Ключ к радости

Ключ к радости

Лена – молодая воцерковленная девушка, в настоящее время ухаживающая за онкобольной рабой Божией Ольгой. О том, что дает ей этот опыт, и о христианском отношении к болезням и скорбям – наша беседа.

– Елена, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы обрели Православную веру? Приходилось ли Вам самой когда-либо претерпевать сильную физическую боль, переносить какие-то серьезные недуги или тесно общаться с тяжелобольными людьми?

– К вере я пришла не через жизненные испытания, как это часто бывает, а, скорее, в силу стремления к истинному, настоящему, вечному; от чувства покаяния в своих неправдах, в несоответствии высшему призванию… Физически страдать мне не приходилось и с болезнями смертью, можно сказать, почти не сталкивалась. Поэтому поддержка недугующим от меня заключалась лишь в добрых словах, каких-то наставлениях – наверное, еще из-за моей учительской профессии. Но однажды прочла у Святых Отцов совет, глубоко запавший в душу: «Прежде чем сказать – послужи». И в последнее время с благословения духовного отца, при батюшкиной молитвенной помощи и сопутствующих объяснениях, обрела возможность его исполнить, за что очень благодарна Господу.

Ольга, за которой сейчас с Божией помощью ухаживаю – это уже третий случай заболевания раком среди близких мне людей за текущий год. Сначала Господь сподобил познакомиться и духовно породниться с рабой Божией Фотинией – подругой тети. Она чудом оправилась после тяжелой операции по удалению опухоли желудка – не просто встала на ноги, а духовно поднялась – пошла в храм, привела туда семью сына и, поручив молодых руководству надежного духовника, с миром отошла ко Господу. Затем выяснилось, что у моей родственницы, монахини Елисаветы, опухоль в голове – после операции и последующей лучевой терапии, увы, безуспешной, матушка проявляет немалое мужество, по-монашески, без ропота терпит свой недуг, в ожидании христианского конца живота. И вот теперь – Ольга…

– Расскажите о Вашей подопечной. Каково ее состояние, прежде всего – моральное, душевное?

– Ольге около 55 лет, еще несколько месяцев назад она была преуспевающим специалистом, работала в нескольких московских фирмах. Женатый, устроенный в жизни сын, квартира, машина, дача… Но сейчас все это для нее отошло на задний план. Диагноз – рак поджелудочной железы. Батюшка благословил меня ухаживать за ней в мае, когда, спустя два года после операции, у нее начались осложнения.

Постоянные боли, угнетенное состояние… «Мама унывает…», – сетовали невоцерковленные сын с невесткой, пытаясь разными способами скрасить ее духовное одиночество. Но с первых часов общения с ней мне стало понятно: нет, тут не уныние, а нечто совсем иное – переосмысление ценностей. Хотя Ольга и раньше верила в Бога, считала себя православной и даже посещала время от времени храм, участвовала в Таинствах, но жила, как сама признается, «обычно», по-мирски. С недавних же пор красивые безделушки, по-дизайнерски размещенные в квартире, пустые хобби и развлечения перестали радовать и утешать страждущую. Постепенно ее жизнь начала меняться, произошел коренной перелом, поворот к Богу. Теперь утреннее и вечернее молитвенное правило, Новый Завет и Псалтирь – ее ежедневное чтение. В свободное время, если позволяет самочувствие, она читает или слушает жития святых, поучения угодников Божиих и подвижников, общается с близкими людьми… Думаю, воцерковленные православные верующие знают, что правило, как объясняют Святые Отцы, – от слова «править», т. е. установить и придерживаться его, а через это Господь «выправляет» нашу жизнь. И Ольга говорит, что с первых же дней, как она стала стараться с помощью Божией читать благословленные ей нашим духовным отцом молитвословия – почувствовала благодатную помощь, укрепление.

