Важность и ненарушимость обета девства

Важность и ненарушимость обета девства

ВАЖНОСТЬ И НЕНАРУШИМОСТЬ ОБЕТА ДЕВСТВА.

«Хочешь ли видеть,- говорит Св. Златоуст, как важно девство? Христос, когда пришел на землю, не принуждал к нему никого; ибо когда настоятельно требовал исполнения прочих добродетелей, девства не требовал, предоставляя венец тому, кто сохранит оное добровольно. По смыслу слов Его, подвизающийся в воздержании, хранит оное. Суть бо скопцы, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже неказиша сами себе Царствия ради небесного; (Мф. XIX, 12) не отсечением телесных членов, но отложением необузданных похотей: могий вместити да вместит. И Апостол, когда перечисляет все добродетели, сознавая неудобоисполнимость девства, говорит: «о девах повеления Господня не имам, совет жe даю» (1 Кор. VII, 25)[1]. И как высоко подвижники благочестия почитали девство, и как строго исполняли его! Некоторые из любви и уважения к девству лучше соглашались потерять все, - даже самую жизнь, чем лишиться сего драгоценнейшего цвета в вертограде Церкви. Так поступила святая Евфрасия. Уже Максимиан, великий гонитель христианства, наскучил подписывать смертные приговоры поборникам Евангельской веры: ибо, истощив на них все ужасы мучений, не мог поколебать христианской твердости. Тиран умыслил другой род казни. Девицу Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы принесла жертву богам ее отечества; но как все усилия были тщетны, то она была отдана дерзновеннейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем Богу, Хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному жениху сказала: «как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: я волшебница; знаю силу всех трав, всех растений. Ты как, воин всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую тайну: у меня есть на примете трава, которую, имея при себе, ты будешь невредим противу стрел и копий,- но та же волшебная наука открыла мне, что сия трава имеет действие только тогда, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию, идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостию: «вот тебе лучшее от меня приданое».- «Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» - спрашивает ее воин. - «Опытом над моею головою, если тебе будет угодно»,- отвечает Евфрасия, и вдруг, обнажив выю, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: «взмахни как можно сильнее меч твой и ударь меня; ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и глава Евфрасии отлетела от выи. Мученица пала бездыханна. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами; а целомудренная девица отошла к Жениху Небесному[2]. Из многих примеров, подобных сему, приведем еще один пример. Так св. Евфимия, дщерь благородного и богатого человека, именем Филофрона, за исповедание Христовой веры представлена была судилищу в числе четыредесяти девяти других христиан, которые мученическою смертию кончили жизнь свою. Но святая Евфимия, как юная и прекрасная девица, казалась драгоценнейшего добычею для мучителя: "посему, отдалив ее от прочих страдальцев, тиран употреблял всевозможныя средства, чтобы уговорить ее к нечестию: ласками, обещаниями, уловлял он сердце девическое; но все было безуспешно! В нежном теле мучитель узрел мужественнейшую душу, на все ужасы готовую. Тогда любовь его переменилась на ярость. Приск (так именовался мучитель) приказал уготовить орудия казни: но серпоусеянное колесо остановляла десница Всемогущего; раскаленную пещь окропили Ангелы росою прохладною; змии и все ядовитые гады не имели для нее смертоносных жал; лютые звери претворялись в кротких агнцев. Только один зверь сделал легкую рану на ноге ее; изтекла кровь; услышан глас с небеси, призывающий ее к Жениху Небесному, и мгновенно святая душа оставила чистое тело[3]. «О чистота, восклицает св. Ефрем Сирин, стяжание доброе, непохищаемое зверьми и несгорающее в огне!»