Начавши поклоняться идолам, израильтяне стали людьми ничтожными

Начавши поклоняться идолам, израильтяне стали людьми ничтожными

Пророк изображает неверность Израиля Богу. Как бы открыв в своем Боге нечто дурное, Израиль, со времен судей, обратился к другим богам, забывая, как Господь провел его страшной пустыней в прекрасную Палестину. Вожди народа не только не заботились об его исправлении, а еще больше сбивали его с толку. Через это Израиль показал себя по отношению к Иегове более неблагодарным, чем язычники, которые не изменяют даже своим ничтожным богам.

Какую неправду - точнее с евр.: в каком отношении ваши отцы нашли Меня лживым? - Пошли за суетою, т. е. предались идолослужению. Идолы называются суетными, потому что они бессильны, мертвы, в противоположность Иегове, т. е. истинно Сущему. - Осуетились. Начавши поклоняться идолам, израильтяне сами стали людьми пустыми и ничтожными, жили несбыточными надеждами. - Вопрос, начинающийся в этом стихе, кончается в стихе 6-м.

Израильтяне не искали Иеговы, поселившись в земле обетованной, не показывали по отношению к Нему ни любви, ни благодарности и забыли, что только благодаря Ему Одному они прошли благополучно по страшной аравийской пустыне, отделявшей Египет от Палестины. - Земля пустая и необитаемая - с евр. точнее: страна, полная степей и ям. Аравийская пустыня изредка только имеет оазисы с деревцами, источниками. В общем же она представляет собою сухую и знойную степь, в которой притом много провалов и рытвин, делающих путешествие по ней крайне трудным, - Земля смертной тени. Так названа пустыня, конечно, метафорически. Пророк этим указывает, что путник, очутившийся в пустыне, впадал в ужас, какой обыкновенно человек чувствует пред лицом надвигающейся смерти. - Никто не ходил - выражение гиперболическое, указывающее на трудность путешествия по этой пустыне.

Хотя Господь дал евреям прекрасную плодоносную землю, однако они грубо оскорбили Его тем, что в этой земле, Ему принадлежащей, стали воздавать поклонение ложным богам. Этим они осквернили и самую землю обетованную. Главными виновниками этого развращения народа были священники; они же и учители народа (ср. Ос IV:4–10; VI:9; X:5; Ис XXVIII:7 и Мих III:11). Пастыри - это не только цари, но правители народа вообще. - Пророки. Здесь разумеются специально пророки Самарийские (ср. XXIII:10). - Ваал - общее обозначение идолов (ср. XII:16; XXIII:27 и Соф I:4).

Так как отступление Израиля от Бога не кончилось, то Господь обещает судиться с народом Своим и впредь, т. е. Господь будет, главным образом, через пророка Иеремию, показывать Израилю его виновность пред Богом, а также и наказывать евреев, чтобы этими наказаниями пробудить в них раскаяние в своем отступничестве.

Израиль, отступник от своего Бога-Благодетеля, стоит гораздо ниже языческих народов, которые крепко держатся своей стародавней религии, хотя она не дает им таких действительных утешений и благ, какие давала и дает евреям религия Иеговы. - Острова Хиттимские - правильнее: острова Киттим, т. е. остров Кипр, где был город Китион, основанный финикиянами (ныне - Ларнака). Кроме того тут пророк, несомненно, разумеет все земли, лежащие к западу от Палестины. Срав. Ис ХХIII:1, 12. - Кедар - жители пустыни, лежащей между Петреей и Вавилоном, потомки Измаила (ср. Ис XXI:16 и сл.), а здесь, конечно, жители земель, лежащих вообще к востоку от Палестины. - Слава евреев - это то же, что Бог евреев, проявляющий над народом Свою великую славу. Здесь - фигура метонимии. - О приверженности язычников к своим религиям говорят многие историки.

Призывая во свидетели тяжести преступления совершенного Израилем, небеса, которые не могут не изумляться неблагодарности Израиля к Иегове, пророк от лица Божия говорит, что Израиль оставил Бога - этот источник живой, самой чистой ключевой воды, в выкопал себе водоем для дождевой воды, притом даже такой водоем, который не обложен внутри крепкими вытесанными камнями и потому не удерживает в себе стекающей в него воды. Ясно, что под этими плохими цистернами или водоемами, не исполняющими своего назначения нужно разуметь языческие религии, к каким прилепился Израиль, оставив веру в истинного Бога.

Лопухин А.П.
Толкования на Книгу Пророка Иеремии (2:5-13)

Написать комментарий