Гностицизм в образовании

Гностицизм в образовании

В марте 2016 года был обнародован руководящий документ образовательной реформы Русской Православной Церкви. Речь идет о проекте Образовательной концепции, опубликованном на сайте Учебного комитета (далее — Проект).

Хотя для проведения реформ в Церкви никакие документы не нужны, а достаточно одной слепой воли к власти, проект Концепции является поучительным документом, причем в нескольких отношениях.

Фигура реформатора

Концепция очевидно материализует фигуру человека, стоящего за образовательными реформами, и прежде всего подтверждает ту истину, что движущей силой именно образовательных реформ должен быть полуграмотный аппаратчик, безжалостный филиппинец из ОВЦС или не знающий сомнений чинуша-западенец.

Так было в случае реформы советского образования в первой половине 1990-х годов. Вот и за Концепцией явно вырисовывается «Иван Антонович — кувшинное рыло», не владеющий в достаточной мере литературным языком, но зато хорошо ориентирующийся в лабиринтах либеральных и модернистских идеологем.

Концепция как гностический приказ, воля к плюрализму

Проект Концепции без тени колебания поднимает вековые вопросы о взаимоотношении Церкви и мира, и в частности о «развитии церковно-государственного и церковно-общественного партнерства в сфере образования» (Проект. С. 8), то есть о сосуществовании и взаимодействии православного образования с массовым либеральным или тоталитарным обществом.

Концепция носит декларативный, а не аналитический характер, это гностический коран, приказ, устремление воли:

Концепция является посланием обществу о необходимости совместной научной, образовательной и воспитательной деятельности с целью духовно-нравственного развития человека и общества и призвана стать основой для разработки совместных образовательных проектов с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и благотворительными учреждениями (Проект. С. 28).

Концепция провозглашает, что «светский характер государства, с точки зрения Церкви, не является препятствием к общественному служению Церкви в сфере образования, просвещения и науки, к взаимодействию Церкви с образовательными и научными институциями, не имеющими церковного подчинения» (Проект. С. 6).

Почему же светский характер государства не мешает Церкви? Потому что Концепция принимает как данность мировоззренческий плюрализм в обществе и в образовательной системе. Все следствия плюрализма проводится с железной последовательностью и откровенностью кассового аппарата. Предполагаются в качестве нормы:

отделение Церкви от государства
отказ от прозелитизма и миссии в стенах светских учебных заведений
уважение к любым религиозным и псевдорелигиозным чувствам
отказ от нанесения ущерба культурной и духовной самобытности народов и т. п. (Проект. С. 23-24, см. также С. 25-26).
Все вместе это именуется «воцерковлением культуры» (Проект. С. 5), каковое «воцерковление» основывается на международном праве: «Православное образование имеет нормативную основу, подтвержденную международным правом и гарантирующую право православных верующих на религиозное образование (в том числе на образование своих детей)» (Проект. С. 9).

Плюралистическое образование целостным образом обнимает и воспитывает всего человека (Проект. С. 3), а также таинственным образом «обеспечивает сохранение религиозной и культурной идентичности» (Проект. С. 7).

Результат такого образования и воспитания является осмысление «цивилизационного многообразия человечества» (Проект. С. 12) и обеспечение «мировоззренческой свободы учащихся» (Проект. С. 13). Как говорится, круг замкнулся.

Образование в классическом смысле

Отдадим должное авторам угрожающего проекта по внедрению православного богословского образования в цивилизационное многообразие. Они четко осознают, в чем состоит подлинное образование, от которого следует по возможности избавиться, и определенно представляют себе, каким образование быть не должно.

Понимаем это и мы, но для полной ясности предложим вспомнить проницательный анализ Эриха Фогелена из его статьи «О классическом образовании», где он противопоставляет классическое образование, понимаемое как искусство обращения, и современное образование, как обучение искусству приспосабливаться к господствующим в обществе мнениям (Voegelin Eric. On Classical Studies // Published essays 1966-1985. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1990. P. 256–264).

