Наставления старца иеромонаха Феодора Санаксарского

Наставления старца иеромонаха Феодора Санаксарского

Наставления старца иеромонаха Феодора Санаксарского
   
 1. О том, что желающему истинно спасения необходимо найти себе духовного отца-руководителя, старец говорил: «Св. Иоанн Лествичник в своей духовной лествице поучает, что весь подвиг монашеского жития состоит в отсечении своей воли и своего рассуждения (слово о послушании); а без этого всякий, живущий в монастыре, не монах, а мирянин. Как невозможно плавать кораблю без кормчего и обучающемуся какому-либо художеству обойтись без мастера и учителя, так тем более невозможно вступающему в монашество без опытного наставника спасти душу. Святитель Василий Великий говорит таковому: «со многим попечением и разумом потщись обрести мужа, предводителя твоего жительства, не прелестного, добре сведущего наставлять к Богу идущих, цветущего добродетелями... могущего разуметь Божественные Писания, не многозаботливого (о житейском), не сребролюбивого, нестяжательного, безмолвного, боголюбивого, нищелюбца безгневного, не памятозлобного, могущего назидать доверяющихся ему, не тщеславного, не гордого, неласкательного, ничего не предпочитающего паче Бога. И когда найдешь такового, вручи ему себя, всякую волю свою оплевав» (Слово 7 марта в Прологе). Ученики спросили старца: отче, если кто не найдет себе отца которому бы поручить свою душу, то как ему быть? Старец отвечал: «всяк ищай обретает», говорит Господь (Мф. 7:8). Желающему истинно монашеской жизни должно только искать отца, и Господь Бог не оставит его, несомненно поможет найти. На себя же полагаться весьма опасно, ибо сказано: «не буди мудр о себе» (Рим.11:25). В случае нужды, хорошо довериться и брату о Господе, достойному. Если ищущий и сам пойдет путем тесным, то Господь будет тайно наставлять на путь спасения.
  
  2. Однажды, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Феодор, по окончании трапезы, при посетителях господах, бывших на празднике, говорил: «Св. Церковь воспевает в песнях настоящего праздника, приглашая всех нас, братие, земнородных, радостным духом сликовствовать друг с другом, ибо излияся на нас источник крайнего милосердия Божия, в воплощении Единородного Сына Его, Спасителя мира. Благовествуй земле радость велилию! Наполнена уже вся земля благовествованием сим, а благоговейные христианские души, духовною радостью. Но, скажите, можно ли душе, увлекающейся суетою и веселостями века сего чувствовать святую радость благовещения? Мне кажется, что как не может человек Богу работать и мамоне, так не возможно ему, увлекаясь временными увеселениям, чувствовать духовное веселие о Боге».
  
  3. По выходе из трапезы, один из гостей, слушавших беседу о. Феодора, просил позволения войти к нему в келью для духовной нужды, старец пригласил его, между прочими духовными беседами, предложил отцу Феодору вопрос: «Если человеку, живущему в мире, не должно наслаждаться благами века сего, то для чего и сотворено Богом на земле столько приятных вещей? Понять не могу, как Бог, будучи благ и един, дал людям две совершенно различные заповеди. Одною, все на свете сотворенные приятные блага дает он в снедь употребление, как для этой цели созданные и добрые зело, а другою требует от человека поста и воздержания. Прошу вас, отец мой, разрешите мое недоумение».
   
