Разумная родительская любовь как самое лучшее воспитательное средство

Разумная родительская любовь как самое лучшее воспитательное средство

Чтобы воспитать своих детей в послушании, христианские родители должны внушать им не только почитание и уважение к себе, но и страх. Впрочем, этот страх не должен быть рабским, он должен соединяться с христианской любовью. Тогда дети привыкают не к принужденному только послушанию, но и к совершенно добровольному. Их нужно научить оказывать полное послушание не из страха перед наказанием, но из любви к отцу и матери; они должны избегать своеволия единственно потому только, чтобы не оскорбить этим своих родителей. Любовь порождает взаимную любовь.

Между недостатками, вследствие которых родители теряют уважение детей, отметим следующие:

   1. Грубое и жестокое обращение со своими родителями. Где дедушка и бабушка сидят, как говорят, за печкой и не смеют пошевельнуться, чтобы не вызвать брани и оскорблений, где в присутствии детей говорят о них непристойные, насмешливые слова, там наверняка и дети потеряют уважение к своим родителям, и таким родителям, как правило, придется терпеть от своих детей. Чем кто согрешает, тем, по большей части, и наказывается: каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут.

   2. Дети теряют уважение к родителям, когда эти последние живут между собой не в мире и согласии и, враждебно настроенные, открывают в присутствии детей недостатки друг друга, ссорятся и даже дерутся. Если такие сцены часто повторяются пред глазами детей, если мать при детях бранит отца или, наоборот, отец при детях унижает мать, если мать и отец по отношению к детям употребляют такие, например, выражения, как «ты такой же негодяй, как твой отец» или «ты такая же беспутная, как твоя мать», — то, естественно, не может быть и речи об уважении и покорности детей таким родителям.

   3. То же самое бывает и тогда, когда родители слишком болтливы и словоохотливы в присутствии детей и дозволяют себе рассказывать при них о шалостях и глупостях своей молодости или же ведут себя в их присутствии нескромно и одеваются, не соблюдая благоприличия.

   4. Наконец, само собою понятно, что нельзя ожидать почтения к родителям, которые преданы каким-нибудь явным порокам, например, пьянству, воровству, кощунству, богохульству, разврату и т.д.
   
   Апостол Павел писал: во всем показывай в себе образец добрых дел (Тит.2:7). В этих словах Апостола намечается одно из важнейших средств к воспитанию детей в послушании: родители должны во всем предшествовать своим детям добрым примером, должны во всех мыслях и действиях показывать себя самих и послушными чадами Православной Церкви, и истинными сынами Отечества, показывать собой пример честного исполнения своих церковных и гражданских обязанностей. Если же отец или мать осуждают и пренебрежительно относятся к школьным учителям, к своим начальникам по службе, если нападают на уставы и постановления Церкви, если сами не исполняют ни предписаний начальства, ни заповедей церковных, — то каким образом они могут надеяться, что дети будут почитать их и уважать их родительскую власть над собой?

   «Приучайте ваших детей повиноваться вам ради Бога. Подавляйте с самых ранних лет в них своеволие. Не давайте им всего того, чего они от вас требуют, напротив, приучайте их к самоограничению и воздержности. Требуйте от них самого скорого и точного послушания: приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову. Строго настаивайте всегда на исполнении того, что вы раз приказали или запретили. А чтобы можно было вам так действовать, не приказывайте ничего невозможного, ничего чрезмерно трудного, не будьте в ваших требованиях капризны, несправедливы и грубо произвольны, не дозволяйте сегодня того, что вчера запретили. Будьте, наконец, согласны в ваших требованиях и запрещениях. Умейте приобретать у своих детей необходимое уважение. Вселяйте в них истинную любовь к вам. Но особенно показывайте в себе самих образец для них» .

   Кто не любит своих детей? А между тем, о всех ли родителях можно сказать, что они любят так, как следует, и стремятся к тому, чего требует истинное благо и польза для их детей? Не бывает ли, что в этой иногда горячей любви родителей кроется вред и опасность для их детей, которые благодаря именно слепой и неблагоразумной родительской любви делаются порочными и несчастными на всю жизнь? Рассмотрим, какой должна быть родительская любовь, как самое главное и необходимейшее условие успешного и доброго воспитания.

