Преставился ко Господу архимандрит Петр (Афанасьев)

Преставился ко Господу архимандрит Петр (Афанасьев)

Вчера, 11 апреля 2016 года, в 7 часов утра, после принятия Святых Христовых Таин, на 78-м году жизни в Москве преставился ко Господу наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Петр (Афанасьев).

Прощание будет проходить в Заиконоспасском монастыре (Москва, ул. Никольская, 7-9, м. "Театральная") сегодня, 12 апреля, с 8.00 до 21.00.
Отпевание состоится 13 апреля в Заиконоспасском монастыре, начало литургии в 8:00, отпевание в 9:30.
Похоронен архимандрит Петр будет в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в селе Акатово Клинского района Московской области.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Петра...

+   +   +

Из интервью с архимандритом Петром (Афанасьевым):

«С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие - и я был верующим. Учился, как все. В школе меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой. 
Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время, - так рассказывал о своем детстве отец Петр.

Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: "Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так - живи по-монашески". И я все время так и старался и как бы уже вел себя к монашеству. 

После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это – и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество принял в 2000 году, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое.

Таков мой духовный путь.

Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: "Твое дело – царское, срединный путь. Иди потихонечку – и все". Мама меня воспитывала так: "Терпи, что тебе Господь даст". И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил – терпел, и гонения терпел, и нападки…

На службах в Спасском соборе, куда меня назначили настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и прихожане-миряне. Монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах – это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников.

С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.

Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие – это очень трудно. Быть православным христианином – это надо заслужить, заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был – в лесу, в поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.

И главное  – никого не оскорблять.

Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви невозможно. Говорим о любви – а ее нет. Конечно, не 100% нет, но в наше время она иссякает, слишком много лицемерия – и во всем надо разобраться».

*   *   *

Архимандрит Петр Афанасьев...Расскажу историю. В один дальний уголок, где жили люди разных национальностей, послали самого талантливого студента семинарии. Он приехал, к нему походили-походили – и перестали. Отправили студента похуже, он там побыл-побыл – и несолоно хлебавши уехал. Наконец, направили якобы самого нерадивого студента. Он стал там служить, а через год пишет: «Присылайте еще священника. У меня полно народу, все крестятся, я просто не успеваю». 
Понимаете, если мы выйдем на улицу и станем говорить: «Православие – самая лучшая религия! Идите к нам!», разве кто-то пойдет? А вот если люди сами посмотрят, какие у нас строения, какое пение, а какое поведение и обращение с людьми, то они сами и подумают о том, что в нашу веру надо обратиться.  

*   *   *

...Жизнь сейчас очень сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве – о чем угодно, а можно жить очень просто - но нельзя быть бездуховным

Иногда я задумываюсь, как же говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке, мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество предметов даже в школе, а надо учить главному – простоте. Корни Ломоносова были в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву – и знал, куда шел и зачем, а главное - шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины - без корней. Что уж сказать о человеке без Православия!... «Без Бога – не до порога». 

*   *   *

Говорят, у нас семьи разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что такое любовь, одним словом? 
- Одним? Сложно так вот сказать…. Бог.
- Бог – да, конечно. А вот я тебе скажу одним словом: любовь – это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей… Люблю людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену, если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными.
- Но много ли сейчас людей, которые именно так подходят к этому вопросу? 
- А людей надо учить и показывать своим поведением, а не так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего. 

+   +   +

Краткая биографическая справка:
Отец Петр родился в 1938 году в селе Реп-Плата Курской области. Выпускник Московской государственной консерватории, он был заслуженным деятелем искусств России. В 1989 году рукоположен в сан диакона, а через два года – пресвитера. С 1992 по 1994 год был заведующим кафедрой церковного пения РПУ имени святого апостола Иоанна Богослова. В 1994 году окончил Московскую Духовную семинарию. 
В 1997-м был назначен настоятелем Храм Спаса Нерукотворного Образа – Патриаршего подворья в Заиконоспасском монастыре Москвы. В 1999 году стал настоятелем Патриаршего подворья Никольского храма в селе Шостье Касимовского района Рязанской области. В 2000 году пострижен в монашество с наречением имени Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 2005-м назначен настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александро-Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, которое впоследствии было преобразовано в ставропигиальный монастырь. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. На следующий году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил права его ношения креста с украшениями. В 2013 году был возведен в сан архимандрита.

Написать комментарий