Житие преподобного Нестора Летописца, Печерского

Житие преподобного Нестора Летописца, Печерского

Вся­кое со­бы­тие, ес­ли бы не бы­ло за­креп­лено пи­са­ни­ем, за­бы­лось бы и утра­ти­лось для зна­ния. Так, ес­ли бы Мо­и­сей, на­учен­ный Бо­гом, не оста­вил нам в сво­их кни­гах из­ве­стий о са­мом на­ча­ле и пер­вом стро­е­нии ми­ра, а так­же о ро­до­на­чаль­ни­ке на­шем Ада­ме, то все сие про­дол­жи­тель­ность вре­ме­ни по­кры­ла бы, как тьмою, и при­ве­ла бы в за­бве­ние. Но Бог, со­хра­ня­ю­щий в лю­дях па­мять о сво­их чу­де­сах, в ка­кое за­хо­чет вре­мя, воз­дви­га­ет опи­са­те­лей, дабы по­сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния, про­чи­тав на­чер­тан­ное ими, мог­ли сим вос­поль­зо­вать­ся. По­доб­ным об­ра­зом Гос­подь явил и в на­шей, Рус­ской зем­ле, в свя­том Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, прис­но­па­мят­но­го пи­са­те­ля, пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Несто­ра, ко­то­рый про­све­тил очи на­ши, из­ло­жив по­лез­ное для нас, и тем вы­звал у нас бла­го­да­ре­ние Бо­гу. Он на­пи­сал нам о на­ча­ле и пер­вом устро­е­нии на­ше­го рус­ско­го ми­ра, не толь­ко внеш­не­го, но и осо­бен­но внут­рен­не­го, ду­хов­но­го, – то есть об ос­но­ва­нии и бла­го­устрой­стве на Ру­си ино­че­ско­го жи­тия, на­саж­ден­но­го, как в раю, в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, а рав­но о ду­хов­ном ро­до­на­чаль­ни­ке на­шем, пре­по­доб­ном Ан­то­ние, и о дру­гих по­сле­до­вав­ших ему и по­рож­ден­ных его ду­хом пе­чер­ских свя­тых. Од­ним из них был до­сто­хваль­ный сей пи­са­тель, ко­то­рый со­вер­шен­ней­шие жи­тия их за­пи­сал не толь­ко тро­стию на хар­тии, но и по­доб­ны­ми же по­движ­ни­че­ски­ми де­я­ни­я­ми на непо­роч­ной ду­ше сво­ей. Этим тру­дом он и са­мо­го се­бя впи­сал в кни­ги жи­во­та веч­но­го, так что и сам он до­сто­ин слы­шать о се­бе: «ра­дуй­тесь то­му, что име­на ва­ши на­пи­са­ны на небе­сах» (Лк.10:20).

