«За что русский народ наказывается»

«За что русский народ наказывается»

Русь Святая, что стало с тобою? Где твоя святость? Где теперь благочестие предков наших, которые за веру Православную, за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за землю Русскую готовы были отдать всё, не только имущество, но и саму жизнь?

Тогда весь русский народ, как один человек, – все думали одну думу; все сословия – и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные – состояли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец , там и нищий. Настает праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и боярин с сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, – все идут в храм Божий, и для всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома запирались с субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники, как допускают ныне, и помину не было.

Супружества были неразрывными узами до гроба. Дети воспитывались в страхе Божием, в повиновении родителям, в почтении старшим. Не много было тогда мужей ученых, но все были люди Верующие, благочестивые. Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую давала ему святая Церковь: от нее он учился по Псалтири, по прологам или толковым Евангелиям, по житиям святых, по Златоусту и другим учителям Церкви, которые читались в храмах Божиих. Из этих книг народ не только умудрялся во спасение, но и научался житейской мудрости.

Ныне не то стало: всё пошло по-иному, но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать, а нового, доброго тоже не наживаем. От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот в старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец – все любили святую Церковь, как мать свою. Ныне многие стали чуждаться святой Церкви, стыдиться, как стыдится иногда своих простых родителей юноша, попавший в город по их же милости и наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве городских жителей.

В старину и князь, и боярин, и купец, и земледелец чтили праздники Господни; все более или менее любили посещать храмы Божии; с вечера шли к вечерне; утром, вставая рано, шли к утрене, а потом к литургии. Ныне не то! Посмотрите, кем ныне бывают наполнены наши городские храмы? Там только простой народ, да и то далеко не весь и не всегда. Всё знатное, богатое там отсутствует: нет их ни на вечернях, ни на утреннем богослужении. С вечера одни из них сидят в домах увеселений, в театрах; другие дома занимаются увеселениями или прогулками; иные сидят за картежными столами, а утром, когда бывает Литургия, они ещё спят после вечерних и ночных развлечений.

В старину весь русский народ составлял одну семью, у которой была одна вера, одни обычаи. Ныне разделился русский народ. Каждое сословие избрало для себя как бы свою особую веру, свои обычаи. Верхние сословия стали стыдится веры своих отцов и остались совсем без веры или же пошли за изобретателями новых вер, сделались последователями новых лжеучений. Средние сословия избрали себе новых богов: торговое стало поклоняться Золотому тельцу, которому приносит в жертву все свои труды, все время, ему отдает и все свои думы, и все свое сердце; ремесленник то занят своим делом, препятствующим ему служить Богу, то отдается греховному отдыху в виде разгула, попоек и разного рода увеселений. И торговцы, и ремесленники живут также без веры и без Церкви.

Только низшее сословие держится пока унаследованной веры и обычаев, но и то далеко не все. И среди него образовался злополучный раздел: значительная часть простого народа отпала от Церкви, перешедши в раскол и сектантство с их многочисленными толками и разделениями.

Таким образом, как бы весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись, а потом 70-летнему плену. Через пророка сказано было об этом народе: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места, всюду язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис.1:6). Нечто подобное стало и с русским народом. И он как бы обратился от ног до головы в гнойный труп.

В верхних слоях его отступление от Бога, отпадение от Церкви, восстание против Богоучрежденной власти, крамолы и убийства, подстрекательства к бунту, убийства сановником и других верных царских слуг.

В среднем сословии, торговом и ремесленном, – поклонение Золотому тельцу с забвением о Боге, о правде и чести, о милости.

А о простом народе с сожаление должно сказать, что он спился и развратился. Он пропивает свое достояние, свои пожитки: он пьет с горя, с радости; все сделки у него совершаются не иначе, как с выпивкой. Если он несет Богу свою трудовую копейку, то в винную лавку отдает полный рубль. Он сам пьет, и дети пьют, пьют и женщины. Пьянство приводит его к разврату. Мужья оставляют жен, жены покидают мужей и идут за другими. Развращается и молодежь по примеру старших. Не было в старину такого разврата, как ныне.

Усилилось ныне и воровство: один обкрадывает казну и не считает это грехом; этот крадет святыню, обкрадывает церковь. Наемник обкрадывает хозяина, а хозяин не всегда отдает должное наемнику. Обман и клятвопреступление также не стали считаться грехом. Кто только ныне не лжет, кто не обманывает? Нигде не стало честности и добросовестности. У самих, по-видимому, честных людей честность сохраняется только дотоле, пока ее сдерживает стыд и страх. У нас прошли те времена, когда можно было ценные вещи оставлять на дворе без запора и караула. Трудно ныне найти человека, который сам объявил бы потерянную кем-либо вещь и доставил её хозяину.

Так мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали нам как богатое наследие, с которым соединилось Божие благословение. Не потому ли мы теперь терпим и неудачи? На окраине нашего Отечества нас постигла война, столь несчастливая для нас, что как будто Господь отступил от нас и не ходит с нами в войсках наших, предавши нас позору перед народами Земли. И при таком унижении мы дерзнем ли сказать: «За что, Господи?» Ибо знаем, что мы, будучи народом осчастливленным Богом и удостоенным Богом и удостоенным милостей Его преимущественно пред другими народа, обезславили имя Его нашею жизнею. Мы можем сказать только одно: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лиц!»

Несчастливые во внешней войне, мы ведем и внутреннюю войну, которая едва ли тяжелее внешней. Это – наша внутренняя смута, которая раздирает наш народ, производит застой в работах.Нам грозит опасность прийти в состояние того царства, которое, по Евангелию, разделившись само в себе, не устоит. Но при всем том мы как бы не чувствуем ударов, ибо пришли в состояние безчувствия, подобно больному, пораженному параличом. Бедствие родины, как чужое, не трогает нас, и мы даже при тяжелых ударах говорим: « Не только нам»!

Не для того ли Господь посылает нам кроме общего для всей страны бедствия ещё для каждого города и области особые несчастья: в одном месте у нас повальные болезни, в другом – падеж скота, в третьем – неурожай хлеба несколько лет кряду, в четвертом – волнения молодежи, волнения среди рабочих и другие смуты, грабежи, пожары. Несмотря и на это, мы все ещё готовы говорить: «Не больно нам», – и продолжаем есть и объедаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. По прежнему пустеют наши храмы и наполняются театры и дома народных увеселений любителями веселия.

О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаяниями получила себе избавление! Вспомни Забытого тобою и помолись! Смех твой в плач да обратится! Принеси покаяние и плоды, достойные покаяния! Обрати нас, Господи, и мы обратимся. А без Тебя мы и сего не можем сделать. Возстани, Господи, помози нам и избави нас имени Твоего ради!

Из поучений Макария (Невского), епископа Томского, 1905 г.

Написать комментарий