Благое иго правила: Ответы священника
На вопросы о келейном молитвенном правиле христианина корреспонденту газеты "Православный крест" ответил иеромонах Петр (Семенов).
– Молитва – разговор с Богом, выражение нашей любви к Нему, исполнение первой из двух важнейших заповедей Христовых (см.: Мф. 22, 37). Сам Господь наш Иисус Христос, в земной Своей жизни, хотя был Богом, часто молился, подавая нам пример.
А слово Божие – это беседа Бога с человеком. Если человек не будет общаться с Богом в молитве и читать Священное Писание, тогда какой он верующий и православный? И как он намеревается вести духовную жизнь, когда Господь предупредил: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)? Ни побороть ни одну страсть, ни легчайшую заповедь Божию исполнить, ни претерпеть даже самую малую скорбь мы не можем сами по себе, без помощи Господа. Отсюда ясно, что мы должны молиться ежедневно.
Святый Дух через апостола Павла заповедует нам непрестанную молитву (см.: 1 Фес. 5, 17). Пришедший в такую меру, в меру непрерывного богообщения, даже когда спит, бдит сердцем (см.: Песн. 5, 2), т. е. его молитва продолжается и во сне. А некоторые подвижники и после расставания души с телом еще перебирали четки с Иисусовой молитвой... Человеку, достигшему подобной высоты, нет нужды в правилах – он и так непрестанно молится. Но христианину, еще только вступившему на путь спасения или не столь преуспевшему на нем, необходимо определенное молитвенное правило, состоящее из молитвословий и чтения Священного Писания.
Итак, келейным правилом называется тот минимум молитв и фрагментов слова Божия, который православный христианин обязан читать ежедневно частным порядком. А определяет это правило духовный отец или духовник, исходя из уровня духовного возраста человека.
– Почти перед каждой молитвой в молитвослове есть надписание об авторе. Например, утренние молитвы начинаются словами мытаря, угодившего Богу своим смирением (см.: Лк. 18, 13). Затем следует молитва Господня «Отче наш…», преподанная нам Самим Иисусом Христом – невидимым Главой Православной Церкви (см.: Мф. 6, 9). Символ веры, в котором содержатся все основные догматы Христианства, был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборах. Далее идут молитвы великих святых – преподобного Макария Египетского и святителя Василия Кесарийского. В конце правила – песнь «Богородице Дево, радуйся…», сложенная из приветствий Архангела Гавриила при Благовещении и праведной Елисаветы в момент ее встречи с Богоматерью (см.: Лк. 1; 28, 42). А завершаются утренние молитвы славословием «Достойно есть», открытым также Архангелом Гавриилом одному афонскому иноку.
Вечернее правило не менее содержательно. Среди авторов его молитв – святитель Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий, святые Антиох и Петр Студийский...
Кто, когда и где объединил все эти молитвы – сказать трудно. Известно только, что в нынешнем виде утреннее и вечернее правила получили широкое распространение в Российской Империи в XVIII–XIX веках. Их исполняли и наши новые мученики и исповедники, претерпевая многоразличные гонения и испытания. В новейшее время эти правила одобрили старцы Троице-Сергиевой лавры, преемники Оптинских и Глинских преподобных. Таким образом, можно сказать, что они стали частью Предания нашей Церкви.
– Конечно, можно, но не все к этому готовы. Замечательно пишет на данную тему святитель Феофан Затворник: «Дома можно молиться всячески, как рассудишь, – полная свобода, только б было ума и сердца возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением. Но ты хорошо делаешь, что молитвословишь больше по молитвеннику, со вниманием и чувством, и только иногда довольствуешься одними поклонами со своими молитвенными словами. Надо прежде воспитать в себе молитву или молитвенное настроение готовыми молитвами, а потом уже и своей молитвой молиться начинать. Слово к Богу в молитве хоть не главное, но лучше когда оно боголепно; а такому слову нигде не научишься, как из готовых молитв. Всяко, однако ж, когда найдет сильное молитвенное чувство и его разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай простор тому чувству».
