Уроки и заветы истории

Уроки и заветы истории

Публикуемая ниже проповедь священномученика Иоанна Восторгова была произнесена им по случаю воспоминания событий Отечественной войны 1812 года. Однако пламенное слово пастыря-патриота звучит как обличение и призыв, обращенные именно к нашему поколению, чествующему ныне юбилей Победы в другой поистине Отечественной войне – 1941–1945 годов. Пусть память о ее жертвах и героях станет гарантией поражения всякого зла и залогом грядущего торжества Воскресения России!

Ежегодное воспоминание Великой Отечественной войны <…>; воспоминание о героях и мучениках долга, отдавших жизнь на брани, решившей вопрос: быть или не быть России <…> – вот что собрало нас сегодня на молитву <…>. Мы чествуем ныне все, на чем лежит печать и свидетельство долга и самопожертвования. Мы пред лицом всей истории нашего народа и Царства вызываем пред памятью и вниманием современников все, что достойно памяти и внимания, что воспитывает народ для будущей славной и достойной жизни, для будущих славных подвигов. Мы стоим пред тем, что называется уроками и заветами истории.

Возможна ли здесь религиозно-нравственная точка зрения, единственно применимая к церковному слову и к этому священному месту? Не будет ли это вторжением в чуждую область безпристрастной науки, неуместным для церковной кафедры?

Но перед нами книга книг – священная Библия, вся полная исторических повествований о днях минувших. Перед нами вековечный взгляд на историю, выраженный устами и словами Царя-псалмопевца: Помянух дни древния, поучихся… (Пс. 142, 5). Перед нами весь религиозно-бытовой строй народа богоизбранного, у которого исторические воспоминания составляли главное содержание его религиозной жизни, его праздников, его богослужения, проповеди пророков, – всего его быта; эти исторические воспоминания воспитывали народ в течение веков, давая ему совершенно цельный и определенный духовный облик.

Перед нами и новозаветная Церковь, всегда напоминавшая верующим «величия Божия», все наше спасение во Христе, как оно явилось и проявилось в истории жизни и подвига Богочеловека, в истории Его Церкви, Его святых. Не может отдельный человек сделать так, чтобы не было его прошлого, не может взрослый человек совершенно вычеркнуть и сделать небывшим свое детство, отрочество и юность, нельзя перерезать пополам человеческий организм и ожидать, чтоб он оставался живым. Так точно нельзя и целому народу отречься от своей истории. Нельзя ему вычеркнуть свое прошлое. Нельзя обратить народ в бродягу, не помнящего родства. Нельзя, таким образом, перервать и перерезать историческую жизнь народа и ожидать, чтоб он остался не только живым, но и более, чем прежде, жизнеспособным.

И, однако, попытки такого рода делаются на наших глазах. Мы переживаем время натиска и господства таких учений, которые не хотят знать никакого прошлого, не хотят считаться ни с какою историей. Легкомысленно, но с важностью и уверенностью кричат одни, легковерно принимают другие проповедь чистейшего безумия: «Отречемся от старого миpa, отрясем его прах с наших ног!» Это – проповедь по преимуществу людей молодых...

От чего вы отрекаетесь, безумцы? Знаете ли вы хорошо это старое? Успели ли вы его изучить и осмыслить? Разве в старом один прах? Разве в старом нет корней нового и будущего? Разве в старом одно худое? Не произносите ли вы тогда смертный приговор вместе с прошлым и настоящему? Не уподобляетесь ли вы тому садовнику, который для облегчения своего дела перерезал все корни у деревьев и ожидает, что деревья теперь расцветут и заживут с новою силой? Не вычеркиваете ли вы из жизни прежде всего самих себя?

Нельзя уничтожить прошлого, нельзя обратить бытие в небытие. И вот, мы видим другой прием уничтожения истории: это брань на все минувшее, развенчивание всех героев и доблестей прошлого, издевательство над историей своего народа. Сколько людей умных и образованных в наше время занимаются такою именно литературой! Сколько людей, желающих быть руководителями жизни, таким оплевыванием прошлого желают возвеличиться и возвести себя в своих глазах и в глазах своих современников в людей смелого и пытливого ума, геройской борьбы, геройской решимости! Сколько людей такое выливание грязи на историю своего народа считают признаком особого высшего развития и свободы от предрассудков!

