Константинополь в стремлении к Всеправославному собору: от убеждений к угрозам и безпринципности

Константинополь в стремлении к Всеправославному собору: от убеждений к угрозам и безпринципности

Решения предстоящего Всеправославного собора, который должен состояться на Крите в конце июня, будут иметь обязательный характер для всех поместных Церквей – в том числе и тех, кто не будет участвовать в этом соборе. Столь категорично (или безумно?) об этом заявил в телефонном интервью американскому католическому сайту Crux богословский советник Константинопольского Патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис.

О. Иоанн (Хрисавгис) отчитывается перед римским папой

Услышав вопрос корреспондента, состоится ли собор вообще, архидиакон весьма удивился, сказав, что он не понимает, как мог возникнуть такой вопрос. Он напомнил о последней фазе предсоборного процесса, начавшейся в 1992 году, когда Патриарх Варфоломей собрал предстоятелей всех 14-ти автокефальных поместных Церквей. Последним важным этапом этого процесса, напомнил о. Иоанн, стало совещание предстоятелей в январе 2016 года, на котором были одобрены основные документы собора.

На вопрос о том, изменится ли «богословский или экклезиологический статус» собора в случае неучастия в нем одной или нескольких поместных Церквей, константинопольский архидиакон опять же с поразительной категоричностью ответил: «Нет».

«Если одна или несколько Церквей не будет присутствовать, или откажется от участия, или не будет голосовать – все принятые решения будут все равно иметь силу и будут обязательны для всех Православных Церквей, - подчеркнул о. Иоанн Хрисавгис. – Великий собор – превыше собора или синода каждой отдельной Церкви,… и он останется таковым даже в отсутствии одной или нескольких Церквей».

«Конечно, если кого-то не будет, мы почувствуем некий вакуум и будем очень, очень сожалеть. Думаю, это окажет влияние не только на собор, но и на ту Церковь, которая решит не принимать в нем участие… - продолжил архидиакон. – Если Церковь решит не присутствовать, думаю, это может стать причиной грустных размышлений о том, что она сама себя маргинализирует».

«Надо помнить о цели собора, о его задаче – это единство. Единство – задача, а не данность. Это то, к чему мы стремимся. Оно может уже присутствовать на уровне духовности, богослужений и таинств. Но сделать его видимым – это тяжелая, болезненная и медленная работа, которая займет время. Единство приходит в конце собора, а не перед его началом. Это следствие, а не условие», - заключил представитель Константинопольского патриархата, добавив: «Мы встречаемся именно потому, что у нас есть расхождения. Если бы не было расхождений, зачем бы мы собирались?»

Категоричность папско-варфоломеевского архидиакона удивительна. Он (без сомнения, по приказу восточного папы-Патриарха Варфоломея и римского папы) утверждает, что прочие Поместные Церкви никаким образом уже не повлияют на собор и его решения, они уже внесли свою лепту, одобрив все проекты документов на январском синаксисе. И более от них ничего не требуется, даже присутствия на соборе, а возражения не принимаются. Как говорится, поздно жать на тормоза... И далее - опять речи о единстве... Очевидно, с католиками, поскольку о единстве православных после таких заявлений говорить смешно.

Константинополь напрочь игнорирует заявления уже пяти (!) (Грузинской, Сербской, Кипрской, Антиохийской, Болгарской) Поместных Православных Церквей, Святой Горы Афон и робкие предложения к обсуждению от Русской Церкви. Значит, его действительно нисколько не пугает вероятность оказаться в полном вакууме, даже в полной отстраненности от Православия. Это путь Римской Церкви, некогда также бывшей частью Вселенского Православия. Константинополю - и это очевидно - более близки идеи папства, папской авторитарной власти, а никак не православной соборности. Правда, в Ватикане он, скорее всего, нужен лишь вкупе со всеми другими Поместными Православными Церквями, чтобы достигнуть вожделенного единства, попрания Православия под власть римо-католиков.

Возможно ли окончательное отпадения Константинопольской Церкви от Вселенского Православия, или же это только смелые предположения, сказать пока трудно. Ясно лишь одно: Поместные Церкви, выступившие против собора, не станут уже беспрекословно подчинять ни римскому папе Франциску, ни восточному папе Варфоломею, стремящемуся сделать свою власть столь же авторитарной. А значит, Всеправославный собор, в его пугающей первоначально общецерковной полноте, состояться пока не должен.



Написать комментарий