[4] Важность обета девства может быть видна также и из того, что девство по своей высшей цели способствует к достижению высшего нравственного совершенства, и, являя совершенным истинного последователя Христова, представляет истинное украшение Церкви и образует лучших ее слуг. «Иисус Христос говоря, что у Отца Его есть много обителей, говорит св. Киприан, этим указывает на лучшие обители Своего дома : «вы ( девственники ) ищете сих лучших обителей, отсекая плотские вожделения, и получаете на небесах награду большей благодати. Хотя все достигающие св. Крещением Божественного звания и наследия совлекаются в оном ветхого человека благодатию спасительныя бани, и обновленные Святым Духом, снова раждаясь, очищаются от прежних скверн; однако ваше паки-бытие более свято и истинно: ибо вы не имеете никаких плотских и телесных желаний. В вас к славе Божией осталась одна добродетедь, один дух»[5]. «Как мирские вельможи, говорит другой учитель Церкви, поручают слугам различные должности: иных отсылают в деревни для возделывания земель и распространения своего рода; а детей их, если найдут их хорошими, и особенно красивыми, переводят в собственные домы для служений себе. Так и Господь, вступивших в честный брак поставляет в стране мира; а лучших детей их (девственников), которыя удостоились особенно счастливого предызбрания, поставляет на служение Себе. Они свободны от всех мирских упражнений: поелику удостоились Господней трапезы»[6]. «Нет подвига более девства, говорит Феогност; ведущему безбрачную жизнь удивляются самые Ангелы: потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностию подражать невещественности Ангелов! И подлинно, сколь велика и возвышенна сия добродетель, что почти кажется невозможною, как превышающая природу, если Господь свыше не поможет!»[7] «Чем, от Ангелов отличаются искренние оные любители девства, Илия, Елисей, Иоанн? Ничем, кроме только того что они облечены смертною природою. Видишь ли Ангелов земных? видишь ли силу девства?»[8] «Выше природы ставший, говорит св. Лествичник, малым чем, или если позволено сказать, ничем не умален есть от Ангел. Сиe и не удивительно, когда безтелесный сражается с безтелесным: но сие, сие поистинне за великое чудо почесть должно, что человек будучи обложен сим против духа воюющим телом, побеждает однако безплотных супостатов, демонов. И справедливо некоторые из Отцев называют сию добродетель совершенною святостью»[9]. Это печать совершенства[10], цвет в вертограде Церкви[11], свеченосец святой Церкви[12], краса и прославление благодати, образ Божий, сообразный святыне Господа[13], приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу[14], славнейшая часть стада Христова[15]. Господь говорит: сынове века сего женятся и посягают: а сподобишиися века она улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове Божии, воскресения сынове суще. (Лк. XX, 34-36) «Вы (девственницы) уже начали быть тем, говорит св. Киприан, чем мы будем: вы уже имеете в сем веке славу воскресения: вы шествуете путем века сего, не заражаясь его сквернами, пребывая в чистоте, вы равняетесь Ангелам Божиим; надобно только, чтобы девство было постоянное и неврежденное, надобно безпрерывно пребывать в оном с тем мужеством, с каким вы начали хранить оное. И о чем мы должны прилежнее рассуждать, продолжает тот же учитель Церкви, как не о том, что тела наши, очищенныя от всякой скверны банею пакибытия, суть храм Божий; что не должно растлевать или осквернять сего храма; поелику растлевающий его и сам будет растлен? Мы чтители и первосвященники сих храмов: будем служить Тому, Кому уже принадлежим. Павел, в своих посланиях, напутствуя вас на поприще жизни Божественныма наставлениями, говорит: несте свои: куплени бо есте ценою: прославите убо Бога в телесах ваших. Итак прославим Бога, и будем носить Его в чистом и нескверном теле нашем, прославим Его святым благоговением; и как искупленные кровию Христа, Господа нашего, будем повиноваться власти Искупителя со всею покорностию верных слуг; потщимся в храм Божий не вносить ничего скверного и мирского, дабы, он быв оскорблен, не лишил нас своего присутствия. Господь, Спаситель наш, и Учитель и Наставник говорит: се здрав ecu и ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. V, 14)[16]. "Нет ничего хуже, говорит св. Ефрем, если лице монашествующее нарушает девство"[17].

