ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДЕЛ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДЕЛ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО

Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского   
Преп. Макарий Александрийский происходил из города Александрии. Первое время своей жизни он был торговцем овощей и святое крещение принял уже в 40 лет. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем в египетской пустыне, называемые Келлии.

Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария Египетского, вместе с которым, - в царствование Валента, - по проискам александрийского лжеепископа, - арианина Лукия, - был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника – Антония Великого. Макарий Египетский был старше и первый отошел ко Господу. Преп. Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария Египетского. Епископ Палладий в Лавсаике пишет о преподобном Макарии Александрийском следующее.
      
Увидав однажды у великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев. Святой Антоний на это ответил ему.
      
- Написано: "не желай вещи ближнего твоего" (Втор 5:21).      Но лишь только он произнес эти слова, все прутья внезапно, как бы от действия огня, высохли. Видя сие, Антоний сказал Макарию:
      
- Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел.
      
Однажды преп. Макарий Александрийский пришел к Макарию Египетскому, который находился в скиту. И вот, когда они оба отправились в путь и желали переправиться чрез реку Нил, то им нужно было переправляться на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большой важностью и наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь и один из тысячников сказал старцам: - Блаженны вы - пренебрегающие миром. Макарий Александрийский на это ответил:
      
- Мы действительно пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть, "блаженными".
      
Умилившись этими речами Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.
      
Случилось, что преп. Макарию прислали очень хороших свежих ягод, и он пожелал их съесть. Но потом, вознамерившись воздержанием победить свое пожелание, он отослал ягоды к одному более слабому брату, желающему такой же пищи. Но и тот, приняв присланное, поступил так же, хотя сам весьма сильно голодал. Когда, таким образом, ягоды эти пересылались от одного к другому и обошли многих братий, они снова попали к преподобному Макарию уже от последнего брата и, как дорогой подарок, были возвращены целыми, потому что никто не пожелал вкусить от них. Когда преп. Макарий узнал, что те ягоды обошли всю братию, весьма изумился и, возблагодарив Бога за таковую добродетель воздержания всей братии, ничего не отведал от них и сам.           
      
Однажды преп. Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния. Для того, чтобы преодолеть сего врага, Макарий решил в течение шести месяцев нагим сидеть в скитском болоте, находящемся в далекой пустыне. В нем было множество таких больших комаров, как осы, которые могли прокусывать даже кожу диких вепрей. Комарами этими преподобный был так сильно искусан, что некоторые думали, не в проказе ли он. Когда же он, после шести месяцев, вернулся в свою келию, то только едва по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий.      

В другой раз к преподобному был приведен одержимый бесом отрок, который был весь опухший от водянки. Возложив на голову его правую руку, а на сердце левую, преподобный стал молиться Богу. Внезапно отрок вскричал громким голосом и немедленно из тела его вылилось огромное количество воды. После сего тело отрока пришло в естественное состояние, каким оно было ранее. Помазав отрока святым елеем и окропив его святою водою, преподобный передал его отцу. При сем он заповедал отроку, дабы в течение четырнадцати дней он не вкушал мяса и не пил вина. Так преподобный сделал отрока здоровым.
      
Бес, исконный враг рода человеческого, сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни и за многие исцеления приходящих к нему недужных. Тогда он стал искушать его ум тщеславием. У преподобного стали являться мысли, что ему надобно уйти из келии и отправиться в Рим. При этом ум его представлял все благовидные побуждения к тому, указывая, что преподобный, имеющий обильную благодать и дар изгонять нечистых духов, много пользы может принести страждущим в Риме. Преподобный долгое время боролся с искушавшими его помыслами, хотя они сильно нападали на него. Наконец, упав на пороге своей келии, он протянул за келию свои ноги и сказал:      - Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!
      
Так, на пороге, преподобный пролежал до позднего вечера. Ночью те же помышления снова с великою силою напали на него. Тогда блаженный, взяв корзину вместимостью в два четверика, наполнил ее песком и, возложив на свои плечи, стал ходить по пустыне. Там с ним встретился инок Феосевий, антиохиец родом, который спросил его:
      
- Отче! что ты носишь? Отдай мне свою ношу, а сам не трудись.
      
- Я томлю томящего мя, - отвечал Макарий, - когда он пребывает в ясности и праздности, он зовет меня странствовать.
      
Таким образом трудясь в течение долгого времени, преподобный возвратился в келию, хотя измученный телом, но одержав победу над лукавыми помышлениями.
     
      
Преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно, что в то время, когда братия приступали к Божественным Тайнам и простирали руки к принятию Тела Христова (в то время причащались еще не лжицею, но принимали Тело Христово в руки, как ныне антидор, а Честную Кровь пили из чаши; так было до самого времени святого Златоуста, о чем есть свидетельство в житии святой Феоктисты), тогда преподобный замечал, что некоторым из братии ефиопы влагали в руки горящие угольи, а преподаваемое иерейскою рукою Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем около алтаря со иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейскою простирал свою руку для раздаяния Божественных Тайн.
      
Таким образом, преподобный Макарий, будучи прозорливым, распознавал достойных и недостойных и предугадывал помыслы человеческие, внушаемые бесами.
      
Много и иного рассказывал преподобный Макарий для пользы и назидания братии; исправлял ленивых и совершал различные чудеса. Пожив такою Богоугодною жизнью, преподобный Макарий с миром отошел ко Господу, имея сто лет от рождения. Ныне он вместе с другими преподобными отцами в бесконечной жизни прославляет Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Жития святых Димитрия Ростовского

Написать комментарий