Воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе

Воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным".

Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему".

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель.

Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года. Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению БогарнэС монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

Царская Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как своего небесного покровителя – "молитвенника за Царей Богоизбранных". Монастырь на протяжении столетий был "собственным государевым богомольем".

Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее Михайловиче Романове, в царствование которого произошло первое обретение святых мощей звенигородского чудотворца.

Обитель преподобного Саввы была особенно дорога великокняжеской чете. На протяжении 1880-1890-х гг. они приезжали сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат Великого князя Сергея – Павел Александрович. Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское, расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от Москвы.

Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения 1908 года.

Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на Православие. После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Эти страшные события развивались следующим образом.

В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых мощей преподобного Саввы Сторожевского. В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар Константин Макаров. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учёт ценности обители. Всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни – мощей преподобного Саввы.

15 мая комиссар Макаров в сопровождении других "уполномоченных" явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась всё более бесконтрольной; началась драка, в которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через некоторое время снова приподнялся над водой, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал навзничь. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.

Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел, – они шли защищать монастырь, не желая проливать кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками наиболее активные защитники обители двинулись в город для свержения власти советов. Но большевики действовали организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше не получали от них никаких известий.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты и святые мощи преподобного Саввы Сторожевского.

Изъятие честных мощей преподобного осиротило Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины святой Савва "в одно время заплакал и сказал своей братии: "Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света".

Это пророчество преподобного напечатали даже в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества. Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е годы были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно, что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли святыню.

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК, вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое материей, и сказал: "Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде – останки Саввы Сторожевского, – поместите, куда сочтёте нужным".

Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события, произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти М.М. Успенский, беспокоясь о святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился к о. Евлогию (Смирнову) (ныне – архиепископу Владимирскому и Суздальскому, а тогда – эконому Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру.

Позже, когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью. "Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец", – добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских Соборов.

В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в монастырских стенах возродилась православная служба, появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.

23 августа 1998 года, когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи вернулись в Звенигородскую обитель. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 23 августа стал праздником "Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского".

По материалам православных сайтов.


Написать комментарий