В классическом смысле образование — это искусство обращения человека к созерцанию сущности вещей, познанию блага и справедливости самих по себе. Такое познание умопостигаемого необходимо каждому, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни (Платон. Государство // Сочинения. Т. 3. СПб.: СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2007. С. 353).

Согласно Платону:

у каждого в душе есть такая способность (познавать вещи, такими какими они есть на самом деле); есть у души и орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо…

Как раз здесь могло бы проявиться искусство обращения — каким образом всего легче и действеннее можно обратить человека: это вовсе не значит вложить в него способность видеть — она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы (Платон. Государство // Сочинения. Т. 3. СПб.: СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2007. С. 354).

Образование в массовом обществе

В массовом обществе образование служит не познанию истины, а интересам общества, причем таковому служению придается светское мистическое значение.

Эрих Фогелен начинает с того, что с античной и христианской точки зрения философия есть переход от мнений к знанию истины. Тем более, заметим от себя, это верно относительно христианского богословия, которое не имеет ничего общего с исследованием мнений о Боге.

С современной же точки зрения знание вещей такими, каковы они суть в их существе, невозможно и не нужно. Все, к чему приходит человек в области науки, это составление своего мнения, причем каждый имеет право на свое мнение по любому вопросу. Наше общество — плюралистическое (Voegelin Eric. On Classical Studies // Published essays 1966-1985. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1990. С. 258).

Далее Фогелен формулирует:

Современное образование — это искусство приспособления человека к господствующим в обществе в данный момент мнениям, приспособление настолько плотное, что человек более не ощущает желания что-либо знать.
Современное образование — это умение воспрепятствовать человеку приобрести знания, которые бы позволили ему сформулировать вопросы о сути вещей.
Современное образование есть искусство по введению молодых людей в состояние отчуждения, из которого возможен выход только в тихое отчаяние или в агрессию (Voegelin Eric. On Classical Studies // Published essays 1966-1985. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1990. С. 260).

При всем нашем пессимистическом взгляде на состояние образования в России сами мы никогда не смогли бы нарисовать столь однозначно мрачную, непроницаемую для истины картину, как это сделали за нас анонимные авторы Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

Религия самоспасения человека вовсе не предполагает познания первой реальности — подлинно сущего, мира, каким его создал и сохраняет Бог. Такое знание было бы разрушительным для тотально ложного порядка, установленного в нашем плюралистическом обществе.

Вместо этого религия самоспасения обращает человека к нему самому, побуждает его самоутверждаться на своей воле к власти. Воля к власти, конечно, не открывает ничего нового в окружающем мире или в душе человека, но зато она оставляет отпечаток тотально ложного сознания на всем, до чего способна дотянуться. Такое «образование» искажает факты, изгоняет неудобные истины из сознания ученого, категорически препятствует установлению порядка в душе и усмотрению порядка в мире.

Под действием воли к власти богословие также приобретает отчетливо хаотический и в общем антихристианский характер, когда беспорядок души гностика переносится в область Божественной жизни.

Способность человека к самоутверждению однако не безгранична, и Образовательная концепция с ее праволиберальным идеологическим уклоном не скрывает этого. Концепция верует, что разнонаправленные самоутверждающиеся воли (мировоззрения, культуры) могут быть согласованы внутри плюралистического общества, недаром оно плюралистическое.

Выводы

Итак, в Образовательной концепции мы вскрыли два взаимопроникающих пласта: либеральный плюрализм (воцерковление культуры = секуляризация Церкви) и тоталитарное единообразие (поиск истины, как истины, отменяется). И то и другое вместе отвращает преподавателя и учащегося от знания и полностью дезориентирует человека в его частной и общественной жизни.

Проект Образовательной концепции занимается дезинформацией и дезориентацией христиан ради того, чтобы подчинить их господствующему многообразию культур.

В реальности в России все еще остаются отдельные элементы классического образования, но рассматриваемая нами Образовательная концепция точными ударами их уничтожает.

Церковное образование, если судить по Концепции, более не имеет в себе ничего от классической системы образования, и за счет этого вполне способно создавать нового человека.

Роман Вершилло
Интернет-ресурс "Антимодернизм.ру"

Написать комментарий