Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/rusfront/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/rusfront/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/rusfront/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 72 О письмах преподобного Макария Оптинского » Русь-Фронт - Православный информационный вестник
Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

(24-10-2016, 00:04)

О письмах преподобного Макария Оптинского

О письмах преподобного Макария ОптинскогоВеликое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим. Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие — это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно». 
 
Ныне прославленный Святою Церковью преподобный старец иеросхимонах Амвросий радовался появлению в печати писем старца Макария и писал в одном из своих посланий: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатания драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать, кажется, и множайших письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично не высказывал, щадя немощь нашу, в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто и не обинуясь».
 
Письма батюшки Макария — всегда воистину живой отклик на живую жизнь, отклик, одеянный в мудрование Христово. Знание святых Отцов настолько глубоко у смиренного старца, что ссылки на них даются им в любом письме и по любому поводу, даже с указанием страницы. Ссылаясь на опыт преподобных Исаака Сирина и Петра Дамаскина, старец пишет своей духовной дочери, живущей в миру и имеющей семью: «Чтобы не смущаться, а смиряться: при исправлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину, а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оных нет, то самыми нашими поползновениями приобретаем смирение и невольно, видя свою немощь и нищету».
 
Далее старец предупреждает от опасности высокоумия и мнения о себе. Так образует он духовного воина и в душе живущего в миру. Еще более найдем мы смиренномудрых размышлений и указаний блаженного батюшки Макария в его письмах к монашествующим. Именно оттуда нам показалось необходимым взять слова для нашего эпиграфа к главе о старчестве Оптиной пустыни. Письма старца иеросхимонаха Макария к монашествующим — подлинное руководство к духовной жизни, книга, исполненная драгоценных советов и указаний. Письма батюшки как правило неспешны, объемны, содержат изложение советов и событий, написаны прекрасным звучным языком; некоторые из них — подлинные законченные произведения.
 
Вчитываясь в строки писем старца Макария, понимая шаг за шагом его неспешное руководство, восстанавливаешь во всех деталях внутреннюю жизнь, тяготы и радости его духовных детей, ведущих свою нелегкую борозду познания духовной жизни. Для полного понимания достоинств писем этого великого оптинского старца необходимо полностью погрузиться в тот неспешный и нелегкий труд руководства, который старец печатлеет на страницах писем. Можно систематизировать вопросы и предметы духовные, которые старец открывает в своих строках, но для этого требуется специальное исследование, и оно, несомненно, явится в ближайшем будущем. Мы же сможем коснуться здесь только отдельных строк, не задаваясь целью систематизировать написанное преподобным батюшкой Макарием.
 
Первое, что останавливает внимание, это его старческое учение о любви. «Любовь без смирения не может быть прочна и тверда, — пишет старец двум своим близким духовным сестрам, живущим в монастыре. — Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каждая в свою очередь ни от чего другого, как от самолюбия; а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось». «Не смущайтеся и о том, — пишет он в своих письмах дальше, — что подвижутся в вас страсти: надобно, чтобы была работа и труд; покой рано иметь, он еще не приобретен; все, что скоро и без труда приобретается, непрочно бывает».
 
В дальнейших письмах на вопрос одной из сестер, позволительно ли иметь утешение при размышлении о Боге, Его вездесущии и подобном, старец назидает: «Все то, что приводит нас к любви Божией и смирению, позволительно, но надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту, а паче при страстном нашем устроении». Далее старец напоминает повесть о преподобном Пимене Великом, когда тот молчал в ответ на вопрошание ученика о высоких мерах и начал говорить только тогда, когда был вопрошен о немощах и борениях. Впрочем, на всем пространстве писем к означенным сестрам, старец нередко говорит об утешительных событиях монастырской жизни, посылает приветы к великим церковным праздникам и желает сестрам спасения. «О, да воскресит Он и наши души, умерщвленные грехом, — восклицает старец в день воскрешения Лазаря, — и сподобит внити в Горний Иерусалим».
 
Впрочем, строгие строки (как бы во исполнение слов батюшки Амвросия) встречаются и в письмах к этим преданным ему духовным детям. «Мне <...> больно было видеть гнилое ваше устроение и очень сожалел о вас; сколько ни старался уговаривать и умиротворять вас, но ничтоже успел, а вам слова мои казались неприятными». Но и опять при возрастающих скорбях и болезнях батюшка Макарий с духовной, по существу материнской, любовью вздыхает. «Не унывайте, о чада, но будьте тверды и непреложны в подвиге вашего терпения, веруйте, что Господь, попустивший тако быти, на лучшее произведет».
 
И в наши дни скорбящему и читающему эти строки отрадно и крепко бывает на сердце от любовных и опытных слов смиренномудрого старца. Вечная память и непрестающее радование о Господе блаженным старцам, от жизни и опыта своего напаяющим нас словом жизни!
 
В письмах старца Макария к прочим монашествующим удается прочитать всю цепь жизненных событий, становление духовного человека, особенности каждой отдельной души в постижении пути духовного. В тех случаях, когда искушения достигают крайней степени и состояние духовного здоровья вызывает тревогу, старец, не жалея себя, пишет большие письма, приводя убедительные доводы, ссылаясь на свидетельства святых Отцов и даже приводя отдельные выписки из их сочинений. И душа оживает, берется за жезл спасения, смиряется, подвизается до тех пор, пока опять обретает существенную нужду в помощи милостивого и смиренномудрого старца.
 
