Иерархи Элладской и Кипрской церквей подтвердили, что они не подписали документы Критского собора

Иерархи Элладской и Кипрской церквей подтвердили, что они не подписали документы Критского собора

Соответствующие заявления сделали митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) и митрополит Лимассольский Афанасий (Николау).

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на греческое информационное агентство Romfea, член делегации Элладской православной церкви митрополит Навпактский Иерофей засвидетельствовал давление и оскорбительное отношение со стороны представителей Константинопольского патриархата, проявившиеся во время заседаний "святого и великого собора" Православной Церкви, прошедшего на Крите с 18 по 26 июня.

Иерарх рассказал, что в ходе соборных заседаний были отвергнуты все поправки к проектам документов собора, внесенные делегацией Элладской православной церкви.

В результате, по мнению митрополита Иерофея, который последовательно выступал с критикой проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» в предсоборный период, на Крите был принят «незрелый текст», причем до самого последнего момента, в том числе на стадии перевода на русский, французский и английский языки, в него вносились изменения. Об этом сообщает сайт издательства «Святая Гора».

Греческий иерарх отметил, что ключевая роль в принятии спорных вариантов документов на соборе принадлежала иерарху Константинопольского патриархата митрополиту Иоанну (Зизиуласу). «Он отвергал поправки, изменял их, или принимал», — приводит издание слова митрополита Иерофея.

Сам митрополит Иерофей подчеркнул, что он не подписывал итоговый вариант документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».


Суть основных поправок Элладской церкви и ход их обсуждения

В этом тексте, по предложению делегации Элладской православной церкви, было предложено заменить термин «христианские церкви и конфессии» (параграф 6 документа) на «христианские конфессии и общины» и, в целом, отказаться от именования неправославных сообществ термином «церковь», поскольку, согласно аргументации авторов этих поправок, существует Единая и единственная Церковь — православная.

Румынская Церковь предложила свою поправку к шестому параграфу: выражение «конфессии и инославные общины»; Кипрская церковь отстаивала термин «инославные церкви».

Обсуждение проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» началось на соборе в пятый день его работы, в пятницу 24 июня. По свидетельству митрополит Иерофея, в конце концов дискуссия по документу зашла в тупик. Румынская церковь отозвала свою поправку.

Члены делегации Элладской церкви приняли решение отстаивать свою позицию, предложив при этом альтернативные формулировки — например, «Православная Церковь знает о существовании инославных» или «других христиан», или «неправославных христиан».

После того как все эти варианты были отвергнуты, на вечернем заседании патриарх Варфоломей публично предложил провести встречу между митрополитом Пергамским Иоанном и митрополитом Навпактским Иерофеем, чтобы выработать решение. Митрополит Пергамский Иоанн встретил инициативу прохладно, а митрополит Иерофей заявил, «что это не личная проблема, а вопрос всей делегации Элладской Церкви».

Константинопольский патриарх, который исполнял функции председателя собора, сказал главе делегации Элладской церкви архиепископу Афинскому Иерониму, что необходим поиск решения сложившейся ситуации.

На совещании делегации Элладской Церкви, состоявшемся утром в субботу 25 июня, было принято решение предложить вариант «Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий».

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) заявил, что не согласен с такой формулировкой и не подпишет текст в таком виде.


Реакция на критику

Иерарх отметил, что его последовательная критическая позиция вызвала давление на священноначалие Элладской православной церкви со стороны Константинопольского патриархата.
«Лично я столкнулся с серьезным давлением и оскорбительным отношением со стороны иерархов. По моей информации давление испытывали и другие члены Элладской Церкви», — заявил он в комментарии для агентства Romfea.

Тот факт, что в опубликованных итоговых текстах соборных документов присутствуют имена всех епископов-делегатов собора, митрополит Иерофей объяснил тем, что, возможно, после того как главы церковных делегаций — предстоятели Поместных церквей подписывали итоговые документы, имена остальных членов делегаций вносились автоматически.


Критика со стороны Кипрской церкви

Как сообщает Седмица.ru со ссылкой на Romfea.gr, митрополит Лимассольский Афанасий (Николау; Кипрская Православная Церковь) направил в адрес Священного Синода Кипрской Церкви официальное заявление, в котором отметил, что он не подписывал документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый Святым и Великим Собором на Крите.

«Я хотел бы сообщить всем заинтересованным сторонам, что совесть не позволила мне согласиться с текстом окончательной формулировки [документа], и он не был мною подписан», — цитирует текст заявления издание.

Митрополит Афанасий стал одним из первых православных иерархов, выступивших с публичной критикой проектов соборных документов, предложенных к рассмотрению на Критском соборе.
11 февраля 2016 г. он опубликовал открытое обращение в адрес Священного Синода Кипрской Православной Церкви. Основные претензии иерарха касались проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Митр. Афанасий подверг критике именование инославных исповеданий «церквями» и неоднократные упоминания в тексте документа термина «восстановление единства христиан», что, по его мнению, противоречит православной экклезиологии.

«Православная Церковь Христова никогда не разрушала "соединение веры и причастие Святого Духа” и не принимает теорию восстановления единства "верующих во Христа”, так как верит, что единство верующих во Христа уже существует в единстве всех крещенных ее чад между собой и со Христом в нашей истинной вере, которой нет у еретиков и раскольников. И поэтому Церковь молится о покаянии и возвращении их в Православие», — отмечал он в обращении.

«Я верю, что фраза, упоминаемая в пункте 5, о "восстановлении единства христиан”, является ошибкой, — писал иерарх, — потому как Церковь, как народ Божий, соединенный между собой и Главой Церкви, Который есть Христос, никогда не теряла единства с Ним, и, следовательно, не имеет нужды вновь обретать или даже искать это единство, потому что оно всегда было, есть и будет, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала или не прекратит своего существования».

Он также подчеркнул, что заложенный в основу регламента собора принцип представительства Поместных церквей и принятия решений не соответствует церковному преданию, и напомнил, что по отдельности ни собор епископов, ни народ Божий не «могут считать себя Телом Христовым и Церковью Христовой и выражать истинный опыт и учение Церкви». В противном случае, предупреждал иерарх, собор епископов может оказаться «разбойничьим» (исторический пример — так называемый Второй Эфесский собор 449 года, постановления которого впоследствии не были приняты Церковью).

Кроме того, митрополит Афанасий высказал несогласие с предложенной системой учета голосов участников собора: правом голоса, по мнению иерарха, должен обладать каждый епископ, в противном случае он «бесполезен».

Во многом большинство последующих публичных заявлений представителей различных Поместных Церквей опирались на тезисы, высказанные в феврале 2016 г. митрополитом Афанасием.

Источник: http://sobor2016.rublev.com/novosti/ierarhi_elladskoy_i_kiprskoy_tserkvey_podtverdili_chto_oni_ne_podpisali_dokumenty_kritskogo_sobora/

Написать комментарий