«Небо во всей его полноте необходимо даже для единственной фиалки»

«Небо во всей его полноте необходимо даже для единственной фиалки»

Преподобный Иустин Челийский (Попович)

Никто из людей на этой планете Божией не осмелился науку свою назвать Евангелием (= Благовестием). Никто из философов не назвал философию свою Евангелием. Никто из царей, никто из властителей мира сего за все время правления своего не провозгласил Евангелия. А Господь Иисус Христос сие совершил. По какому праву? Чем подсластил Он горечь жизни в мире сем? Чем горечь жизни смягчил и уничтожил? Чем? – Спасением Своим! Да, только Он совершил сие, Он, и никто другой! Более того, каждое слово Его связывает Небо с землей, каждое слово Его изгоняет грех из душ наших, изгоняет зло и изливает сладость благодати, изливает сладость Небесной Истины – Небесную радость.
Человек – это небо-земное существо, вот Благовестие Евангелия Христова. Человек – это одновременно и земное, и Небесное существо. Долго ли может продержаться в этом мире тело каждого из нас, бренное тело наше? Небо во всей его полноте необходимо даже для единственной фиалки, как же не будет нуждаться в Небе человек, созданный по образу Божиему, созданный, простите за такое определение, как «кандидат в Боги»?! Конечно, «кандидат в Боги», если Господь сотворил нас Боголикими, Богообразными. Он поставил перед нами задачу, дабы каждый из нас всю свою жизнь положил на то, чтобы эту Боголикость, Богообразность сохранить и безконечно совершенствовать. Каждому из нас дает силы Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Господь наш Иисус Христос сошел в этот мир ни для чего иного, как только нас ради человек и нашего ради спасения. Потому стал человеком! Не стал, например, ласточкой, что было бы намного приятнее для Него, не стал фиалкой, что тоже было бы намного приятнее для Него. Но вочеловечился – стал таким поруганным и осмеянным существом, которое зовется человеком. Поруганным и осмеянным – чем? Грехом! Грех – вот наибольшее уродство и наибольшая мука для человеческого существа.
Слышали вы, что говорит святой апостол Павел в дивном своем сегодняшнем Благовестии о перстном человеке и небесном (см.: 1 Кор. 15, 40–57). Перстное тело свое живим мы в этом мире, но надлежит нам облечься в небесного человека и стать небесными людьми. Об этом говорит апостол Павел. Нам надлежит облечься – в Кого? В Господа нашего Иисуса Христа. И мы можем это осуществить – через Святое Крещение, через Святое Причастие, через каждую святую добродетель, через каждую евангельскую тайну. Мы действительно облекаемся в небесные одежды. И посему мы должны всегда хранить в памяти это дивное Благовестие, которое Господь возвестил всему миру: человек – существо, которое призвано стать Богом по благодати. Святой Василий Великий говорит: «Человек есть тварь, получившая повеление стать богом». Как же исполнить это повеление стать Богом – как? Сам Господь наш Иисус Христос все для этого совершил и все оставил Церкви Своей Святой, которую основал, – вот где все средства, Божественные средства, чтобы человек очистился и стал превыше этого мира, стал совершенным: по образу Божиему, по лику Божиему, который носит в себе, чтобы совершенствовал его безконечно Господом Иисусом Христом.
Поэтому Господь и назвал Свою науку Евангелием, Благовестием. Он уничтожил смерть, а что может быть для человека отвратительнее смерти в этом мире, что может быть для человека страшнее смерти?! Ничего страшнее смерти нет! Смерть – самый главный и последний враг человека (см.: Там же, 26), но Господь наш Иисус Христос этого величайшего и лютейшего врага нашего уничтожил, попрал смертию Своею. Потому мы и радуемся, что Господь Церковью Своею, Самим Собою даровал нам победу над смертью – над этим самым страшным нашим врагом. Потому Воскресение Христово – это воистину Благая весть! Благовестие! Ибо это – победа, которая потребила