   Если родители питают горячую любовь к своим детям, то это есть нечто вполне естественное и Богу нисколько не противное. Чувство любви к детям так глубоко вложено Самим Творцом в сердца родителей, что отцы и матери, не любящие детей, встречаются только как редкое исключение. Поэтому у пророка Исаии говорится: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? (Ис.49:15). Эту любовь родители не должны скрывать от своих маленьких детей. Напротив, всеми своими действиями и ласковым обращением они ясно должны давать чувствовать ребенку, как они его любят и как желают ему одного только добра. Ибо от любви родителей к детям зажигается и любовь детей к родителям, и эта взаимная любовь есть самое лучшее, самое возвышенное и благородное воспитательное средство. Это то самое воспитательное средство, которое Сам Бог, Небесный Отец, чаще всего употребляет по отношению к нам, Своим детям, ибо Он Сам старается привлечь нас к Себе и расположить к исполнению Своих заповедей, главным образом, любовью и благодеяниями. Этому должны подражать и родители: благоразумной любовью они должны приводить своих детей к тому, чтобы те добровольно повиновались им из одной только любви, а не из страха подвергнуться наказанию. До тех пор, пока все делается из любви и по любви, нет нужды употреблять какие-либо насильственные меры, прибегать к принуждению и строгости.

   Итак, у большинства родителей не бывает, как мы уже указывали, недостатка любви к детям, но в весьма многих случаях эта любовь бывает ложная и превратная. И если мы отметили истинную, разумную родительскую любовь как самое лучшее воспитательное средство, то об этой — к несчастью, очень распространенной — превратной и неразумной родительской любви нужно сказать, что она весьма пагубна и для родителей, и для детей. Вредна и особенно неугодна Богу та любовь родителей, при которой заботятся только о телесном и материальном благополучии детей, но нисколько не заботятся об их бессмертных душах и вечном спасении. Кто знаком с жизнью матери братьев Маккавеев, с жизнью святой Филицаты и блаженной Моники, тот ясно может представить себе образцы истинной любви, которая, прежде всего, заботится о спасении детских душ.

   Неправильна и вредна та любовь к детям, которая ослепляет родителей до того, что они не видят даже весьма серьезных пороков и проступков детей, а иногда в несчастном самообмане считают их даже за добрые качества. В такой слепой любви родители во всем потворствуют детям и все дозволяют, чего только они ни захотят, — воспитывают из них эгоистов и нахлебников. Дети вырастают своевольными и порочными, ибо родители не обращают внимания на их ежедневные неблаговидные поступки и проявления распущенности, не хотят ни сами наказывать их, ни другим не дозволяют этого, считая, что детей не следует лишать своей воли, так как с годами все это пройдет, и они будут разумнее.

   За такую слепую и неразумную родительскую любовь дети в большинстве случаев платят неблагодарностью. Об этом древний мудрец говорит: своевольное дитя причиняет скорбь своей матери (Притч.29:15). Современный опыт вполне подтверждает эту истину, засвидетельствованную Священным Писанием. В самом деле, не показывает ли он в тысячах случаев, что те именно дети, которые сызмала были избалованы, которым ничего не запрещалось, но все дозволялось, впоследствии делаются грубыми, неблагодарными и нередко дерзкими с родителями.

   Святой Иероним рассказывает, что в древние времена существовал обычай обмывать новорожденных младенцев холодной водой и посыпать их тело солью, чтобы закалять их тела. А в наше время многие родители посыпают детей сахаром, т.е. балуют и изнеживают их; но в благодарность за это такие дети нередко посыпают сердца своих родителей солью, т.е. причиняют им впоследствии много скорбей и отравляют их жизнь .

   Любовь родителей тогда только будет трезвой и благоразумной, когда они будут любить, прежде всего, бессмертные души своих детей, и заботиться, прежде всего, об их вечном спасении, а не исключительно о теле и временной жизни.

   Более ста лет назад один христианский педагог писал: «Этот взгляд на дитя как на зародыш человека-христианина предохранит нас и от суровости воспитания, и от небрежения о нем; он даст нам именно ту умеренность в заботах о воспитании, которой чаще всего недостает при воспитании. В самом деле, без этого взгляда мы можем желать добра для дитяти всей душой, но мы или не будем иметь пощады к дитяти за всякое отступление от принятых нами правил воспитания — мы будем тиранить его на каждом шагу; или, любя дитя всем сердцем, будем позволять ему самые непростительные шалости — ибо дитя будет для нас не более чем живая кукла. Или, с другой стороны, без этого взгляда на дитя как на человека-христианина, мы будем или пренебрегать всяким воспитанием дитяти, как существа, будто не заслуживающего серьезных забот о нем, или обращать внимание на одно внешнее воспитание, касающееся правил приличия, тогда как важнейшее дело — развитие души дитяти — будет забыто нами. Этот высокий взгляд на дитя не исключает мер воспитания, сообразных с возрастом дитяти, — и ласки, и принуждения, но сообщает родителям или воспитателям благоразумие употреблять эта меры так, чтобы ни дитя не унижалось перед воспитателем, ни воспитатель перед ребенком» . Этот взгляд сообщит отношениям их характер взаимного уважения: дитя искренне любит и почитает своего воспитателя, а воспитатель относится с уважением к христианской личности воспитываемого.


 Гермоген Шиманский    

"Христианская добродетель целомудрия и чистоты    
 по учению святых Отцов и подвижников Церкви"    
 О воспитании послушания в детях     

Написать комментарий