Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!

Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!

Будущий Оптинский старец Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, память которого мы нынче отмечаем, родился аккурат в ночь Светлой Христовой Пасхи 9 апреля 1805 года в селе Ключи Воронежской губернии. Он был третьим сыном Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны. Мальчика в святом крещении нарекли Иродионом, в честь апостола Иродиона.

Всего у Никиты Филимоновича и его супруги Евфимии Никифоровныбыло четыре сына. Никита Филимонович был известным в округе портным, часто находился в отъезде, выполняя многочисленные заказы, и поэтому надзор за семейством и домашним хозяйством лежал на Евфимии Никифоровне, женщине достопочтенной и богобоязненной. Родион рос тихим и молчаливым, сосредоточенным и впечатлительным, с явной устремленностью к созерцательности и углубленности в свой внутренний мир. Без сомнения, не без мудрой и благой цели промышлял о нем Господь, воспитывая и приуготовляя будущего духовного наставника монашествующих и мирян.

Следование заповедям Господним уже с младенческих лет стало для Родиона непреложным законом. Вот характерный эпизод из отрочества будущего Оптинского подвижника. Однажды, собирая вместе с матерью ягоды в лесу, мальчик набрел на особенно плодоносное место и стал созывать оказавшихся поблизости своих деревенских сверстников. Мать попыталась воспротивиться этому: „Не зови их, сами здесь будем рвать, а они пускай на другое место идут". Но малолетний сын ее, в искренности и непорочности своего детского сердца, ответил так: „Отчего же? Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды!"...

Мать предрекала своему сыну, еще в семилетнем его возрасте, будущее монашество. Да и сам отрок с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. Первые встречи с иноческой жизнью состоялись у него в тринадцать и семнадцать лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской Лавры.


Жития святых



Написать комментарий