ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА III. ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА
Продолжение. начало здесь
§ 7. ПОСВЯЩАЕТСЯ ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА
И благословляет по его
главе трищи. Поелику без крестного знамения ничто не может быть святым и
никакое освящение не достигает своей цели или совершенства: то всякому
посвящению в сан священный усвоено знамение креста до такой степени, что
составляет как бы его собственность; – так что даже самый низший чин, то есть
чтец и певец, поставляется на свое служение, – как показано выше в своем месте,
– одною только печатию, то есть одним знамением креста, совершаемым в пострижении.
Посему и для прочих степеней священства знамение креста почитается до того
необходимым, что его силою они собственно и совершаются, равно как им
совершаются и как бы запечатлеваются все прочие таинства. Св. Дионисий (стр.
100) говорит: «крестообразная печать есть
знамение умерщвления всех плотских похотений, – знамение богоподобной жизни
людей, кои неуклонно взирают на подвижническую и божественнейшую жизнь Иисуса,
проведшего ее с богоначальным безгрешием до креста и смерти, и, подражая жизни Христа
Спасителя, живут так, как жил Великий Крестоносец, усвояющий Себе
рукополагаемого и знаменующий его крестовидным образом Своей безгрешности».
Другой смысл дает некто сему обряду в следующих словах: «поелику крест Христов есть источник всех благословений и всех даров: и
святая церковь, сообщая и то и другое (то есть как благословение, так и дар)
посвящаемым, молится о том, чтобы Сам Господь благословил, освятил и возвел
избранных в сан священный». Пространнее смотри о сем в 1-й ч., гл. 11, §16.
§ 8. ЧРЕЗ ВОЗЛОЖЕНИЕ РУКИ
Возложив руку на главу
его. Святая церковь с самых первых времен своего существования посвящала
диаконов чрез возложение рук апостольских. Тем же священным обрядом,
установленным на всех почти соборах, прославленным св. отцами и часто
воспоминаемым у священных писателей, она не оставляет посвящать их и доныне.
Ибо возложение архиерейских рук на главах диаконов, пресвитеров и епископов
есть как бы корень и начало всего посвящения. Это рукоположение не есть обряд
посторонний, дополняющий или служащий, но он составляет внутреннее, необходимое
и существенное вещество таинства, или вещественный знак, посредством которого
посвящали некогда сами апостолы диаконов, пресвитеров и епископов, как читаем в
Деяниях и в посланиях их, – без которого равно и ныне преемники их власти,
архиереи, не могут возвести ни одного на высшие священноначальнические
церковные степени. Истина сия, принятая у весьма многих, хотя доказана уже
самыми основательными доводами и свидетельствами мужей ученейших, однако и мы
не почитаем излишним предложить здесь к утверждению ее доказательства: одно из
чиноположения сего таинства, а другое от греческого слова: хиротония. С какой
стороны ни стали бы мы рассматривать чиноположение о сем таинстве относительно
его обрядовой стороны, оно не представляет никакого другого вещества или
вещественного знака таинства священства кроме одного возложения рук, о котором
сказано выше.
