Пре­по­доб­ный Па­и­сий Га­лич­ский

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Га­лич­ский

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Га­лич­ский, игу­мен, а по­том ар­хи­манд­рит в оби­те­ли Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, рас­по­ла­гав­шей­ся на бе­ре­гу озе­ра, неда­ле­ко от го­ро­да Га­ли­ча. Неиз­вест­но, где ро­дил­ся он, от ка­ких ро­ди­те­лей и где при­нял ино­че­ский об­раз, ибо се­го не об­ре­та­ет­ся в пи­са­ни­ях. Неиз­вест­но кем и ко­гда по­стро­ен Га­лич­ский мо­на­стырь. Об­ре­та­ет­ся лишь в древ­них ле­то­пи­сях Га­лич­ских, что при кня­же­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389), некто бо­ярин Иоанн, про­зва­ни­ем Овин, жил близ го­ро­да Га­ли­ча, и под­ле его до­ма был мо­на­стырь с цер­ко­вью вет­хою во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Ко­гда храм свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая об­вет­шал, вме­сто него при бла­го­вер­ном мос­ков­ском кня­зе Ди­мит­рии Дон­ском был вы­стро­ен но­вый. По­жерт­во­ва­ния на стро­и­тель­ство бы­ли пе­ре­да­ны бо­яри­ном Иоан­ном (Ови­ном), по­лу­чив­шим от неко­го незна­ком­ца об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с усло­ви­ем, что он по­стро­ит цер­ковь в честь Ее слав­но­го Успе­ния. Та­ким об­ра­зом по­сле со­ору­же­ния но­во­го хра­ма Ни­коль­ский мо­на­стырь стал име­но­вать­ся Успен­ским.

В 1433 го­ду, по­стра­дав от меж­до­усоб­ных рас­прей меж­ду ве­ли­ким кня­зем мос­ков­ским Ва­си­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Тем­ным и его род­ным дя­дей Ге­ор­ги­ем Ди­мит­ри­е­ви­чем Га­лич­ским, Успен­ский мо­на­стырь ли­шил­ся и сво­ей глав­ной свя­ты­ни — об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, ра­ди ко­то­ро­го стро­и­лась цер­ковь Успе­ния. Ве­ли­кий князь мос­ков­ский ре­шил взять его с со­бой в Моск­ву. Од­на­ко чу­дес­ным об­ра­зом ико­на Пре­свя­той Де­вы вновь ока­за­лась на преж­нем ме­сте. Это со­бы­тие еще бо­лее про­сла­ви­ло ико­ну, к ко­то­рой ста­ли при­хо­дить на по­кло­не­ние мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки.

Пре­по­доб­ный Па­и­сий, игу­мен Успен­ско­го мо­на­сты­ря, по прось­бе га­лич­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Крас­но­го, сы­на кня­зя Ге­ор­гия Ди­мит­ри­е­ви­ча, за­ка­зал спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за и от­пра­вил­ся с ним в Моск­ву про­сить у ве­ли­ко­го кня­зя по­кро­ви­тель­ства для сво­ей оби­те­ли. Свя­то­го игу­ме­на тор­же­ствен­но, при ко­ло­коль­ном звоне встре­ти­ли ве­ли­кий князь, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Иона († 1461; па­мять 15/28 июня) и мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы. Пре­по­доб­ный Па­и­сий оста­вил в Москве при­не­сен­ный им спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В знак бла­го­дар­но­сти ве­ли­кий князь вы­дал пре­по­доб­но­му Па­и­сию охран­ную гра­мо­ту, пред­пи­сы­вав­шую на­мест­ни­кам за­щи­щать Успен­ский мо­на­стырь от вся­ких на­па­де­ний и за­бо­тит­ся о его ду­хов­ном про­цве­та­нии. На об­рат­ном пу­ти в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Па­и­сия со­про­вож­да­ли два мос­ков­ских ар­хи­манд­ри­та.