Припоминаются знаменательные библейские сближения. Народы и государства получились путем постепенного развития семьи, этой первоячейки общественной жизни, чрез переходные состояния рода и племени. И добродетели, подвиги жизни общественной и государственной, – все имеют своим началом и источником добродетели семьи. Пред нами библейская семья Ноя, начавшего историю «миpa второго» после потопа. В ней дети, почтительные к отцу, – это положительное начало жизни и истории, и в ней Хам, отвратительный на все века образ нечестия, непокорной злобы, грубости и того, что называется, по его имени, «хамством», – это разрушительное начало жизни. Если бы нужно было представить себе, как хамы будут относиться к прошлому, если бы нужно было представить себе, как хамы могут и будут писать историю, то, к сожалению, переживаемое нами время дает на эти вопросы ответы в лицах и событиях. Не станем о них упоминать поименно; все это известно всякому, кто хоть с некоторым вниманием относится к текущей жизни.

И тем отраднее, тем возвышеннее и одухотвореннее нынешнее наше молитвенное собрание и нынешнее торжество. Почтим минувшее добрым словом, почтим минувшее молитвою, слезами и воздыханиями! Пусть пройдут пред нашим духовным взором в великом сонме мученики долга, страдальцы за Землю Русскую!

В век мелких людей, мелких душ, мелких дел и интересов, в век приниженного патриотического чувства, замутившейся общественной и народной совести, в век проповеди разрушения жизни и «хамского» отношения к прошлому и к родной истории – так нужно, так полезно вспоминать о великом подъеме народного духа, о великом геройстве, о великих подвигах великого народа.

Полезно вспомнить об этом, чтоб увидеть, как лгут хамы, пишущие ныне историю России. Они уверяют, что эта история – сплошной позор, торжество грубого насильничества, роковое и гибельное развитие Самодержавия, которое будто бы все убивало и все мертвило. Они уверяют, что народа русского не было, что Россия была рабьим царством, что ее история есть прозябание народа-раба; народа, доведенного насильничеством власти, и притом сознательно и планомерно, до животного состояния. Лгут хамы, пишущие так нашу русскую историю.

Великая эпоха Отечественной «народной войны» – наглядное и самое убедительное опровержение хамовой лжи. Могло ли губительное начало власти создать великое Русское Царство посреди всех тягостей нашей исторической жизни? Мог ли народ-раб, доведенный насильничеством до животного отупения и безразличного отношения к своей судьбе, временами только просыпающийся к кровавым протестам против угнетающей его власти, – так хотелось бы думать хамам-историкам, – мог ли такой народ сознательно и геройски бороться за честь и достоинство Родины, умирать десятками и сотнями тысяч <…>, едва сдерживать негодование при виде необходимых отступлений пред врагом? Мог ли такой народ иметь народную историю и быть способным на народную, Отечественную войну? Мог ли такой народ любить свое Отечество, быть народом патриотическим?..

А он был и остался таковым. И пока жива Россия, русский народ будет с молитвою поминать тех и прославленных, и безвестных героев, что отдали жизнь за Родину. И пока стоит Россия, он будет возглашать этим героям долговечную славу, вечную память, и тем внушать своим сынам, что смысл жизни – в ее вечных основах, в совести, в исполнении долга, в любви к Богу и ближним, и что больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13).

Совершая ежегодно, совершив и ныне молитвенное поминовение героев Отечественной войны, <…> мы исполнили долг религиозный, мы отвечаем требованиям благодарного и благородного сердца, мы совершаем служение народу, мы неприметно, но действенно, среди нынешнего потемнения общественной совести, воспитываем себя и других на вечных, негибнущих началах всякой человеческой жизни, – на началах любви, долга, геройства, самоотречения, господства духа, верности историческим устоям и заветам.

В них, в этих устоях и заветах, – и корень, и смысл, и руководящая жизненная сила, могутно (мощно, – примеч. ред.) заключенная и впредь имеющая развиваться в истории русского народа, пока Господь судит ему жить, пока мы будем достойны жить и не истощим духовных основ своих безверием, бездушием и презрением к прошлому, – к тому прошлому, что составляло мощь и славу нашу в истории, что искуплено и освящено кровью, трудом, страданиями и подвигом нашего народа! Аминь.

Священномученик Иоанн ВОСТОРГОВ. Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова. СПб., 1995. Т. III. С. 290–295.
Источник: www.pkrest №9 (129) 01 мая 2015 г. 
 
 
 

Написать комментарий