– Как мы сказали, правила бывают разные, но их исполнение – закон. А нарушение закона – безусловно, грех, в котором обязательно нужно каяться на Исповеди. Что же касается наказания, то преподобный Исаак Сирин замечает: «Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего, не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. <...> По причине оставления малого [правила], за которое [мы] сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными [бесам], как написано некоторым премудрым Отцом: „Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему"».
О том же, что дают, например, утренние молитвы, свидетельствует святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Чтобы провести день весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно».
– Некоторые люди, называющие себя православными, говорят, что строгое соблюдение всех «условностей» относительно молитвенного правила – это якобы формализм, фарисейство и проявление ревности не по разуму. А уже преуспевшие в духовной жизни, по их мнению, имеют некую «свободу во Христе» и могут самостоятельно определять, когда, как и сколько им молиться. Так ли это?
– Но как быть, если на правило не хватает времени – спешишь на работу или после трудового дня отвлекаешься на бытовые дела, семейные проблемы, сильно устаешь и засыпаешь? Можно ли сократить молитвы или послушать их в аудиозаписи?
Преподобный Никон Оптинский наставляет: «Молитва необходима, и я прошу вас: упражняйтесь неопустительно и неленостно в молитве. Исполняйте свои молитвенные правила. Если нельзя почему-либо исполнить все правило, то постарайтесь исполнить хотя бы половину, хоть некоторую часть его исполните. Старайтесь не оставаться ни одного дня без молитвы. <…> Пребывайте в молитвенном делании и знайте, что если оставите молитву, если будете опускать правило, незаметно дойдете до такого состояния, что при желании молиться, даже при сильной потребности, не сможете этого сделать. Хотела бы душа помолиться, но сердце черствое и холодное, и будешь стоять как чурка. Молитвой испрашивается помощь Божия, привлекается Божие благословение».
А в житии святого праведного Иоанна Кронштадтского сказано, что он часто молился, прохаживаясь по саду. Также и в жизнеописаниях новых мучеников и исповедников повествуется, что некоторым из них приходилось читать свое правило в пути или за работой.
Но лучше относительно таких затруднений поговорить с духовником и поступать по его совету.
Что же касается прослушивания правила по телевизору, равно как и просмотра богослужений, можно привести следующее сравнение. Человек видит большой накрытый различными изысканными яствами стол; наблюдает, как люди их вкушают. Но ведь чувство голода при этом у него не проходит. И не пройдет до тех пор, пока он сам не пообедает теми продуктами, которые у него есть, пусть даже они и не такие дорогие, как в кино. Также и душа: сколько бы по телевизору ни показывали богослужений, сколько бы ни читали молитв – она не насыщается, пока самостоятельно не приступит к молитвенному деланию.
– На что обращать внимание при исполнении молитвенного правила? С какими мыслями, чувствами, намерениями к нему приступать? К чему стремиться, чего избегать? Т. е. как надо молиться?
А преподобный Никодим Святогорец поучает: «Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна – никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом – разумея и сознавая все молитвословимое, сердцем – все то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит Небеса и является пред Престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на нее преклоняется. Такою молитвою возмолился Моисей пред Чермным морем и тотчас услышал глас Божий: „Что вопиеши ко Мне?" (Исх. 14, 15) – и силу приял от Бога избавить народ свой от угрожавшей ему беды».
– Тем, кто столкнулся с такой проблемой, будет полезно прочесть 48-ю главу «Невидимой брани» преподобного Никодима. Там разъясняется подробно, что надо делать, чтобы молиться с участием всех сил души. Приведу лишь небольшой отрывок из нее с практическими советами Святого Отца: «Учись так именно всегда молиться, т. е. не словом только, но и умом, и сердцем – и научишься. Как научился ты читать? Стал над сим трудиться и научился. Как научился писать? Стал писать и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом. Слова молитвенные ты знаешь, конечно, – тебя сызмальства им учили. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал. Словеса сии молитвенные собраны в наших молитвенниках, и не предстоит тебе трудиться над собиранием их. Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изображено, и те же в сердце воспроизвести стараясь чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают».
Желаем читателям «Православного Креста» успехов в молитвенном труде и просим молитв о нас, грешных, других учащих и не исполняющих.
Беседовала Серафима СМОЛИНА
Источник: газета «Православный крест», № 13 (157) от 1 июля 2016 г