабль Православной Церкви? Ибо не только в штормовом море, но даже в спокойном и тихом без корабля выжить и выплыть на берег невозможно.

Но Бог  есть Любовь, и любого человека, искренне ищущего и творящего добрые дела, Он направит ко спасению.  

Вспомните святого Корнилия Сотника, который будучи язычником, творил добрые дела. Господь послал к нему Ангела и через него открыл, что ему для спасения необходимо принять Крещение от святого Апостола Петра. 

«Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян. 10, 30-36). 

Кому необходимо, Господь укажет путь в Свою Церковь, ими же Сам веси путями и судьбами.

Добивим, что да, Бог есть Любовь, но Он же и всеправеден. Как Он соединяет в Себе эти два качества, так они соединены и в жизни. Нет и не бывает любви без справедливости. Бог милостив, но справедлив. Он хочет, чтобы каждый человек спасся. Но не все люди хотят спастись. Всем искренне стремящимся ко спасению Он открывает вход в Свою Церковь. И ад Он создал не по «кровожадности», а для сатаны и ангелов его. Однако спасение предоставил на личный выбор человека. Спасти человека без его согласия Он не может, поскольку уважает его свободный выбор. Поэтому человек сам должен подумать, в каком месте он хочет оказаться после смерти. И если он выбрал ад, тогда он оказал безжалостность к самому себе.
Равно как если человек вышел в мороз на улицу, недостаточно утеплившись, и заболел, то виноват не Бог, создавший мир и времена года, а сам человек, который не позаботился о своем здоровье.

По материалам интернет-дискуссии преподавателей духовных школ «Добрые вести»

Написать комментарий