Претерпевайте до конца

Претерпевайте до конца

О печали, терпении скорбей и утешения ст. Георгия в скорбных обстоятельствах. Письмо ваше с приятностью я получил; только помыслил, почему письмоподатель не в тот день доставил его мне, в который приехал. Такая мысль может смутить; но другая содействовала примирению: надобно довольствоваться и тем, что доставлено, а не смущаться, рано ли, поздно ли. Ведь сам просишь терпения от Господа; а как же ты научишься терпению, ежели всегда будешь получать удовольствия по твоему желанию? Но когда все бывает со всех сторон с нанесением тебе неприятности, тогда попущением Господним испытается душа твоя терпением; и ежели несмущенно переносишь какое-либо оскорбление, то, слава Богу, есть признак, что терпением от Господа приятно покоить твою душу. И в мирских вещах без терпения великие дела не совершаются; но какое дело может быть величественнее вечного спасения? Предположим, что и ближние, и весь мир восстанут со всяким обуреванием на спасающуюся душу,— что же делать в таком ужасном и бедственном случае? Вот что: не ужасаться; колеблющемуся душевному кораблю стоять на якоре и в святой вере, надеясь крепче всякой крепости на десницу Всемогущего; все напасти преодолевать безропотным терпением, в непрестанной молитве, в посте и в молчании.

+ + +

„Потерпим же мало, да утешимся во веки; вот скоро, вот скоро все минется! Вот приидет, и не закоснит! Вот перемена будет; терпящим утешение вечное, а утешающимся здесь сластями и веселостями и похотью мира сего — вечная скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит тебя, и меня грешного помилует. Аминь.

+ + +

К прославлению Бога: Прочитав горестное ваше письмо, я не думаю, каким особливым могу вам послужить советом. Отец Соломонов советует печаль свою возлагать на Господа — и вы уверены, что надеющиеся на Господа не посрамятся! А кто надеется на человека, тот проклят от Бога. Вот что нам свидетельствует Священное Писание.

Все бывающее с нами попускается от Бога к лучшему устроению нашего душевного состояния для вечного спасения. Одним попущается терпеть, другим нападать и гнать претерпевающих, чтобы первые спаслись и просияли в совершенстве, а другие при Страшном Суде восприяли бы по делам своим совершенные мучения, в которых и останутся безконечно. При сем рассуждении не содрогнется ли чье-либо сердце, воспоминая будущие истязания, когда потребуется ответ и за праздное слово?..

Блаженный Августин говорил к своей душе: «Если бы понадобилось здесь претерпевать несколько тысяч лет и самый геенский огнь для того, чтобы увидеть славу Христа и быть вечно со святыми, то как бы ты на сие не согласилась, душа моя? » Так мудрствовал премудрый муж о конечных болезнях и о бесконечной вечности. Нам больно терпеть только настоящие неудовольствия,— и еще больнее, ежели мы их умножаем и плодим в мыслях своих; ибо легче тому, кто охотно терпит находящее и приключающееся по разным случаям. Нехотящие же терпеть тоже не избавляются от сего, но с тем вместе еще усугубляют болезнь свою,— и чем более противятся Богу, тем более навлекают на себя праведный гнев Божий. Святой муж, царь и пророк изъясняется в псалмопении своем, что он терпя потерпел, и тогда, говорит, внял Господь его терпению (см.: Пс 39, 2).

Глагол Христов и поныне неумолчно вопиет в сердцах, внимающих о душевном приобретении: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк 21,19).

Видно, что терпение есть некое тайное сокровище, когда и Сама Матерь Божия подвержена была неизреченному в бесчисленных страданиях терпению. И кто мог иметь столь нежные чувства к состраданию, как святейшая святых Ангел Приснодева Мария? Но Она все претерпела до конца. Сие терпение, как некий знак отличия, сниспосылается небом в награждение тем людям, которые преданы более всего Богу. При сем замечании видно, сколь несчастны не претерпевающие ничего в сей кратковременной жизни; конечно, таковые, под покрывалом страстнейших и пышных удовольствий, готовятся неисповедимыми судьбами, ежели не покаются, к безконечному терпению вечных мук,— сколь Ужасно таковое последствие! И счастливы те, которые безропотно все сносят и с упованием ждут милости от десницы всещедрого Бога. Сею милостью Всевидец может вас утешить и в самогорестнейших злоключениях, и подать отраду там, где и подумать мы не можем.

+ + +

Ах! мне ли уклоняться от скорбей, когда они сопутствуют в любви моей к достижению, по преселении нашем в вечность, совершенного блаженства? Пусть буду я печален и грусть стесняет грудь мою многими воздыханиями, но печаль о небесных и воздыхания к Вездесущему Богу приятно ходатайствуют, мне в отраду, благость Божию и премирный покой неизреченного утешения. Оскорбление, наносимое чрез человека, уклонившегося завистным духом древней злобы, и нехотя содействует к вышнему просвещению моему — в крепости терпения о имени Христовом. Господь просвещение мое и Спаситель мой... Наше украшение существует внутрь нас, и нет нашего изволения наружно нравиться уклоняющимся от истины, коим прелесть не кажется прелестью, но приятным наслаждением, и так ложно представляется тьма — светом, темный — светлым

+ + +

Известно вам, что многие скорби многую пользу приносят претерпевающим во благочестии. Судите же здраво, благоразумно ли бежать, или скрываться от скорби? По этому видно, какая мысль смущает вашу душу и услаждает сердце уклонением от терпения... Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя?... Господь просвещение мое и Спаситель мой... + Претерпевайте до конца.

Георгий затворник, Задонский, «Письма»


Написать комментарий