ПО ПОСВЯЩЕНИИ ДАЮТСЯ – ДИАКОНУ РИПИДА, А СВЯЩЕННИКУ СЛУЖЕБНИК
Хотя после посвящения и даются – диакону рипида, а
священнику – книга Служебник, но эти вещи никаким образом не могут быть сочтены
веществом самого таинства священства. Ибо они даются не с начала и не в
середине посвящения, но уже по совершении всего таинства; и не во все время
посвящения бывают в действии, но употребляются ими только в последующей части
священнодействия. И потому рипида и Служебник суть вещи, потребные только для
священнодействия; они даются при посвящении, как прибавления к основанию, они
составляют продолжение священнослужения и служат простым объяснением всей
преподанной им власти, или первым опытом их служения. Слово хиротония, которое
означает посвящение диаконское, священническое и епископское, доказывает и
заключает в себе то же самое. Ибо основанием и совершением чтеца и певца служит
печать, поставление иподиакона производится хиротесиею; и потому сии действия,
то есть печать и хиротесия, суть только действия обрядовые, как бы сопутники
испрашиваемого благословения, в которых содержится одно простое моление, ни с
чем не соединенное. Но хиротония или рукоположение, о котором идет речь, есть
видимый знак самого таинства, совершающий таинство, или приводящий его в
действие и исполнение. Соединенные с этим обрядом действия таинственные слова:
Божественная благодать и прочее составляют сущность таинства, и все они
объясняют силу именно этого знака (рукоположения). Из этого следует прямое
заключение, что возложение рук при посвящении составляет необходимое вещество и
существенное основание таинства, как существенно необходимы и самые вышеприведенные
слова, – по разумению всех писателей. Если под именем руки или десницы Божией в
Священном Писании нередко разумеется власть и сила Божия, – говорится,
например, десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя и проч.,
то и возложение руки архиерейской, то есть хиротония, в архиерее, совершающем
посвящение во имя Божие, должно означать не иное что, как дарование
Божественной власти и силы. Посему возложением святительской руки в таинстве
священства, в котором снисходит исполнение Святого Духа, преподается высочайшая
власть совершать Божественные Тайны. Отсюда во 2 Послании к Тимофею (2 Тим.1)
говорится: еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе
возложением руку моею. Такое понятие объясняется и словом: проручествует
(προχειρίζεται), то есть руками возводит, или руковозводит. Ибо в то же время,
когда архиерей возлагает руки, он произносит и то, что Божественная благодать
проручествует, то есть, что она, имея посвящаемого под руками, производит его
посредством этих рук во священство. Сверх того, посвящение диакона и священника
в ектении, тогда же читаемой, именуется делом рук епископа, как бы это
посвящение было собственным его плодом и его действием. Ибо как человек ничего
не делает без рук, так и достоинство и власть архиерейская без возложения рук
не может производить своего дела, то есть посвящения служителей. И потому
Симеон Солунский в той же главе сказал: «как
в начале создали нас руки Божии, так и ныне рука служит к воссозданию
человеков».
§ 9. БЛАГОДАТЬ ИМЕЕТ ТРИ ЗНАЧЕНИЯ
Божественная благодать.
Слово благодать имеет здесь три значения; во-первых, оно означает Самого Бога,
подателя благодати, в каком смысле употребляет сие слово и апостол Павел (1
Кор.15): но паче всех их потрудихся, не аз же, но благодать Божия, яже со мною.
То есть апостолу Павлу к добрым подвигам и к большим пред прочими апостолами
трудам подавал помощь Сам Бог, как первый виновник всех святых дел. Во-вторых,
та же благодать означает избрание Божие, которое призывает и вводит человека на
высшую степень. Таковое избрание Божие объясняет тот же апостол Павел
(Рим.8:28-29): вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое, сущим по
предъуведению званным: ихже бо предъуведе, тех и предустави и прочее. И в
другом месте (2 Тим.1): спостражди благовествованию Христову по силе Бога,
спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему
благоволению и благодати, данней нам о Христе Иисусе. И, в-третьих, наконец,
слово благодать всякий частный дар Божий, приобретаемый посредством таинств.
Например: дар взаимного хранения супружеской верности и тщательного воспитания
детей в таинстве брака; дар спасения души и освящения ее в таинстве причащения
и проч. Узнав таким образом эти три значения слова «благодать», предлагающим вопрос:
какой смысл содержится в словах: Божественная благодать проручествует? – должно
отвечать, что под именем благодати при настоящем посвящении разумеется,
во-первых, Сам Бог. Об этом свидетельствует Симеон Солунский (в гл. 169): «архиерей возглашает Божественная благодать,
свидетельствуя тем присутствие общего дара Святой Троицы и призывая Ее на
рукополагаемого». То есть, дабы Сам Бог был признан верховным совершителем
сего таинства, для сего должно знать, что сей дар (священства) ниспосылается от
трех Лиц, Отца и Сына и Святого Духа, производящих всякое внешнее действие
нераздельно; почему Святая Троица призывается в сие время трикратным знамением
креста и для обильнейшего снисшествия благодати Святого Духа на посвящаемого –
к той же Троице святая церковь три раза возносит моление: Кирие, елеисон и
Господи, помилуй. Посвященный сею Божественною благодатию, иерей в это самое
время приемлет власть и силу совершать все таинства, как и самое то
священнодействие, на котором посвящается. Потом под именем благодати разумеется
божественное избрание, призвание Божие в достоинство и должность и самое
возведение Богом на высшую степень священства. Св. Дионисий (стр. 100)
рассуждает о сем так: «священноначальник только передает священное возглашение
должностей и посвящаемых, тогда как эти слова его устами говорит само таинство;
потому что боголюбивый священносовершитель есть только истолкователь
богоначального избрания; не сам он своею благодатию возводит посвящаемых в сан
священный; его руководит Сам Бог во всех священноначальнических освящениях.