Во время ухода за ней я заметила, что у тяжело страждущего телом православного человека особенное отношение к Богу. Это уже, можно сказать, не вера в теории, а некая ее реализация, испытание на деле. Видя и чувствуя внутренний настрой Ольги, начинаешь понимать, насколько мы вредим неизлечимым больным мирской сентиментальной жалостью. Их души в это время особенно чувствительны, трепетны, они жаждут напитаться истиной, ухватиться за нее, чтобы с уверенностью перейти в другой мир. И через Божественное Откровение, Священное Писание они познают, Кто есть Путь, Истина и Жизнь…

Отцы Церкви пишут, что болезнь – это послушание от Господа, при исполнении которого требуется только один подвиг – терпение с благодарением. Да, так и есть: как только внимание больного человека переключается с саможаления на мысли о Боге и ближних – ему становится легче. Ольга тоже замечает, что всегда, когда она забывает о себе, своих страданиях и желаниях – сразу же приходит утешение от Господа…

– Как Вы думаете, зачем, для чего человеку посылаются Богом тяжелые и особенно смертельные болезни? Как отразилось претерпеваемое испытание на жизни Ольги и судьбах ее близких, принес ли им этот крест какие-то добрые плоды?

– Сын Ольги в одном разговоре посетовал: «Не понимаю, почему так – она только-только, что называется, зажила: хорошая работа, квартира с ремонтом, новая машина, маму ее старенькую в пансионат отдали, свободное время появилось, в паломничества, за границу стала ездить… и – вот!?» Но на это его недоумение неожиданно ответила проведовавшая больную давняя подруга, когда, переборов в себе первое жалостливое чувство, отметила: «А ты стала другая, у тебя такой чистый и светлый взгляд, как у святой». Мне кажется, это свидетельство нецерковного человека особенно ценно! Ведь сказано подвижниками наших последних времен, что раковые болезни – дар Божий. Воистину так: умирающему Господь дает время прийти в себя, подготовиться, душевно очиститься перед переходом в вечность.

Самый главный добрый плод, который приносит правильное терпение телесных и душевных страданий – это, наверное, если так можно выразиться, навык веры. Когда расслабленная душа от скорби отрезвляется, концентрируется на «едином на потребу», прилагает возможные старания и постепенно начинает восходить от силы в силу (Пс. 83, 8), по слову Апостола: сила Божия в немощи совершается (см.: 2 Кор. 12, 9).

Элементарное подтверждение тому – отношение к еде. «Ну, какой больному пост?!» – машут рукой многие, в первую очередь врачи, но порой и батюшки, едва ли не приравнивая добровольное ограничение в пище к фарисейству. А что такое по сути пост? Отказ от каких-то желаний плоти, души ради воспоминаний о тех или иных Божественных событиях. Вот и Ольга начала по средам и пятницам больше времени уделять чтению и осмыслению Слова Божия и тогда, как она вспоминает, решения вроде: «Нет, омлет я сегодня не буду» и «Оставим котлету на завтра» – стали приходить сами собой. Оказалось, что и болящий человек может поститься, и от воздержания его состояние не ухудшается, а, напротив, ему становится физически лучше и духовно легче! Теперь продолжительные посты даже в условиях хосписа у Ольги выражаются в отказе от лакомой пищи или сопровождаются покаянием и самоукорением, например, за съеденную иногда молочную кашу, мясной бульон. Это только со стороны, особенно здоровым людям, кажется мелочью, а на самом деле физическое и духовное тесно связаны. Повторю: у страждущих очень трепетное состояние души – так, Ольга ищет верный ориентир, как бы стержень, за который можно держаться, поэтому сентиментальные воздыхания и слова жалости ее не ободряют, но, напротив, расслабляют и ввергают в уныние.

Был у нас еще такой назидательный случай. Мы подъехали на воскресную Литургию к небольшому городскому храму. Там собралось много народа, некоторые верующие ходили и стояли снаружи, возле притвора – на улице предусмотрительно был повешен динамик. И у Ольги возник большой соблазн остаться посидеть на лавочке у входа до «Отче наш» и только потом пробраться внутрь здания для Причастия… Каждому из нас состояние выбора между Небесным и земным хорошо знакомо, я не раз и не два уже замечала, что стоит хотя бы краешком души склониться к Небесному – сразу же появляется решимость ему последовать. «Ну, какая служба на улице?! – вместе стали рассуждать мы. – Священнодействие происходит в храме, благодать не передается через динамики, и ведь мы не так часто выбираемся на Литургию... Неужели же не будет для нас там небольшого пространства, чтобы поставить стульчик и – пусть хоть сидя, но внимательно, осознанно – помолиться?» В итоге нашелся и свободный уголок, и сиденье, и даже силы, чтобы реже на него опускаться!