смерть! «Ты больше не смертен!» – вот что каждый христианин должен говорить себе каждый день. Итак, смотри, поступай осторожно (ср.: Еф. 5, 15) – ты вечное существо! Живешь ты для Вечности, сотворен ты для Вечности. Смотри, поступай осторожно – следи за своей жизнью, следи за своими мыслями, следи за тем, что ум твой созидает в этом мире. И никогда не забывай, что мы ум Христов имеем (Там же. 2, 16), как сказал святой Апостол Павел. Значит, только самые святые мысли, только самые святые идеи должны быть в нашем уме, в нашем духе: ими мыслим, ими живем, ими руководствуемся, следуя за Господом!
О, сколь ответственно быть человеком! Насколько величественно и ценно! Человек – не простое существо. Даже Ангелы не больше, чем люди. Как говорит Святое Евангелие, Ангелы – это братья наши, посылаемые на служение нам (Евр. 1, 14). На какое служение? Помочь нам – да созиждем себя Боголикими (= Богообразными) существами, и будем жить по Благовестию Господню. И нужно знать, что Благовестие Господне находится во всем, что связано со Христом, во всем, что связано с Евангелием, во всем бытии Господа Иисуса Христа и во всей науке Христовой. Каждая добродетель: вера, любовь, надежда, милосердие, кротость, благость, смирение – все это, в сущности, и есть Благовестие. И когда ты приступаешь к молитве – ты переносишь себя от земли на Небо, очищаешь себя от всякой нечистоты. А что такое смирение? Это тихий благой Ангел, который изгоняет из нашего существования гордого и страшного сатану, изгоняет гордость – этот наибольший и самый коварный грех.
Лукавый может подражать практически любой добродетели, он даже может принять вид Ангела света (2 Кор. 11, 14), но он никогда не допустит, чтобы смирение вошло в его душу. Иначе он перестал бы быть диаволом.
По словам Иоанна Златоуста, каждый грех – это диавол. Не думай, будто имеешь только маленькие грехи. Нет, каждый грех велик! Потому, если ты совершаешь грех, осознано или неосознанно, спохватись, опомнись, пойми – это диавол работает в тебе. И немедленно изгоняй его из себя! Как? Молитвой, постом, бдением, всеми остальными добродетелями, которые Господь даровал роду человеческому для спасения. Конечно, все мы – и молодые, и старые – все мы всегда недостаточно хороши, все мы всегда недостаточно чисты, но задача наша, как говорит святой Апостол Павел, – приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3, 9–11). Все остальное – тщета (Там же, 8). Так говорит Апостол Павел: все остальное – тщета и сор (Там же). Единственное, чего желаю – Воскресения мертвых и Жизни будущего века – вот финал нашей жизни на земле.
И потому каждый из нас должен жить в этом мире как небесное существо, как небесный человек, как приятель и друг Христов. В дивных молитвах церковных много раз рассказывается о том, как все раскаявшиеся грешники находили любовь Господа Иисуса Христа и становились Его друзьями. Стать другом Господа Иисуса Христа – какая честь! И такую честь может получить каждый из нас, если будет жить добродетелями Евангельскими: если будет жить верой, надеждой, любовью – всеми святыми добродетелями Благовестия Евангельского. Потому что Евангелие Господа нашего Иисуса Христа – это воистину единственное Благовестие в этом мире. Жизнь человеческая – это проклятие, это ужас, это кошмар! И только Воскресение Господа Иисуса Христа и воскресение нас, людей, придает смысл этой жизни и дает вечный смысл всему тому, что мы в этом мире желаем, делаем и совершаем.
Господи Благий, веди всех нас, исполняя Своим Благовестием, да и мы проживем как новые существа, как небесные люди на земле, и тем сподобимся достичь Вечной Жизни в Царствии Небесном, руководимые всеми Святыми Угодниками Божиими во главе с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Монастырь Челие, 1977 год
Собрание проповедей преподобного Иустина Нового
 
Перевод с сербского монахини Елисаветы (Горницкой)

Написать комментарий