Русь Святая, что
стало с тобою? Где твоя святость? Где теперь благочестие предков наших, которые
за веру Православную, за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за
землю Русскую готовы были отдать всё, не только имущество, но и саму жизнь?
Тогда весь русский народ, как один человек, – все думали
одну думу; все сословия – и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные –
состояли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец , там и
нищий. Настает праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и боярин с
сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и
земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, – все идут в храм Божий, и для
всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей
от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома
запирались с субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники,
как допускают ныне, и помину не было.
Супружества были неразрывными узами до гроба. Дети
воспитывались в страхе Божием, в повиновении родителям, в почтении старшим. Не
много было тогда мужей ученых, но все были люди Верующие, благочестивые.
Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую
давала ему святая Церковь: от нее он учился по Псалтири, по прологам или
толковым Евангелиям, по житиям святых, по Златоусту и другим учителям Церкви,
которые читались в храмах Божиих. Из этих книг народ не только умудрялся во
спасение, но и научался житейской мудрости.
Ныне не то стало: всё
пошло по-иному, но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать, а
нового, доброго тоже не наживаем. От добрых старых обычаев у нас остались
только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от
добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго
отца. Нужны ли примеры для этого? Вот в старину и боярин, и купец, и
ремесленник, и земледелец – все любили святую Церковь, как мать свою. Ныне
многие стали чуждаться святой Церкви, стыдиться, как стыдится иногда своих
простых родителей юноша, попавший в город по их же милости и наслушавшийся
насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве
городских жителей.
В старину и князь, и
боярин, и купец, и земледелец чтили праздники Господни; все более или менее
любили посещать храмы Божии; с вечера шли к вечерне; утром, вставая рано, шли к
утрене, а потом к литургии. Ныне не то! Посмотрите, кем ныне бывают
наполнены наши городские храмы? Там только простой народ, да и то далеко не
весь и не всегда. Всё знатное, богатое там отсутствует: нет их ни на вечернях,
ни на утреннем богослужении. С вечера одни из них сидят в домах увеселений, в
театрах; другие дома занимаются увеселениями или прогулками; иные сидят за
картежными столами, а утром, когда бывает Литургия, они ещё спят после вечерних
и ночных развлечений.
В старину весь
русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне
разделился русский народ. Каждое сословие избрало для себя как бы свою
особую веру, свои обычаи. Верхние сословия стали стыдится веры своих отцов и
остались совсем без веры или же пошли за изобретателями новых вер, сделались
последователями новых лжеучений. Средние сословия избрали себе новых богов:
торговое стало поклоняться Золотому тельцу, которому приносит в жертву все свои
труды, все время, ему отдает и все свои думы, и все свое сердце; ремесленник то
занят своим делом, препятствующим ему служить Богу, то отдается греховному
отдыху в виде разгула, попоек и разного рода увеселений. И торговцы, и
ремесленники живут также без веры и без Церкви.
Только низшее
сословие держится пока унаследованной веры и обычаев, но и то далеко не все. И среди него образовался злополучный раздел: значительная часть простого народа отпала от Церкви, перешедши в раскол
и сектантство с их многочисленными толками и разделениями.
Таким образом, как бы весь русский народ пришел в такое
состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и
предавшись, а потом 70-летнему плену. Через пророка сказано было об этом
народе: «От подошвы ноги до темени головы
нет у него здорового места, всюду язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:6).
Нечто подобное стало и с русским народом. И он как бы обратился от ног до
головы в гнойный труп.
В верхних слоях его
отступление от Бога, отпадение от Церкви, восстание против Богоучрежденной власти,
крамолы и убийства, подстрекательства к бунту, убийства сановником и других
верных царских слуг.
В среднем сословии,
торговом и ремесленном, – поклонение Золотому тельцу с забвением о Боге, о
правде и чести, о милости.
А о простом народе с
сожаление должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое
достояние, свои пожитки: он пьет с горя, с радости; все сделки у него
совершаются не иначе, как с выпивкой. Если он несет Богу свою трудовую копейку,
то в винную лавку отдает полный рубль. Он сам пьет, и дети пьют, пьют и
женщины. Пьянство приводит его к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают
мужей и идут за другими. Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в
старину такого разврата, как ныне.
Усилилось ныне и
воровство: один обкрадывает казну и не считает это грехом; этот крадет святыню,
обкрадывает церковь. Наемник обкрадывает хозяина, а хозяин не всегда отдает
должное наемнику. Обман и клятвопреступление также не стали считаться грехом.
Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не стало честности и
добросовестности. У самих, по-видимому, честных людей честность сохраняется
только дотоле, пока ее сдерживает стыд и страх. У нас прошли те времена, когда
можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и караула. Трудно ныне
найти человека, который сам объявил бы потерянную кем-либо вещь и доставил её
хозяину.
Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши
предки и передали нам как богатое наследие, с которым соединилось Божие
благословение. Не потому ли мы теперь терпим и неудачи? На окраине нашего
Отечества нас постигла война, столь несчастливая для нас, что как будто Господь
отступил от нас и не ходит с нами в войсках наших, предавши нас позору перед
народами Земли. И при таком унижении мы дерзнем ли сказать: «За что, Господи?»
Ибо знаем, что мы, будучи народом осчастливленным Богом и удостоенным Богом и
удостоенным милостей Его преимущественно пред другими народа, обезславили имя
Его нашею жизнею. Мы можем сказать только одно: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лиц!»
Несчастливые во внешней войне, мы ведем и внутреннюю войну,
которая едва ли тяжелее внешней. Это – наша
внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах.Нам грозит опасность прийти в состояние того царства, которое, по Евангелию,
разделившись само в себе, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем
ударов, ибо пришли в состояние безчувствия, подобно больному, пораженному
параличом. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы даже при тяжелых
ударах говорим: « Не только нам»!
Не для того ли Господь посылает нам кроме общего для всей
страны бедствия ещё для каждого города и области особые несчастья: в одном
месте у нас повальные болезни, в другом – падеж скота, в третьем – неурожай
хлеба несколько лет кряду, в четвертом – волнения молодежи, волнения среди
рабочих и другие смуты, грабежи, пожары. Несмотря и на это, мы все ещё готовы
говорить: «Не больно нам», – и
продолжаем есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. По прежнему пустеют наши храмы и
наполняются театры и дома народных увеселений любителями веселия.
О, Русь Святая!
Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела
прибегать к Богу с молитвой и покаяниями получила себе избавление! Вспомни
Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится! Принеси покаяние
и плоды, достойные покаяния! Обрати нас, Господи, и мы обратимся. А без Тебя мы
и сего не можем сделать. Возстани, Господи, помози нам и избави нас имени
Твоего ради!
Из поучений Макария
(Невского), епископа Томского, 1905
г.