«Ибо возмездие за грех – смерть»
Из трех видов креста я сказал вам
несколько слов об одном, именно о крестах внешних: скорбях, бедах и
лишениях. Теперь скажу что-нибудь о втором виде крестов, крестах
внутренних.
Кресты внутренние встречаются нам во время
борьбы со страстями и похотями. Св. Апостол говорит: «те, которые
Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Распяли?
Стало, был крест, на котором у них распяты сии страсти и похоти. Какой
же это крест? Борьба с ними. Распять страсти, значит обессилить их,
подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз,
обессилит ее; поборет еще несколько, подавит; еще поборет, и совсем
искоренит, с помощью Божией. Как сия борьба трудна, прискорбна и
болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водруженный. У
борющегося со страстями иногда будто руки пригвождаются, терновый венец
на голову надевается, сердце живое пронзается. Так ему бывает тяжело и
больно.
Труду и болезненности нельзя не быть; ибо страсти хоть
суть чужие нам, но, пришедши со вне, так приросли к телу и душе, что
корнями своими проникли во все составы их и силы. Стань вырывать, и
больно. Больно, за то спасительно, и спасительность сия не иначе
достается, как через болезненность. Есть болезнь полип: какое-то чуждое
нам тело зарождается в нашем теле, растет и пускает корни. Не вырежешь,
не исцелеешь, а стань вырезать, больно. Пусть больно, но сия боль
здоровье возвращает. А оставь, не вырезай, – тоже будет больно, только
боль сия не к здоровью, а к усилению болезни, может быть, даже к смерти.
Вот и сибирскую болезнь как лечат? Вырежут прыщ и прижгут то место, и
еще ядовитым чем намажут и натрут. Больно за то целительно. А оставь
так, боль будет болью, да еще смерти не миновать. Так и борьба со
страстями, или искоренение их – болезненны, зато спасительны. А оставь
страсти, не искореняй; они тоже будут причинять тяготу, болезненность,
страдание, но не на спасение, а на пагубу и смерть духовную: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).
Святитель Феофан Затворник