«Варфоломеевский собор» не оправдал даже самых робких надежд

«Варфоломеевский собор» не оправдал даже самых робких надежд

«Варфоломеевский собор» не оправдал даже самых робких надежд на то, что голос большинства активных архипастырей, пастырей и мирян будет услышан старыми теолого-бюрократическими «элитами». Сколько было сказано о том, что термин «экуменическое движение» скомпрометировал себя тем, что он, будучи общим и неопределенным, наполняется сомнительным, нехристианским содержанием! Сколько раз сказали о новой природе «Всемирного совета церквей», где теперь присутствуют сатанисты, кощунственно «венчающие» гомосексуалистов и лесбиянок! Сколько писали о том, что надо признать Православную Церковь единственной истинной! Никакого ответа – лишь несколько вялых оправданий экуменизма и попыток «сменить тему». На «соборе 16-06-16», кроме католиков, даже был наблюдатель от «Евангелической церкви в Германии», где в земельных «церквах» уже вовсю венчают «однополые браки».

В «профильном» документе опять позитивно говорится о провалившихся «двусторонних диалогах», которые никого не привели к Православию, об «экуменическом движении» и ВСЦ. Единственной уступкой стала поправка Элладской Церкви, в результате которой мы имеем такую фразу: «Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более объективном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». В принципе уже неплохо, что «критский собор» не признал «инославные сообщества» Церквами. Но христианами – признал. Но ведь христианства нет вне Церкви… А в отношении к таинствам эти общины, включая католическую, уходят все дальше от Православия.

Еще один неожиданный элемент критских документов. В энциклике (именно так этот текст называется в английском и французском вариантах) говорится: «Православная Церковь, верная таковому единогласному апостольскому преданию и таинственному опыту, является подлинным продолжением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковая Она исповедуется в Символе Веры и утверждается в учении Отцов Церкви». Жалко, что здесь нет слов «единственным продолжением». Ну ладно, все-таки сказано: подлинное продолжение Единой Церкви – это Церковь Православная. Дальше в энциклике признаются обладающими вселенским авторитетом «Великий Собор (879-880), созванный при Великом Фотии, Патриархе Константинопольском; созванные при святом Григории Паламе Великие Соборы (1341, 1351, 1368 гг.), посредством которых была утверждена истина веры, касающаяся прежде всего исхождения Святого Духа и причастия человека нетварным божественным энергиям; затем Святые и Великие Константинопольские Соборы – 1484 года, опровергший униатский Флорентийский Собор, 1438-1439 и 1638, 1642, 1672, 1691 годов, опровергшие протестантские верования, а также Собор 1872 года». Именно на этих Соборах были признаны ересями латинство, варлаамизм и протестантизм.

Итак, что бы там ни говорили авторы хитросплетенных «соборных» текстов, они сами были вынуждены признать (вернее, они не осмеливаются это отрицать): истинная Единая (то есть единственная) Церковь – это Церковь Православная, а вне ее - ереси. 

Протоиерей Всеволод Чаплин
Публикуется с дополнениями и незначительной литературной правкой

Написать комментарий