"БОГ НЕ СОТВОРИЛ СМЕРТИ"

Приход ее неизбежен
"Что мы знаем о человеческой жизни? "Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7). Бог сотворил человека живым. Жизнь - это свойство человека. О смерти же сказано, что "Бог не сотворил смерти" (Прем. Сол. 1:13), "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего", и только "завистью диавола вошла в мир смерть"

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет состояние жизни человека как жизнь тела в союзе с душой, а жизнь души, а значит, и тела, в союзе души с Богом. Когда душа остается без Бога - это состояние христиане называют смертью. Если быть более точным - "смертью первой".

 Слово "первая" важно для того, чтобы отличать эту смерть от смерти второй, то есть от смерти тела, которая становится следствием смерти первой. Об этом очень ясно свидетельствует Книга Бытия: Адам умер в день и час, когда принял внутрь себя обольщение (Быт. 2:17), а телом он прожил после этого еще 930 лет (Быт. 5:5), в которые Адам ел, пил, думал, воспитывал детей.

 Источник смерти - диавол. Именно о нем Христос говорит, что "он был человекоубийца от начала", то есть тот, кто родил смерть. Но Христос ясно указывает и на средства убийства. Это средство убийства - не болезнь и не старость, а - ложь (Иоан. 8:44) (по-славянски - "лесть, обольщение")".

Но знание истоков зарождения смерти не гарантирует вечной жизни, и, рано или поздно, в двери наших домов она все же постучится. Придет ли она в виде неизлечимой болезни, в виде несчастного случая или в обличье старости, все же приход ее неизбежен. И возникает вопрос - какое поведение со стороны близких людей можно считать корректным по отношению к умирающему?

Замечено, что люди, в семьях которых кто-то находится "в последней болезни", первым делом едут на кладбище заказывать место захоронения, заходят в храм, чтобы спросить о том, что нужно для отпевания. Это огромная дикость, ведь мы не готовимся к смерти - мы готовимся к жизни.

Независимо от того, сколько мы планируем прожить и какие предпосылки для наших планов, нет иного лекарства от смерти, кроме Причащения Тела и Крови Христовых. Больному следует причащаться как можно чаще, ведь иерархия ценностей в нем начинает упорядочиваться. Здоровый все суетится, а больной, если он не врет себе, начинает искать в своей жизни что-то настоящее, что останется с ним навсегда - Царство Христово.

Важное условие причащения - покаяние. Это, по выражению Писания, "первое воскресение". Поэтому крайне глупо поступают те, кто откладывают исповедь.

Человек от болезни выходит из ума, это, к сожалению, частый этап умирания. И вот в такой момент священника зовут к умирающему, который за все свои 70-80 лет ни разу не перекрестил лба, не знает ни одной заповеди, Христа от Магомета не отличит - и как его исповедовать? Тут все Евангелие раскрыть человеку необходимо, а ведь Евангелие нужно принимать "всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию" (Мар. 12:30).

Почему нельзя это совершить, пока человек в памяти? Почему самое главное событие жизни - вступление в Завет с Богом - люди стыдливо откладывают на день, когда уже ни крепости, ни разумения не осталось?

А бывает, что зовут к человеку, который уже вообще в агонии, и остается лишь прочитать канон на исход души. Но время избрания закончилось, началось время воздаяния. Если человек ясно может изъявить желание участвовать в Таинстве, но анализ жизни уже не возможен - желательно совершить Таинство соборования, которое восполняет человеческую немощь в исповеди.

И вот настал тот момент, когда уста человеческие больше никогда не произнесут ни единого слова. Бездыханное тело кладут в гроб, который, по сути, является двояким символом. "Во-первых, он символизирует собою пшеничное зерно, которое кладется в землю до Весны истинной, то есть до дня воскресения мертвых, когда наши тела будут воссозданы из праха земного и выйдут из земли, как колосья. Во-вторых, гроб символизирует утробу матери.

Христос перед Своей Крестной смертью говорил: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 14:30). То есть, когда наступает время смерти человека, к нему всегда идет мира князь - диавол, искать то, что он сеял в душе умирающего в течение всей его жизни. Никто не может сказать, что не принимал своей душой в течение всей жизни ни единой страсти.

После смерти начинается суд: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Матф. 12:36,37). Речь идет не о последнем Суде, описанном в 25 главе Евангелия от Матфея (Матф. 25:31-46). Судья на том Суде уже спрашивать нас ни о чем не будет. После смерти нас ожидает суд в подлинном смысле слова - любые наши мысли и поступки не останутся без внимания. После смерти и грешники, и праведники определенно знают и ад, и рай. Об этом говорит Евангельская притча о богаче и Лазаре (Лук. 16:19-31)".

Не только гроб является составной частью похорон, немаловажное место отводится отпеванию, общественному богослужению, в котором мы молимся по заповеди Нового Завета: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти" (1 Иоан. 5:16).

 Господь завещал нам молиться о ближнем, живом или умершем. Он также обещал, что по нашей молитве усопшему будет даровано не только прощение грехов, но и вечная жизнь. В первую очередь эта обязанность лежит на родственниках: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8).

Рано ли или поздно, но тоненькая ниточка, соединяющая человека с этим миром, оборвется. Ощущая неизбежность своего конца, мы можем впадать в крайности, стараться гнаться за мирскими утехами, и в этот миг следует остановиться и вспомнить слова из Евангелия: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф. 6:19-21).

"Все, что будет похищено у нас смертью - это сокровище земное. Последние наши воры - это болезни, старость и смерть тела. Самый большой ужас смерти хранят в своем сердце те, кто богатеет только земным, и не имеет в своем сердце никакого залога Царства Небесного. Человек же, который воскрес со Христом, кто всю жизнь искал горнего, где Христос, кто умер со Христом, того и жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:1-3)".

Анастасия Патрича

Написать комментарий