В то вре­мя, ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­свя­тил се­бя без­мол­вию в пе­ще­ре, а бла­жен­ный Фе­о­до­сий стро­ил мо­на­стырь, при­шел к ним, же­лая при­нять свя­той ино­че­ский об­раз, сей бла­жен­ный отец наш Нестор, имев­ший то­гда толь­ко сем­на­дцать лет от рож­де­ния. Еще не бу­дучи ино­ком, он об­на­ру­жил на­вык во всех ино­че­ских доб­ро­де­те­лях, как-то: в за­бот­ли­во­сти о чи­сто­те те­лес­ной и ду­шев­ной, в доб­ро­воль­ной ни­ще­те, глу­бо­ком сми­ре­нии, бес­пре­ко­слов­ном по­слу­ша­нии, стро­гом пост­ни­че­стве, непре­стан­ной мо­лит­ве, неусып­ном бодр­ство­ва­нии и в дру­гих рав­но­ан­гель­ских по­дви­гах, в ко­их он был усерд­ным под­ра­жа­те­лем жиз­ни пер­вых свя­тых Пе­чер­ских – Ан­то­ния и Фе­о­до­сия. От сей свя­той дво­и­цы он при­ни­мал в сво­ей цве­ту­щей кра­со­тою юно­сти вся­кую за­по­ведь с та­кою же лю­бо­вью, как мла­де­нец – мо­ло­ко от сос­цов и как жаж­ду­щий олень – во­ду из двух ис­точ­ни­ков, те­ку­щих сре­ди гор, в пе­ще­рах. И дей­стви­тель­но, сво­и­ми пи­са­ни­я­ми он об­на­ру­жи­ва­ет, ка­кую ве­ли­кую лю­бовь пи­тал он к сим пре­по­доб­ным ос­но­ва­те­лям мо­на­сты­ря – лю­бовь, яв­ля­е­мую «не сло­вом или язы­ком, но де­лом и ис­ти­ною» (1Ин.3:18). Ви­дя си­я­ю­щие доб­рые де­ла сих двух ве­ли­ких све­тил рос­сий­ско­го неба, он усерд­но про­слав­лял Бо­га «в те­ле сво­ем и в ду­ше сво­ей» (ср. 1Кор.6:20). По­сле чест­ной пред Гос­по­дом смер­ти пре­по­доб­ных от­цов, Ан­то­ния и Фе­о­до­сия, бла­жен­ный отец наш Нестор и сам умер для ми­ра не толь­ко мир­ски­ми де­ла­ми, – что он сде­лал еще рань­ше, не пре­бы­вая в ис­ку­се, – но и мир­ским об­ра­зом, при­няв свя­той Ан­гель­ский об­раз ино­ка от пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, игу­ме­на Пе­чер­ско­го. По­том им же был он воз­ве­ден и в сан диа­ко­на. То­гда, ви­дя на се­бе дво­я­кий Ан­гель­ский сан, ино­че­ский и диа­кон­ский, он со дня на день уве­ли­чи­вал свои доб­ро­де­те­ли, умерщ­вляя все плот­ские стра­сти и со­блю­дая вся­кую ис­ти­ну, чтобы со­вер­шен­но осво­бо­дить­ся от вла­сти пло­ти и стать вполне ду­хов­ным, а рав­но ис­тин­ным ра­бом и по­клон­ни­ком Бо­га. Ибо он хо­ро­шо знал, что ска­зал Сам Гос­подь: «Бог есть дух, и по­кло­ня­ю­щи­е­ся Ему долж­ны по­кло­нять­ся в ду­хе и ис­тине» (Ин.4:24). И под­лин­но: чем по­беж­дал ду­ха лу­ка­во­го, чуж­до­го вся­кой ис­ти­ны, Нестор до­ста­точ­но яс­но по­ка­зы­ва­ет в сво­ем пи­са­нии: он об­на­ру­жи­ва­ет вез­де ве­ли­чай­шее сми­ре­ние и по­сто­ян­но уни­жа­ет се­бя, на­зы­вая се­бя «недо­стой­ным, гру­бым, невеж­дою и ис­пол­нен­ным мно­же­ства гре­хов».

Ко­гда же по вну­ше­нию Бо­жию бра­тия ре­ши­ли на со­ве­те – вы­ко­пать чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия и пе­ре­не­сти их из пе­ще­ры в свя­тую, Бо­гом со­здан­ную, Пе­чер­скую цер­ковь, пер­вый при­нял на се­бя сие по­слу­ша­ние бла­жен­ный Нестор. Ко­пая зем­лю с ве­ли­кою ве­рою и мо­лит­вою, он тру­дил­ся всю ночь и ис­ко­пал для свя­то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря мно­го­цен­ный би­сер, – мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Он вы­нес их из пе­ще­ры и был оче­вид­цем ве­ли­ких со­вер­шав­ших­ся при сем чу­дес, о чем сам сви­де­тель­ство­вал.

И про­жил он мно­го лет, тру­дясь над со­став­ле­ни­ем ле­то­пи­са­ния. Па­мя­туя о ле­тах веч­но­сти, он бла­го­уго­ждал Твор­цу лет, к Ко­е­му пе­ре­шел в веч­ность по­сле сво­ей вре­мен­ной жиз­ни. Он по­ло­жен в пе­ще­ре, где и до­ныне по­чи­ва­ет его нетлен­ное чест­ное те­ло, ис­то­чая чу­до­тво­ре­ния и тем сви­де­тель­ствуя, что пре­по­доб­ный сей со­ста­ви­тель жи­тий свя­тых и ле­то­пи­си при­об­рел для се­бя нетлен­ное жи­ли­ще на небе и удо­сто­ил­ся нетлен­но­го вен­ца в цар­стве Бо­жи­ем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го се­го пи­са­те­ля да спо­до­бим­ся и мы быть впи­сан­ны­ми в кни­гах жи­во­та Агн­ца Бо­жия, ле­та Ко­е­го не оску­де­ют. Ему с Бо­гом От­цом и Жи­во­тво­ря­щим Ду­хом по­до­ба­ет от нас вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.


Жития святых     

Написать комментарий