Старец вел к Богу юные души и не уставал поддерживать таковые в трудные минуты их борений. «Я нимало не удивляюсь, по духу дщи моя, — пишет старец молодой послушнице, недавно поступившей в монастырь, — твоей скуке: как всякому из нас, так и тебе должно пройти огнь искушений к утверждению в нас веры, надежды и любви к Богу». «Пишешь ты о своем смущении и страхе: они происходят от малодушия», — поучает старец эту свою дщерь в следующих письмах, а еще ниже утешает: «Возмогай о Господе, юная В.! Он призвал тебя на служение Себе».
 
В трудные минуты, когда восстают у послушника помыслы на самого старца, последний ничем не смущается и поддерживает душу: «Какая ты малодушная! — восклицает старец в письме 191-м. — Огорчилась крепко о том, что стужали тебе на меня хульные помыслы». «Ты нимало в этом невиновна, — продолжает старец далее, — будь спокойна; и ежели ты в чем и согласилась, то и о том не беспокойся. Я тебя прощаю». Таковы рассуждение и духовная любовь старца!
 
«Юная подвижница, — опять поддерживает свою духовную дочь батюшка Макарий, — не унывай, когда бывают тебе какие потрясения». Старец как бы знаменует путь этой юной души, когда ниже пишет: «Вижу из письма твоего, что ты получаешь утешения и скорби попеременно, а это и значит, что ты стоишь на истинном пути спасительном. От обоих случаев извлекай пользу». Таково непАдательное учение старцев; таково и учение тишайшего батюшки старца Макария. От строк его писем многие и многие еще извлекут себе подлинное питание, стояние в вере и духовном пути, который, по слову старца Макария, есть воистину путь Христов.
 
Источник: Монахиня Игнатия (Пузик, Петровская). Старчество на Руси 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Мария Шукшина: «Все признаки Апокалипсиса налицо»«Я буду говорить о том, что знаю, чему являюсь непосредственным свидетелем и участником. У нас отняли культуру, нам насадили безнравственность, пошлость, привили безвкусицу, сделали нас безграмотными, растоптали в грязи национальное достояние. Нам подменили героев на каких-то бесталанных, безголосых, бесполых. Пытаются сейчас отнять нашу историю, добрались и до имени», - говорится в выступлении актрисы Марии Васильевны Шукшиной...

Госдума снюхалась со снюсовой мафией?Правовое управление Государственной Думы дало отрицательное заключение на законопроект о запрете продажи сосательных и жевательных никотиносодержащих смесей. Таким образом, нижняя палата парламента не примет документ, пишут «Известия». Вместо этого «Единая Россия» готовит новые поправки о запрете только смесей, используемых в пищу. В других фракциях законодательного органа относятся к этому крайне отрицательно, настаивая на исключении всех товаров. 

Вместо паспорта будет мобильное приложение. А что потребуют взамен?Минэкономразвития предложило москвичам заменить паспорт приложением на телефоне. Предполагается, что «Мобильный идентификатор» получится использовать при обращении в полицию, налоговую, покупке билетов на самолёты и поезда внутри страны, а также при получении других «государственных, муниципальных и иных услуг». Провести тестирование системы власти столицы собираются с 1 июля 2020-го по 31 декабря 2021 года. Чтобы стать пользователями «идентификатора»...

40 тысяч рублей за отказ от теста на COVID и другие «новшества»«Масочно-перчаточный режим», «социальную дистанцию», штрафы «за нарушение режима» дополняют интересными «нововведениями». Как всегда, исключительно для блага граждан, фактически находящихся под домашним арестом, которому для маскировки придумали название «самоизоляция». Теперь за отказ пройти тестирование «при подозрении на коронавирус» человеку грозит штраф до 40 тысяч рублей. В правовом лексиконе появляется новый термин: «бездействие граждан при коронавирусе».

Календарь

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Май 2020 (122)
Апрель 2020 (149)
Март 2020 (143)
Февраль 2020 (74)
Январь 2020 (107)
Декабрь 2019 (133)
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!

Важные события

Слово на преславное Вознесение на небеса Господа нашего Иисуса ХристаПразднуем, дорогие братия и сестры, преславное Вознесение на небо с пречистою Своею плотию Господа Иисуса Христа, Жизнодавца. Сорок дней по воскресении Своем Господь пребывал на земле, являясь ученикам Своим и всем верным и уверяя их словом и делом о Своем воскресении, и имеющем быть сопребывании с ними на земле до скончания века, уча их о царствии Божием и будущем славном Своем пришествии на землю. — Вспомним же ныне главнейшия Его благодеяния роду человеческому и особенно нам христианам, чтобы возлюбить Его всем сердцем, благоговейно поклоняться Ему и следовать по стопам Его.

Чипирование биообъектов по плану СобянинаГлобальный альянс ID2020 совместно с глобальным альянсом вакцин Gavi (оба альянса с участием Фонда Билла и Мелинды Гейтс) запускают программу по обеспечению жителей планеты к 2030 году универсальным цифровым удостоверением личности совместно с вакцинацией. В то же время на официальном сайте мэра Москвы развёрнут «План развития Москвы 2030/Умный город будущего». В релизе говорится: «"Умный город - 2030” определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в Москве до 2030 года». Наибольший интерес представляют ключевые моменты, связанные с основными направлениями развития «Умного города».

Новый удар по правам и свободам граждан: Люди станут полностью «прозрачными» и управляемыми21 мая 2020 года Государственная Дума приняла в 3-м чтении очередной антиконституционный и антинародный (ниже это будет показано подробно) законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». По сути, создаётся единая база данных на всех граждан России «от мала до велика». Оператором новой системы будет Федеральная налоговая служба. В базу войдут сведения о гражданах, содержащиеся практически во всех государственных и муниципальных информационных ресурсах органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами - от ФИО до семейного положения и состояния здоровья. 

© Русь-Фронт
Православие в России