ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ

Житие святителя Кирилла Александрийского

Великий учитель церковный – святой Кирилл был родом из Александрии. Он происходил от благочестивых родителей и был по матери племянником Феофила, патриарха Александрийского (385–412 гг.патриарш.). Воспитание Кирилл получил блестящее: изучил и светскую еллинскую мудрость, и Божественные писания с христианским вероучением. В юности он вступил в скит св. Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Дядя св. Кирилла, патриарх Феофил, видя блестящие способности и целомудренный образ жизни племянника, посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, соответственно его таланту, поручил произносить проповеди.

По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви (412–444 гг.патриарш.). Став патриархом, он немедленно удалил из города еретиков-новациан, которые были похожи на фарисеев, утверждавших, будто они чисты и праведны и непричастны никакому греху.

 

Также святой Кирилл изгонял нечистых духов из их обиталищ, устраивая там место для славословия Божия. Таким местом было языческое капище Мануфин, находившееся в 120 стадиях от Александрии, куда по повелению свыше св. Кирилл перенес честные мощи мучеников Кира и Иоанна (пам. 31 янв), устроив там во имя их церковь.

 

Затем святой Кирилл приложил все старания, чтобы самый город совершенно очистить от бесов видимых, каковыми были иудеи. Ненавидя Христа и людей, носивших Его имя, они явно и тайно причиняли христианам озлобления и неприятности, возбуждая в городе междоусобия и устраивая многочисленные убийства и кровопролития. Свт. Кирилл сам отправился со множеством христиан к иудейскому сборищу и изгнал из города всех иудеев, разорил жилища их и сжег их синагогу. Впоследствии обращался к императору Феодосию II Младшему (408–450 гг.царств.), добиваясь указа, запрещающего иудеям проживать в городе. Что и было исполнено.

 

Удаляя из среды своей паствы врагов св. веры — иудеев и язычников, св. Кирилл заботился и об утверждении своих пасомых в Православии и благочестии. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно обнаружились в борьбе с злочестивым Несторием, возмутившим своей ересью всю Церковь.

 

Сделавшись епископом столицы (428–431 гг.), злочестивый Несторий показал себя на первых порах ревностным последователем высокочтимого Иоанна Златоуста. Он пользовался хорошей репутацией, но оказался горд и честолюбив, поэтому святость его была показной и высокопарный слог проповеди – самонадеянным. Проповедуя в соборном храме в день своего вступления в сан, Несторий обратился к императору со словами: «Дай мне землю, очищенную от еретиков, а я в свою очередь дам тебе Царство небесное». Последующие же обстоятельства показали, что Несторий сам был не тверд в Православии и являлся волком в овечьей шкуре.

 

Несторий хулил Христа Бога нашего и Его Пречистую Матерь, утверждая, что от Девы Марии родился простой человек Христос, а не Бог, так как утроба женщины могла вместить только человека (Пресвятую Богородицу несторианцы называли Христородицей), и пр. злохуления.

 

Святитель Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. Между тем Несторий не только не исправлялся, но его ересь все более вступала в силу, соблазняя многих епископов. Несториане уже самочинно возглашали на соборе анафемы правоверным, а также подвергали мучениям несогласных с их ересью, обзывали святого патриарха еретиком, сами будучи таковыми, и распространяли против свт. Кирилла множество несправедливых и ложных клевет.

 

Мужественно претерпевая нападки еретичествующих, свт. Кирилл созвал III Вселенский собор для прекращения смуты. На этом соборе Правоверие восторжествовало, а несториане были анафематствованы. Сам же Несторий, оставаясь нераскаянным, окончил свою жизнь в ссылке в тяжких мучениях: у него живого был изъеден червями богохульный язык его.

 

Свт. Кирилл Александрийский остальное время своей жизни прожил среди великих подвигов, наставляя многих на путь праведный.

 

Однако было в его убеждениях одно несовершенство, которое потом исправил Господь чудесным образом. Свт. Кирилл, внимая несправедливым клеветам, гневался на св. Иоанна Златоустого, – но не по злобе, а по неведению. Когда же Всемилостивый Господь открыл правду св. Кириллу, в сонном видении (ходатайством Пресвятой Богородицы) примирились эти два великих светильника Церкви.

 

Блаженная кончина свт. Кирилла Александрийского последовала 27 июня 448 (или 444) года.

 

По материалам православных сайтов

 

Написать комментарий