Следовательно и божественный священноначальник не сам от себя должен возлагать
на людей священные чины, но движимый Богом раздавать их священноначальническим
и небесным образом». Подобным образом объясняет сие и Пахимер: «Боголюбивый священносовершитель, епископ,
провозглашает одно божественное избрание. Ибо он избрал посвящаемого не по
человеческому пристрастно, но был воздвигнут к сему Самим Богом. Сие-то и
означает его провозглашение, – то есть это не что иное, как объявление совета
Божия». Судя по сему третьему значению слов: Божественная благодать,
достойны порицания те служители церкви, которые, быв избраны не по благодати
Божией, но по проискам человеческим, оказываются недостойными воспринятого ими
звания. Св. Григорий Назианзин в похвальном слове Василию Великому, описывая
его подвиги и добродетели, свидетельствует о нем таким образом: «прежде всего он старается показать и
доказать всем, что сообщенный ему дар не есть дело человеческое, но дар
благословения Божия». Сверх того, под тем же словом благодать должно
разуметь и власть посвящающего архиерея, восприятую от Бога. Ибо хотя в самом
возглашении архиерей по-видимому вовсе скрывает свое служение, но в
последующей, тайно произносимой молитве, он исповедует, что диакон приемлет
посвящение и от него: Егоже благоволил еси проручествоватися от мене. Из чего,
без сомнения, не может быть сказано или выведено ничего другого, как то, что
если есть что-либо в архиерее посредствующее в деле посвящения, то сила той же
Божественной благодати, которою действует власть архиерейская, как бы по
необходимости сообщая рукополагаемому свое действие. Это действие есть
существенная благодать, есть священная и божественная сила, воспринятая
архиереем в деле посвящения. От сего уже орудия Божественной благодати, как от
своего первообраза, вполне и совершенно получают силу благодатного освящения
новорукополагаемые – диакон, пресвитер или епископ. – Впрочем все совершение
таинства предварительно проистекает от единого Бога: истину сию исповедует пред
Богом и сам архиерей в последней и возгласно глаголемой молитве: не бо в
наложении рук моих, но в посещении богатых Твоих щедрот, дается благодать
достойным Тебе.
§ 10. БЛАГОДАТЬ ПРОИЗВОДИТ В ПОСВЯЩАЕМОМ ДВА ДЕЙСТВИЯ
Всегда немощная врачующи. В Евангелии читаем, что Христос многократно возлагал на человеков
руки. Цель этого действия, более всего употребляемого, двоякая: а) возвратить
немощствующим здравие и крепость телесную, и б) даровать благословение отрокам
к приобретению и развитию душевных способностей. В доказательство первого действия
Евангелие представляет безчисленные примеры; касательно последнего известно из
слов евангелистов Луки (Лк.18) и Матфея (Мф.19), что тогда приведоша к Нему
дети, да руце возложит на них и помолится: и возложь на них руце, отыде оттуду.
Почему и в молитве: Божественная благодать, как всегда немощных врачующая, есть
и оскудевающих восполняющая, так и действительно усовершает всякого, каковой бы
кто не находил ущерб в теле или недостаток в душе, если только он приемлет
благодать с верою. Относя эту благодать особенно к действию настоящего
посвящения, Симеон Солунский (в гл. 169) объясняет таким образом:
«и присоединяет архиерей: всегда немощная
врачующи: ибо мы убоги и весьма немощны, особенно к таковым делам Божиим,
посему и врачевство для нас немощных – в источнике этой Божественной благодати:
она подает силу. И оскудевающая восполняющи, – говорит далее, ибо мы не в себе
обрели возможность и силы к совершению священнодействий, но благодать Божия
укрепляет нас; она подает нам все, что мы имеем; она восполняет и то, чего
недостает в нас».
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ) «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».