________________________________________

1. Св. Златоуст. Слово о посте и милостыни.

2. Память ее 19 января. Училище Благоч.

3. Училище Благоч.

4. Тв. Ефрема Сирина.

5. Св. Киприан слово об oдeжде девстениц. Хр. Чт.

6. Св. Афанасий Александрийский. Жизнь и деяния св. Синклитикии. Хр. Чт.

7. Препод. Феогноста главы о деятельности, созерцании и священстве.

8. Златоуст. Книга о девсте.

9. Св. Лествичник.

10. Св. Антоний Великий. Слово о девстве.

11. Св. Киприан. Слово об одежде девств. Хр. Чт.

12. Св. Амфилохия Еп. Иконийского слово на Сретение Господне. Хр. Чт.

13. Св. Киприан. Там же.

14. Св. Антоний. Там же.

15. Св. Киприан. Там же. Но чтобы не возгордиться ведушим безбрачную жизнь пред брачными, слыша такия похвалы от св. мужей девству, то Святые Отцы предостерегают их от сего своими мудрыми советами,не унижая ни того, ни другого состояния. «Ведущий девственную жизнь, говорит св. Кирилл Иерусалимский, не возгордись пред теми, кои вступили в брак; ибо честна женитва во всех, и ложе не скверно (Евр. XIII, 4), как говорит Апостол. И ты сохраняющий невинность, не отбрачных ли poждeн? Не презирай серебра потому, что ты золото» (Св. Кирилла Иерус. оглаш. 4-е.) «Многие из великих людей, говорит другой Учитель Церкви, прославляют девство. И в самом деле оно достойно похвалы. Девство - свойственник Ангелам, со6еседник горних сил, подражатель существам безтелесным, свещеносец святыя Церкви; оно побеждает мир, попирает страсти, укрощает пожелания, не приобщается Еве! оно непричастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: Умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя, в 6олезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет. (Быт. III, 16) Итак по истине славно девство, как стяжание непорабощаемое, как растение неувядающее, как свобода жизни, как украшение подвижников; оно выше обыкновенного человеческого состояния, не стесняется узами необходимых забот, и вместе с Женихом Христом входит в чертог небесного Царствия. Таковы и подобны сим титулы девства. Однако и брак честен (Евр. XIII, 4), превосходит всякой земной дар, как плодовитое дерево,как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделиватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать се аз и дети, яже ми даде Бог. (Ис. VII, 18). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Но говоря это мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Поелику Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одно другому; ибо и в девстве и в браке может быть соблюдено благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно и брак не честен. Св. Амфилохия Еп. Иконийского слово на Cpетeниe Господне. Хр. Чт. Святые Отцы предостерегают и брачных от упреков безбрачных. Все сии упреки св. Григорий Богослов поместил в одном разговоре, писанном стихами, между плотскою и духовною жизнию, rде под плотскою он разумеeт жизнь брачную. Итак жизнь плотская (брачная) вопрошает духовную: Да прошу сказать, каким бы образом мог существовать род человеческий, если бы не было брака, уставленного природою и одобряемого законом? Духовная отвечает: Правда, закон одобряет брак; но теперь можно быть от него уволену, если кто быстрыми шагами стремится в другую, лучшую внешней, страну, в которой не существует никакого порока и в каких брачных связей от чего же так недавно вошла в употребление безбрачная жизнь, вопрошает еще плотская жизнь? «Она и прежде была в употреблении, отвечает духовная, только скрытно: но с того времени, как Дева учинилась Божиею Матерью, уже открытым образом стали провождать ее. Ибо с тех пор Ветхий закон уступил место Новому; царство буквы прошло и настало царство духа». «Но без помощи брака, наконец вопрошает плотская жизнь, мог ли 6ы произойти на свет самый благочестивый девственник?» «Ты смешною мне кажешься, говорит духовная, желая доказать, что брак производит на свет благочестивых мужей. Люди становятся добрыми или злыми в последствии времени; а похоть плотскую производит никто иной, как сеятель злых плевел. И тот был бы достоин осмеяния, кто стал бы хвалиться своими грехами, как будто они содействуют намерениям Верховного Существа. Тв. Григория Назианзина. Подобным образом и другие Отцы Церкви отвечают на сей вопрос: для чего введен брак, и мог ли бы без него распространяться род человеческий? Блаж. Августин говорит, что прежде брак был необходим для распространения народа Божия, из которого должен произойти Христос. Но теперь, когда сказано: могий вместити, да вместит, в брак должны вступать только те, которые не могут воздерживаться. Подобным образом говорит и Златоуст в книге о девстве.

16. Св. Киприаи слово об одежде девственниц. Там же.

17. Тв. Ефрема Сирина.

_____________________________________________


Текст печатается по изданию: «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании», М., 1845. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры, 1-го мая 1845 года


Написать комментарий