А что касается близких – здесь тоже не без добрых плодов: сын со снохой после нескольких лет совместной жизни в официальном браке решили обвенчаться. Не зря же говорится, что молитва матери со дна моря достанет, а особенно – идущая от страждущего сердца, растворенная благодарной покорностью воле Божией.

Чем цененно это послушание для Вас? Может быть, Вы с его помощью осознали что-то новое, сделали для себя какие-то духовные открытия?

– При общении с тяжелобольными, угасающими на глазах людьми меняется прежде всего отношение к смерти. Отчетливее понимаешь, что жизнь и смерть – в руках Божиих, и неизвестно еще, кто – больной или здоровый – кого переживет: каждый день для всякого может стать последним. О, если бы всегда иметь эту память смертную, как заповедуют Святые Отцы!..

Недавно мы с Ольгой читали письма преподобного Амвросия Оптинского и глубоко впечатлились историей одной вдовы. Оставшись в нищете с двумя дочерьми, она начала роптать на обстоятельства, людей и Бога и вскоре заболела и умерла. С одной из дочерей случилось то же – ропот, болезнь и смерть. А вторая, когда и ее постиг недуг, перед кончиной успела покаяться и причаститься. По выходе души из тела она сподобилась увидеть райские селения и адские обиталища, где, к прискорбию, встретила своих родных – мать и сестру, и услышала грозные слова Господа: «Я готовил им Царство Небесное и они бы вошли в него, если бы немного потерпели в земной жизни. Но они лишились блаженства своим ропотом! Вот и ты, если хочешь такой же участи, – продолжай роптать». После этого чудесного вразумления девушка ожила и, наверное, уже в оставшиеся ей дни терпеливо несла свой крест, благодаря Бога.

Кроме того, я стала несколько иначе воспринимать скорби и болезни. Хотя мне самой пока не приходится переживать физические страдания, уход за больной учит сопереживанию, т. е. – переживать совместно, если можно так сказать, вмещать ближнего... Как-то запомнилась еще такая святоотеческая фраза: «Не умеешь как следует исповедоваться, не приносишь плодов покаяния – тогда терпи все, с тобой происходящее». И сейчас, рядом с Ольгой, я еще сильнее прониклась доверием к великому делу Промысла Божия о спасении каждого человека.

Действительно – просто терпи, приложи все усилия, чтобы от сердца говорить: «Слава Богу за все!» И это – не просто слова, это – сильнейшая молитва, разрушающая козни вражии, особенно действенная тогда, когда на душе возникают чувства угнетенности, безысходности, недовольства… Эту молитву, как мне сказал духовник, даже можно читать ежедневно по четкам, по несколько сотен раз, пока на душе не водворится мир. И я уже неоднократно наблюдала благодатный результат такого делания – преображение страдающих Фотинии, Ольги и многих других. Порой измотанная и унылая, пробираясь через городскую суету, я торопилась к своим друзьям, чтобы увидеть лучезарный взгляд, свидетельствующий о внутреннем очищении и благодарении, о надежде на духовное возрождение и спасение души!

Вот только вчера для меня обрели новый смысл давно знакомые слова старца Николая Гурьянова: «Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается». Оказывается, ключ к радости, миру, удовлетворению – не в выходе из кризиса, не в призрачных преобразованиях и достижениях («вот добьюсь того-то или того-то, вот вылечусь от болезни – и заживу»), а уже здесь и сейчас – в покорном перенесении всего, что посылает Господь, и в искреннем благодарении!

Источник: Газета «Православный Крест»

Написать комментарий