ИЗ ЛЮБВИ КО ГОСПОДУ:  Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском

ИЗ ЛЮБВИ КО ГОСПОДУ: Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском

Нечестивый царь Ликиний, принятый Константином Великим в соправители и управлявший восточными странами, издал по всей своей области повеление предавать различным мукам и смерти христиан, не желавших поклоняться идолам, и имущество их отнимать на постройку идольских капищ, бань и на перестройку городов.

 

Тогда в Никополе армянском более сорока рабов Христовых собрались и решили, не дожидаясь пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр - люди знаменитые и своим родом, и образованием, и отличавшиеся добродетельной жизнью; они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился единодушному согласию стольких людей и мужеству, с каким они по собственной воле шли на мучения, и спросил их: «Кто вас научил не поклоняться нашим богам»?

 

«Отец наш - Христос небесный, Он научил нас не поклоняться ложным богам» - отвечал Александр.

 

А игемон начал хвалить своего бога Зевса и называть его праведным, чистым и безгрешным.

На это святой Леонтий сказал: «Зевс праведен - а разве он не сверг с престола своего отца Крона? Он чист и безгрешен - а разве не он взял себе в жены свою родную сестру Геру и не осквернил многих чужих жен? Он губил не только женщин, но и мужчин и творил самые мерзкие беззакония. Как же он, такой грешник, мог быть богом? Если ваш бог грешник, то ему для исправления нужен иной бог, безгрешный.

 

Не даны ли людям законы не иметь никому чужой жены, не брать в жены себе сестру, не обижать, не убивать никого? И если кто осмелится поступить в чем-либо против законов, тот называется преступником и подлежит суду и смертной казни. А ваши боги - люди и преисполнены всех зол и беззаконий: они были блудниками, прелюбодеями, человекоубийцами и как законопреступники, какому грозному суду и сколько раз смертной казни они подлежали! Поэтому вашим беззаконникам-богам нужно подчиниться человеческим законам и подражать людям, строго соблюдающим законы. Наш Бог истинный, а ваши боги ложные и не боги, а бесы и пагубные обольстители; сами они погибли и поклоняющихся им ведут к вечной погибели».

 

Взбешенный этими словами игемон приказал бить по устам камнями всех исповедников Христовых.

Потом мучитель велел всех их обложить железными веригами и бросить в темницу. А святой Леонтий ободрял всех такими словами: «Братья, перенесем все терпеливо! Вы знаете из священного Писания, сколько вытерпел праведный Иов, и каково было страдание Господа нашего. Иоанн Предтеча был обезглавлен, Стефан побит камнями, Петр распят, Фома пронзен копьем. Как мужественно подвизались святые мученицы Фекла, Евфимия, Капитолина, Иулитта и победили диавола! И если женщины были так мужественны, то нам, мужчинам, нужно быть еще более крепкими и свои души положить за Христа Бога нашего, положившего Свою душу за нас на кресте».

 

Наступившую ночь святые проводили в молитвах и пении псалмов; не спал и Лисий игемон в ту ночь: он обдумывал, каким мукам подвергнуть рабов Христовых. 

 

     Утром мучитель приказал их всех нагих повесить и строгать тело их железными крючьями; до самого полудня, строгали святых мучеников, пока не стало сильно печь солнце. Остроганные до костей святые опять были заключены в темницу.

 

 Когда святые сидели в темнице, увидел святой Леонтий, что некоторые из братии тяжело страдают от ран, и очень безпокоился о них, как бы в крайнем изнеможении они не отпали от веры: поэтому он молил Бога послать им скорее окончание подвига.

 

      Был в городе известный гражданин, по имени Ирод, язычник, пользовавшийся почетом у игемона как советник; и у этого гражданина был секретарь Филин, любимый святым Леонтием за добрый нрав. За ним послал святой и, когда тот подошел к окну темницы, попросил его передать Ироду, чтобы, если ему случится быть у игемона, посоветовал завтра постановить нам смертный приговор.

 

В это время Ирода позвали к игемону на ужин. Он пришел со словами: «Я не могу есть, я видел, как строгали осужденных, как текло много крови; желудок мой не может принимать пищи; мне тошно». Когда игемон спросил, как ты посоветуешь мне с ними поступить, Ирод ответил: «Пусть умрут завтра. Ведь они преступники и достойны смерти, так почему же их сейчас же не казнить»? Игемон дал клятвенное обещание умертвить их на следующий день.

 

Узнали об этом все братия и обрадовались, что завтра умрут за Христа и стали молиться, приготовляясь к смерти. В молитве они говорили: «Ты знаешь, Господи, что мы возлюбили Тебя и ради Тебя предались на смерть. Ты же укрепи нас всех, чтоб ни один не отстал от этой дружины, чтобы не посмеялся и не порадовался о нем наш враг».

 

      Так молились святые и ободряли друг друга; в полночь же запели великий псалом на свое погребение (Пс 118). По окончании псалма пришел ангел Господень, наполнил светом темницу и сказал им: «Радуйтесь, рабы Христовы, близка кончина ваша, имена ваши записаны на небе, надейтесь, с вами Бог».

 

В это время два темничных сторожа, родом египтяне, не спали, видели свет, заблиставший в темнице, и слышали голос ангела, но самого ангела не видели. Пришли в темницу к святым  и просили: «Примите и нас в ваше число: и мы веруем в Господа Иисуса Христа, возлюбившего вас, и просим вас помолиться Ему, чтобы Он сподобил и нас одинаковой участи с вами». Святые обрадовались их обращению к Богу.

 

На следующее утро игемон Лисий приказал привести святых мучеников. Увидев, что два темничных сторожа присоединились к святым узникам, он всем за одно издал смертный приговор: сначала отсечь им топором руки и ноги, потом бросить на сожжение в огонь и оставшиеся после сожжения их кости бросить в реку.

 

Тотчас слуги посадили мучеников на землю и стали рубить им руки и ноги. Был сильный солнечный зной, и святые мученики страдали от жажды, одни от боли в ранах, другие - от солнечного зноя; иные умерли в этих страданиях, иные едва дышали, иные же мужественно терпели.

 

А святой Сисиний, лежа в своей крови, привалился к камню и так молился Богу: «Господи, Податель всех благ, Ты теперь открой этот камень, испусти воду и напои немного меня: Ты видишь жажду нашу, от которой мы погибаем». По молитве его внезапно двинулся камень,  и испустил источник ключевой воды.

 

 В это время слуги разожгли приготовленный костер и стали  класть тела мучеников в огонь. Одни из святых были еще живы, другие уже умерли.

 

Сожгли святых мучеников, а слуги начали искать оставшихся в пепле мученических костей и сколько нашли, собрали в тряпки, снесли и высыпали в реку. Пришли потом искать их благочестивые люди и без труда нашли; собрали их все до одной и сберегали в почетном месте, пока не погиб нечестивый царь Ликиний, управлявший восточной половиной царства, и не воцарился один Константин. Когда дана была свобода церкви Христовой по всей вселенной, тогда и кости этих святых мучеников были показаны всем, и была построена церковь во имя их. От святых костей их подавались исцеления, а также и от того источника, который вызвал святой Сисиний своей молитвой.

 

 Пострадали святые сорок пять мучеников десятого июля, в Никополе армянском, при Лисии игемоне, когда Ликиний царствовал над востоком; над нами же царствует Господь наш Иисус Христос, Которому с Отцом и Святым Духом возсылается честь и слава, ныне и в безконечные веки. Аминь.

 

Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий