БЛАЖЕН ТОТ, КТО ПОНУДИЛ СЕБЯ К ТЕРПЕНИЮ РАДИ БОГА

БЛАЖЕН ТОТ, КТО ПОНУДИЛ СЕБЯ К ТЕРПЕНИЮ РАДИ БОГА

«Если высшая степень кротости заключается в том, чтоб сохранять тишину сердца и залог любви и в присутствии раздражающего нас, то высшая степень ярости познается из того, когда мы свирепствуем и гневаемся на огорчившего нас в отсутствие его».

 

 «Если мир души служит признаком пришествия в нее Святого Духа, а гнев есть возмущение сердца, то ничто не заграждает так вход в наши души Святому Духу, как ярость».

 

 «Борьба с гневом требует, особенного прилежания, потому что страсти гнева содействует естество, Подобно тому, как оно содействует страсти плотского вожделения».

 

 «Подверженный страсти гнева часто возмущает все стадо, как волк: неистовством своим он приводит многие души в расстройство и недоумение».

 

 «Великий вред – возмущать око сердца яростию, как о том свидетельствует псалмопевец: смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8), говорит он. Вред больший – выразить словами душевное волнение. Если же дело дойдет до рук, то это уже вполне чуждо монашескому ангельскому и Божественному жительству, враждебно ему».

 

 «Намереваясь или предполагая изъять сучец ближнего, не употреби для этого, вместо врачебных орудий, бревна. Бревно – жесткие слова и грубое обращение, а врачебные орудия – кроткое наставление и выговор, соединенный с долготерпением».

 

 «Начало блаженного незлобия заключается в том, чтоб претерпевать безчестия с горестью и болезнию души; средина – в том, чтоб пребывать в них без печали; совершенство, если только оно есть, – в том, чтоб поношения вменять в благохваления».

 

 «Преставший от гнева убил и памятозлобие: доколе жив отец, не прекращается чадородие».

 

 «Стяжавший любовь устранился от вражды; пребывающий во вражде сам собирает для себя труды и скорби суетные».

 

 «Трапеза любви разрушает ненависть, а дары чистые смягчают душу. Но трапеза невнимательная – мать дерзости, и чрез окно любви вскакивает чревообъядение».

 

 «Злопамятствуй и злопамятствуй на бесов; враждуй, враждуй постоянно на твое тело. Плоть – неблагодарный и льстивый друг: будучи угождаем, тем более вредит».

 

 «Познаешь, что избавился от памятозлобия – этой внутренней гнилости – не тогда, когда помолишься об оскорбившем, не тогда, когда воздашь ему за зло дарами; ниже тогда, когда пригласишь его к твоей трапезе, познаешь тогда, когда, услышав о его телесном или душевном заключении, пожалеешь и прослезишься о нем, как бы о себе».

 

 «Воспоминание страданий, понесенных Иисусом, исцелит от памятозлобия, посрамив его незлобием Иисуса».

 

 «Внутри гнилого дерева зарождаются черви, и гнев прививается к кротким и молчаливым не в истинном разуме. Тот, кто извергает из себя гнев, получит отпущение: тот, кто питает в себе гнев, лишится милости».

 

 «Чтоб получить прощение в грехах, некоторые возложили на себя и подвиги; но прежде них достиг этого муж непамятозлобный по обетованию Господа; отпустите немногое, и отпустится вам безмерно многое» (Ср.: Лк. 6;37,38).

 

 «Знамение истинного покаяния заключается в отвержении памятозлобия, а кто не престает памятозлобствовать и вместе мнит о себе, что приносит покаяние, тот подобен спящему и видящему себя во сне быстробегущим».

 

 «Никто да не признает страсть памятозлобия маловажною: нередко вкрадывается она и в духовных мужей».

 

 «Уязвляемые обличениями, будем воспоминать грехи наши, доколе Господь не призрит на насилие насилующих себя ради Его, не изгладит грехов наших и болезнь, грызущую нас в сердце нашем, не претворит, в радость. По множеству болезней моих в сердце моем, соразмерно им, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93;19) в свое время, так говорил псалмопевец. Не забудем и следующего, сказанного им Господу: елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращен оживотворил мя еси, и от бездн земли, по падении моем, снова возвел мя еси» (Пс. 70;20).

 

 «Блажен тот, кто, укоряемый и уничижаемый ежедневно, понудил себя к терпению ради Бога: он примет участие в вечном празднике мучеников и вступит дерзновенно в общение с ангелами».

 

 «Блажен монах, признавший себя достойным всякого безчестия и уничижения».

 

 «Блажен монах, окончательно умертвивший свою волю: он встанет одесную Распятого».

 

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Выписка из Лествицы святого Иоанна Лествичника

Написать комментарий