Пре­по­доб­ный Па­и­сий под­ви­зал­ся в Успен­ском мо­на­сты­ре бо­лее 70 лет. Он мно­го тру­дил­ся над бла­го­устрой­ством оби­те­ли, вос­ста­но­вил ее по­сле раз­ру­ше­ния во вре­мя кня­же­ских меж­до­усо­биц. За стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и мно­гие ино­че­ские доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Иона воз­вел пре­по­доб­но­го Па­и­сия в сан ар­хи­манд­ри­та.

По про­ше­ствии мно­гих лет бы­ло из­ве­ще­ние пре­по­доб­но­му Па­и­сию о ско­ром его ис­хо­де. На­чал он при­го­тов­лять се­бя к се­му ве­ли­ко­му дню, и не толь­ко се­бя, но и бра­тию, в непре­стан­ных по­уче­ни­ях пред­став­ляя пе­ред оча­ми ее неиз­беж­ный час смерт­ный, и мы­тар­ства воз­душ­ные и Страш­ный суд Бо­жий, на ко­то­ром от­де­ля­ют­ся ов­цы от коз­лищ, но не ра­зу­ме­ли бра­тия по­че­му он так ча­сто го­во­рит о смер­ти и су­де. Ко­гда же при­бли­зил­ся день кон­чи­ны, по­чув­ство­вал пре­по­доб­ный ма­лую бо­лезнь и стал при­го­тов­лять­ся все­нощ­ным бде­ни­ем к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, чтобы сде­лать­ся при­част­ни­ком Хри­сто­вых Та­ин в на­пут­ствии жи­во­та веч­но­го. По­сле при­ча­ще­ния ли­цо его про­све­ти­лось небес­ным све­том, и все с изум­ле­ни­ем на него взи­ра­ли, ожи­дая, что бу­дет. «Помни­те ли сло­ва мои, — ска­зал уми­ра­ю­щий ста­рец, — как я все­гда го­во­рил вам, что бли­зок день Гос­по­день ве­ли­кий; день жи­тия на­ше­го уже при­к­ло­нил­ся к ве­че­ру: вот ныне по­стиг ме­ня сей день. Мо­лю вас, и по­сле мо­е­го от­ше­ствия тер­пи­те здесь ра­ди Бо­га, как обе­ща­лись в оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­блю­дая ве­ру до кон­ца на­ше­го по­дви­га, да спо­до­би­тесь неосуж­ден­но до­стиг­ну­ти гор­не­го Си­о­на и по­кло­нить­ся вос­крес­ше­му Хри­сту». Пла­ка­ли бра­тия, раз­лу­ча­ясь с доб­рым на­став­ни­ком, ко­то­рый, уте­шая их, обе­щал за них мо­лить­ся и го­во­рил, что бу­дет со­блю­дать оби­тель, ес­ли бра­тия бу­дут со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии.

При са­мом ис­хо­де про­стер­ся ста­рец Па­и­сий на убо­гом од­ре сво­ем и осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, тво­ря пред­смерт­ную мо­лит­ву: «Гос­по­ди! В ру­це Твои пре­даю дух мой». Бла­жен­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го Па­и­сия по­сле­до­ва­ла в глу­бо­кой ста­ро­сти 23 мая 1460 го­да. Кел­лия и вся оби­тель ис­пол­ни­лась бла­го­уха­ния в час его кон­чи­ны, и со мно­ги­ми сле­за­ми по­греб­ли его бра­тия в со­здан­ной им церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, где на­хо­дит­ся и чу­до­твор­ная Ови­нов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Успен­ская оби­тель по­сле кон­чи­ны свя­то­го бы­ла на­зва­на его име­нем.

К ли­ку свя­тых пре­по­доб­ный Па­и­сий был при­чис­лен, ве­ро­ят­но, в XVII ве­ке, ко­гда ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» о свя­том Па­и­сии ска­за­но: «Пре­по­доб­ный отец наш Па­и­сий, игу­мен, Га­лич­ский чу­до­тво­рец, по­до­би­ем сед, бра­да аки Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, на ко­нец раз­дво­и­лась, кур­че­ва­та; ри­зы мо­на­ше­ские».

Написать комментарий