«Иерей не должен приносить частиц за инославных»

«Иерей не должен приносить частиц за инославных»

За наших ближних, которые ещё не стали чадами Православной Церкви, можно и нужно молиться келейно, например, во время своего домашнего правила, хорошо подавать за них милостыню, причём достаточно просто мысленно произнести при этом, что мы подаём её за спасение такого-то человека. Бог, видящий сердца, примет нашу милостыню во благо наших ближних.
В церковной записке явных отступников от веры упоминать не надо - Церковь молится только о своих чадах, и такое поминовение будет им в сугубый грех. Об этом говорит преподобный Лев Оптинский:

"Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)".

Почему поминовение на проскомидии бывает в осуждение нераскаянным грешникам, объясняет св. Симеон Солунский:

«Иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11, 29)".

«Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы <…>
Сколько полезно тому, за кого приносится эта жертва, когда он живет достойно христианскому званию, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного Хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом».
(Симеон Солунский. О храме. - И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб., М., 2009. С. 350).

Написать комментарий