О. Феодор отвечал: «Зачем говорить и судить о скрытых от нас тайнах? Бог неправеден быть не может, и что говорит по Своему всеведению, говорит истинно, а наше дело беспрекословно повиноваться истине. Еще в раю даны сказанные две заповеди «и заповеда Бог Адаму глаголя: от всякаго древа, еже в раю, снедию снеси, от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него, а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:16-17). Видно из сего, что пост сроден естеству человека. Но если бы, по этой нужде поста, Бог не благоволил сотворить в таком обилии благ земных, тогда пост у всех был бы невольный. Нужно думать, что обилие благ на земле не для наслаждения, а для совершенства поста. Бог не восхотел невольного поста, а восхотел, что мы, при всем изобилии, не воздерживались только, но и постились, по собственной воле из любви к Нему, как предано сие святой Церкви. За послушание сему уставу, обещал Он в награду здравие телесное и спасение душевное: за преслушание же смерть. Если бы притом не было дано земле обилия, то какое могло бы быть утешение для немощных, больных по плоти, престарелых и младенцев? Ради их-то и заключил Бог всех нас в нужде, а благоволил, что избыток служит им в утешение». Выслушав это, гость успокоился, благодаря отца Феодора за полезную беседу и разрешение своего недоумения.

   4. Пришли однажды к о. Феодору для откровения помыслов два брата, недавно вступившие в обитель и еще не утвердившиеся в вере к старцу и подвигах иноческих. Первый из них сказал: «Благослови мне, отче святый, в нынешние зимние долгие ночи от уныния иметь огонь в кельи для освещения и чтения книг». Старец сказал ему: «Вместо просимого тобою света вещественного, научайся искать света небесного умного; а читать книги, вам новоначальным, по келлиям, кроме трапезы, в моей обители не позволяется: ибо вы не столько заимствуйте из них полезное для души, сколько навыкаете толковать на разорение душевного спасения, что не вы сами, а другие не так живут».

  Другой пришедший сказал: «Помысл склоняет меня на уединенное пустынное житие, оставив общежитие и послушание». Старец отвечал ему: «Вспомни, сколько многие из древних отцев, живших в уединении, пострадали от самомнения; а иные даже в ересь впадали, и многие из таких остались навсегда неисправимыми и погибли. Бойся, чтобы на тебе не сбылось слово святого Писания: «вси неимущие управления падают яко листвие» (осеннее) (Притч.11:14); и еще: «горе единому; егда бо впадает в уныние, кто возставит его» (Еккл.4:10). Святые отцы определили вступившему в общежитие быть непременно под отеческим послушанием, что называется страдальческою жизнью, и за то он, в свое время, получит от Господа Бога великую милость и увенчан будет венцем славы, наравне с мучениками и исповедниками Христовыми».
  
  5. «Если хочешь жить в уединении, по благословению моему, то потерпи трехлетний искус у меня в общежитии: всякое случающееся тебе от других уничижение и досаду понеси с любовью; пища у тебя будет один хлеб и щи, и притом однажды в день; на послушание являйся на всякое и прежде всех. Если такой трехлетний искус перенесешь безропотно, то благословлю и на уединение». Брат, желая пустынного жития, принял такое, данное ему от отца правило, но вытерпеть его не мог, почему и остался в общежитии на послушании. Таким образом старец исправил обоих братий.
   
 6. Пришли еще другие два брата к отцу Феодору в келлию и сказали: первый: «Имею желание, отче святый, для прогнания уныния выучить наизусть псалмы Давыдовы, и некоторые уже вытвердил, без благословения вашего, в чем прошу прощения». Другой: «Невыносимо мне, по немощи моей, житье в здешней обители, отец мой; почему вознамерился перейти в другое место». Отец сказал первому, выучившему псалмы: «Упражняться в этом душеспасительном деле я никому не возбраняю, а напротив, еще подтверждаю, по слову святого апостола Павла: «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще себе самих во псалмех и пениих, и песнях духовных, о благодати поюще в сердцах ваших Господеви» (Кол. 3:16). Другому сказал: «Ты хочешь легкой дорогой дойти до Бога. Такие ли еще труды должно нести ради Господа? Устыдись, друг мой, малодушия своего! Посмотри, какие мучения претерпели из любви к Богу святые мученики? Двести бы лет, кажется, провел в такой жизни, какова у нас в обители, только бы не страдать так, как святые мученики краткое время страдали в мучениях».

Написать комментарий