О вменении греха Адама всем потомкам его

О вменении греха Адама всем потомкам его

Объяснение слов:  «Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим.5:12).

(О вменении греха Адама всем потомкам его)

Под миром апостол разумеет не один род человеческий, а целый земной мир, потому что следствия греха человека, как владыки земли, простерлись на всех земных тварей (Рим.8:20; Быт.3:17).

Словом «вниде» означается, что грех не лежал на природе человека и в естественных условиях его жизни, но вошел извне.

«И тако смерть во вся человеки вниде». Смерть в человеке была следствием греха, «яко Бог созда человека в неистление» (Прем.2:23). Смерть разумеется физическая и духовно-нравственная. Физическая была свойственна растениям и животным; человек же до падения имел против нее сверхъестественное средство - плоды древа жизни. С падением он лишился этого средства и повредил самую природу свою, почему и сказано, что смерть вошла в человека и во вся человеки.

В нем же вси согрешиша. В первом человеке все согрешили, потому что все были в нем одном. Возможность совершения такого греха всеми людьми в одном человеке со стороны естественной объясняется происхождением всех людей и по телу и по душе от одной четы. Адам, как бы в зародыше, в семени носил в себе человечество; и как он, так и каждый из потомков его «роди сына по виду своему и по образу своему» (Быт.5:3). Со стороны юридической (права, справедливости) возможность передачи греха от одного человека всем его потомкам объясняется тем, что Адам был представитель всех людей, в лице которого Бог заключил Свой завет со всем родом человеческим. Учение о первородном грехе, находящееся в тесной связи с догматом об Искуплении, с самых первых времен было исповедуемо Церковью и яснейшим образом выражено в Церковной жизни, в крещении младенцев, но особенно оно было раскрыто и определено на поместном Карфагенском соборе, в 418 году, по случаю появления ереси Пелагия, прямо отвергавшего это учение.


Протоиерей Григорий Дьяченко
Борьба с грехом 

Написать комментарий