Чудеса великомученика Димитрия

Чудеса великомученика Димитрия

Димитрий Солунский († ок. 306) – покровитель греческого города Салоники. Греки именуют великомученика Мироточцем, т. к. его мощи источали миро. В древних византийских текстах он часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес святого Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси он особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установилась традиция поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Димитрия Солунского. Позже обычай распространился на всех усопших православных, и этот день недели стал называться Димитриевской родительской субботой.
По преданию, святой великомученик Димитрий был знатным жителем Фессалоники (древнерусское название города — Солунь) и проконсулом. За проповедь христианства в городе и округе он был казнен при императоре Максимиане (293-311 гг.).
На предполагаемом месте мученической кончины святого в Фессалониках в IV веке была основана базилика в честь святого.
В Собрании чудес Димитрия Солунского, составленном архиепископом Фессалоникийским Иоанном в 610-620 гг., содержатся важные сведения о гробнице и мощах святого. В то время было распространено мнение, что мощи святого Димитрия находились в земле под киворием. Из кивория, который почитался как «дом» великомученика, раздавался его голос, туда шли, чтобы обратиться к святому за помощью.
В тексте «О востребовании мощей мученика» тот же архиепископ Иоанн рассказывает о таком случае. Император Маврикий потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и грозным голосом Димитрия Солунского, запретившего им делать это. Императору была отправлена благоухающая пыль с того места.
В средневизантийский период представление о мощах Димитрия Солунского несколько изменилось: считалось, что тело святого покоится в гробнице, помещенной внутри кивория. Древние авторы Иоанн Ставракий и Константин Акрополитупоминают кенотаф (надгробный памятник) и находящийся непосредственно под ним в земле саркофаг с мощами великомученика.
В X-XI веках в сочинениях Иоанна Камениаты (904), Иоанна Скилицы (1040), Анны Комнины (1081) и ряда других появились сведения о мироточении в базилике Димитрия Солунского. Древнейшим бесспорным известием о мире от мощей святого является Житие преподобного Фантина, написанное в начале ХI в. Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах – ампулах, напоминающих по форме раннехристианские евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI-XII вв. и имеют изображение Димитрия Солунского с одной стороны, Богородицы, прп. Феодоры Солунской, мч. Нестора или вмч. Георгия с другой. Воины натирали тело этим священным миром перед битвой. Также в ту эпоху широкое распространение получили иконы с небольшим сосудом для мира.
Никита Хониат свидетельствует о бесчинствах, которые творили в храме захватившие Фессалонику норманны в начале XII века: они набирали миро в кастрюли, жарили на нем мясо и рыбу, натирали обувь и прочее.
С начала XIV века, по свидетельствам византийских авторов Никифора Григора, Исидора Глава, Симеона, архиеп. Фессалоникийского характер мироточения изменился: вместо елея начала проистекать вода. Профессор Х. Бакирдзис связывает это изменение с перенесением части мощей (в том чесле и честной главы) святого в аббатство итальянского городка Сан-Лоренцо-ин-Кампо близ Сассоферрато. Когда точно произошло это событие, неизвестно.
Мироистечение прекратилось с превращением базилики в мечеть в 1493 г. Православные сохранили за собой право поклоняться кенотафу Димитрия Солунского, сделанному из мрамора в поствизантийский период и установленному в северо-западном углу базилики.
В 1978 г. из Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Фессалоники была возвращена честная глава святого, а в 1980 г. – остальная часть мощей. Эти святыни были помещены в базилике Димитрия Солунского в греческом городе Салоники.
В крипте храма с раннехристианских времен существовал источник святой воды, действующий и в наши дни.
О помощи по молитвам святого сохранилось бесчисленное количество преданий.
Так, одно из них повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю Грецию. Очевидец событий, архиепископ Иоанн, подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Димитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать. Те же, кто остались дома, умерли. Это событие произошло в июле 586 года…
Епископ Киприан, который отправился из Африки в Константинополь, у берегов Эллады был схвачен славянами в плен и попал в рабство. Однажды перед ним предстал некий юноша в военной одежде и сказал, что его имя - Димитрий и его дом в Фессалонике. Он велел Киприану следовать за ним, но хранить по дороге молчание и не обращаться к нему. Через 8 дней Киприан достиг Фессалоник и его провожатый исчез. Епископ искал в городе дом воина Димитрия, чтобы поблагодарить его. Зайдя помолится в храм Димитрия Солунского, он узнал своего спутника на иконе и рассказал обо всем архиепископу города. По возвращении в Африку Киприан воздвиг на родине храм во имя святого. В этом храме многие исцелялись от укуса скорпионов, помазавшись маслом от лампады перед иконой великомученика.
О почитании Димитрия Солунского славянами было известно еще до принятия ими христианства, в период расселения на Дунае, прежде всего в Сирмии (Среме). Святой был одним из небесных покровителей созданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе которой стал славянский первоучитель равноапостольный Мефодий (869-885), также уроженец Фессалоники. С принятием христианства в конце X века Димитрий Солунский стал почитаемым святым на Руси.
В малоизученной рукописи 17 века содержится "Сказание о чудеси великомученика Христова Димитрия Селунскаго Мироточца, иже есть на Славкове улицы". Чудо случилось 14 января и 29 января 1627 г. в Новгороде на Торговой стороне на Славковой улице: ночью возле купола храма святого Димитрия Солунского стал раздаваться гулкий звон и повсюду разносились звуки многоголосого хора. Это происходило не только ночью, но и утром, до полудня, так что многие могли это слышать. Новгородцы, утверждает автор сказания, толпами стекались к храму. Наместник города князь И. И. Одоевский, его помощники и церковнослужители — никто не мог разгадать тайну: пение слышно, а певчих нигде не видать; некоторым даже казалось, что чудный звон доносится не то из-под купола, не то от креста. Лишь к полудню все стихло. "Чудо" повторилось 29 января того же года. На этот раз священники храма вместе с толпой отправились в храм святой Софии, чтобы сообщить митрополиту Киприану о случившемся. Митрополит, конечно, принял меры: прочитал поучение пастве, велел отслужить обедню в Димитриевском храме, а сам организовал крестный ход к иконе Знамения Пресвятой Богородицы, находившейся в Знаменской церкви. И только после этого звон прекратился, пение стихло. Киприан послал грамоту обо всем случившемся патриарху Филарету и только после благожелательного ответа последнего велел учредить в Новгороде ежегодное празднование святому Димитрию Солунскому в четвертую неделю Великого поста.
Мироточение от мощей великомученика в настоящее время прекратилось, но раку в храме в честь великого святого в греческом городе Салоники открывают раз в год, 8 ноября, после вечерни, и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Написать комментарий